Цели:
- Формировать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству Якутии.
- Способствовать развитию эстетического вкуса.
- Продолжать развивать фонематический слух; закреплять умение находить место звука в слове; произношение свистящих и шипящих звуков в словах и связной речи.
- Способствовать умению детей делить слова на слоги.
- Воспитывать любовь к родному краю, умение работать в коллективе.
Предварительная работа.
- Экскурсия к памятнику СЭРГЭ.
- Рисование “Шахматная мозаика”, “Позвонок узор”.
- Аппликация “Платье для Сардааны”, “Украсим рукавичку”.
- Знакомство с якутскими пословицами и поговорками.
- Работа кружка “Волшебная ниточка”. Вышивание якутских узоров.
- Разучивание пальчиковых игр.
- Знакомство с изделиями якутской сувенирной фабрики “Сардаана”.
- Оформление мини-музея в группе.
Ход занятия
В: “Страной тысяч чудес” называют порой Якутию. В течение этого года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Наша Якутия богата талантливыми людьми. В длинные вечера они они любят шить, вышивать, вырезать из дерева различные предметы.
Стук в дверь. Входит Сэркэн-сэсэн.
С-с: Дорообо!
Д: Дорообо, Сэркэн-сэсэн!
В: Мы рады ещё раз увидеться с тобой. На празднике мы славно повеселились. А с чем сегодня ты к нам пожаловал?
С-с: Я рад, что вы меня помните. А пришёл я к вам не с пустыми руками.
В: Чем же ты нас хочешь удивить?
Сэркэн-сэсэн приглашает пройти детей к мини-музею, достаёт из-за спины чорон и показывает его ребятам.
В: что же это за предмет такой красивый, расписной?
Д: Это чорон.
В: Какой первый звук в слове “чорон”?
Д: звук “ч”.
В: Звук “р” - в начале слова, конце, или в середине?
Д: В середине слова.
В: Сколько слогов в слове “чорон”?
Д: Два слога.
В: Мастер, который его делал, пел песню, чтобы чорон из под его рук вышел радующий глаз.
Посмотрите как светло и ровно
Похож на задушевный разговор
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
С-с: Какие красивые слова написал поэт о чороне. А что вы мне расскажите об этом предмете?
Д: Чорон вырезают из дерева и украшают узором, который похож на шнур и называется шнуровидный. Мастер под ритм песни делает зарубки, точки, чёрточки.
Из чорона пьют кумыс – напиток из кобыльего молока. Самый красивый чорон ставят перед уважаемым и дорогим гостем.
С-с: Я вижу у вас есть музыкальные инструменты, поэтому хочу сделать вам подарок. Дети подходят к музыкальному уголку.
С-с: Это хомус – музыкальный инструмент. Под негромкие звуки хомуса и украшает мастер свой чорон.
В: Мы сейчас послушаем как звучит хомус.
Включаю громпластинку.