Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе.
С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
В нашей гимназии мы придерживаемся классификации ключевых компетенций, предложенных ученым А. В. Хуторским. Использование компьютерных обучающих программ на уроках математики позволяет мне формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции как учебно-познавательные и информационные.
Согласно Хуторскому, учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Одним из средств реализации компетентностного подхода является информатизация образования - внедрение новых информационных технологий. Кроме использования компьютерных обучающих программ сюда относятся визуализация учебного материала, компьютерное тестирование, моделирование с помощью П. К.
Нестандартная подача материала в виде электронных презентаций, выполненных в программе Power Point, повышает качество любого урока. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которую я ставлю на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами, позволяет показать динамику развития какого-либо процесса. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания, а при проверке самостоятельных или домашних работ обеспечивает визуальный контроль результатов. Учебная презентация может представлять собой конспект урока и состоять из основных составляющих традиционного урока: тема, план, ключевые понятия, домашнее задание. Это может быть слайд-шоу, в котором полностью отсутствует текст, и наоборот презентация может представлять собой только текст. Анимированные чертежи применяются, когда нужно сделать упор на различных графиках, схемах, чертежах. Заполнение таблицы целесообразно использовать при систематизации какого-либо учебного материала.
Приведу пример применения различных видов презентаций на одном уроке, уроке геометрии в 8 классе “Теорема Пифагора”.
1. На этапе актуализации знаний проводится самостоятельная работа с целью повторения формул площадей прямоугольного треугольника и квадрата, которые используются при доказательстве теоремы, а также закрепления вычислительных навыков при выполнении действий с применением свойств арифметического квадратного корня. Учащимся предлагается записать соответствующие формулы и заполнить две таблицы. Каждому ученику выдаются следующие бланки:
Проверка проводится на уроке с помощью презентации заполнение таблицы.
2. Изложение нового материала (доказательство теоремы Пифагора) сопровождается презентацией анимированный чертёж.
Учитель. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (слайд 1).
Для доказательства достроим прямоугольный треугольник до квадрата со стороной, равной сумме длин катетов. Чему равна площадь этого квадрата?
Ученики. Sб. кв. =(a+b)2.
Учитель. На каждой стороне квадрата отметим точками отрезки, равные катетам, соединим их последовательно. Получим четырёхугольник и 4 треугольника (слайд 2).
Далее в вопросно-ответной форме выясняется, что все треугольники - прямоугольные и равные, а четырёхугольник является квадратом (слайд 3)
Просмотр слайда производится по щелчку левой кнопки мыши.
Учитель. Чему равна площадь этого квадрата и площадь каждого прямоугольного треугольника?
Ученики. Sм. кв. =c2 и Sтр. =1/2ab.
Учитель. С одной стороны, согласно основному свойству площадей Sб. кв. = Sм. кв. +4Sтр. , т. е. Sб. кв. =c2+4*1/2ab.
С другой стороны, Sб. кв. =(a+b)2.
Таким образом, c2+4*1/2ab=(a+b)2.
Преобразуем данное равенство: c2+2ab=a2+2ab+b2.
Или c2=a2+b2.
Теорема доказана.
3. На этапе закрепления теоретического материала ученикам предлагается познакомиться с геометрической интерпретацией теоремы Пифагора (слайд 4) и её древней формулировкой.
Учитель. Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.
4. На этапе выработки навыков применения теоремы к решению задач учащимся предлагаются задачи для устного решения по готовым чертежам (слайд 5) и для письменного решения (слайды 6 и 7).
5. С целью расширения кругозора и повышению интереса к предмету восьмиклассникам предлагается презентация слайд-шоу “Пифагор и его школа”, выполненная группой учащихся по заданию учителя, выданному за неделю до урока.
О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н. э. в Древней Греции на острове Самос, поэтому его называют Пифагором Самосским. Родился Пифагор в семье резчика по камню. Ещё в детстве Пифагор проявлял незаурядные способности, и когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове. (слайд 1)
Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса. Мудрый ученый посоветовал юноше отправиться в Египет, где сам когда-то изучал науки.
Пифагору потребовались годы, чтобы глубоко изучить египетскую культуру прежде, чем ему было разрешено познакомиться с многовековыми достижениями египетской науки. Когда Пифагор постиг науку египетских жрецов, то засобирался домой, чтобы там создать свою школу. Жрецы, не желавшие распространения своих знаний, не хотели его отпускать. С большим трудом ему удалось преодолеть эту преграду. (слайд 2)
Однако по дороге домой, Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Наука Вавилона была более развитой, нежели египетская. Наиболее поразительными были успехи алгебры. (слайд 3)
Пифагор в Вавилоне прожил около десяти лет и в сорокалетнем возрасте вернулся на родину. Но на острове Самос он оставался недолго. Около 530 года Пифагор возвратился в Грецию и вскоре в Южной Италии в одной из колоний Греции в г. Кротон основал Пифагорейский союз. Пифагорейцы, как их позднее стали называть, занимались математикой, философией, естественными науками. (слайд 4)
Союз пифагорецев был тайным. Эмблемой союза являлась пентаграмма. Пентаграмме присваивалась способность защищать человека от злых духов. (слайд 5)
Этот пятиугольник обладает интересным геометрическим свойством: поворотной симметрией пятого порядка, т. е. имеет пять осей симметрии. Именно этот тип симметрии наиболее распространен в живой природе у цветков незабудки, гвоздики, шиповника, вишни, груши, яблони, малины. Поворотная симметрия пятого порядка встречается и в животном мире, например, у морской звезды и панциря морского ежа. (слайд 6)
Пифагорейский союз был одновременно и научным обществом, и политическим клубом, и религиозным союзом. Не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов притягивала к нему единомышленников. Система морально-этических правил была собрана в своеобразный моральный кодекс пифагорейцев – “Золотые стихи”. В XVIII-XIX вв. в “Золотые стихи” были особенно популярны в России. В 1808 году в Санкт-Петербурге вышла книжка “Пифагоровы законы и нравственные правила”, начинавшаяся словами:
Зороастр был законодателем персов.
Ликург был законодателем спартанцев.
Солон был законодателем афинян.
Нума был законодателем римлян.
Пифагор есть законодатель всего человеческого рода (слайд 7).
Вот некоторые из Пифагоровых заповедей:
- Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.
- Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.
- Не пренебрегай здоровьем своего тела.
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
- Не делай никогда того, что не знаешь, но научись всему, что нужно знать. (слайд 8)
Пифагор сделал много открытий, но наибольшую славу ученому принесла доказанная им теорема, которая сейчас носит его имя.
Парижской академией наук установлена премия тому, кто первый установит связь с каким-нибудь обитателем другого небесного тела. Эта премия все еще ждет счастливца. В шутку, хотя и не совсем безосновательно, было решено передать обитателям Марса сигнал в виде теоремы Пифагора. (слайд 9)