Пояснительная записка.
Элективный курс, основная задача которого – познакомить учащихся с организацией и функционированием современного бизнеса. Программа курса содержит значительный пласт информации о принципах и навыках деловой коммуникации. Этот курс дает возможность окунуться в беспокойный, сложный мир настоящего бизнеса.
В рамках этого курса основной акцент в коммуникативном и социокультурном развитии средствами иностранного языка направлен на формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, языковой), необходимой для коммуникативно-приемлемого общения на иностранном языке с деловыми партнерами, оказания коммуникативной помощи соотечественникам в повседневно-бытовой, административной сферах, при трудоустройстве, организации бизнеса.
Элективный курс предназначен для учащихся старшего школьного возраста (10-11 классы общеобразовательных школ, а также школ с углубленным изучением английского языка).
Один из разделов курса (глава 3. Электронные сообщения) может быть использован интегрировано с курсом информатики в качестве подготовки к овладению навыками пользования электронной почтой. Таким образом, реализовывается такая функция элективного курса, как поддержка изучения смежных дисциплин на более продвинутом уровне.
Место курса в образовательном процессе.
Данный курс рассчитан на 68 часов и предназначен для работы с учащимися, имеющими пороговый или пороговый продвинутый уровень владения английским языком. Достижение порогового уровня позволяет использовать английский язык практически в самых распространённых ситуациях межличностного и межкультурного общения с носителями этого языка. А также является обязательным условием для продолжения образования в профильных классах (10-11) и в вузе.
Содержание курса “Деловой английский” качественно отличается от базового курса обучения английскому языку, так как подобный курс вообще не представлен в действующих УМК по английскому языку. Он позволяет в полной мере реализовать задачи предпрофильной или профильной подготовки, нацелен на профориентацию школьников, способствует их самоопределению и выбору профиля в профильно-ориентированном обучении в старших классах.
Цели и задачи изучения курса.
Комплексную цель данного курса можно конкретизировать в следующих положениях:
- Формирование экономического кругозора и экономической культуры учащихся, способствующих пониманию сущности современных экономических явлений;
- Развитие речемыслительной деятельности и экономического стиля мышления, опирающегося на умение оперировать необходимыми экономическими понятиями и суждениями;
- Осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение фоновых знаний;
- Ориентация на будущую профессиональную деятельность, связанную со сферой экономики и финансов.
- Эффективное использование иностранного языка в ситуациях, типичных для делового общения.
Курс может быть рекомендован тем, кто имеет языковую практику и желающим усовершенствовать свои разговорные навыки в деловой сфере.
Курс “Делового английского” формирует у учащихся потребность в экономических знаниях, приучает их к учёту и анализу экономических понятий на английском языке. Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность учащихся в межличностной, межкультурной, межнациональной, коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.
Во время освоения данного курса формируются умения заданного уровня в пяти видах речевой деятельности:
- аудировании,
- говорении,
- чтении,
- письме,
- переводе.
Для достижения комплексной цели данного курса необходимо использовать тематические тексты, периодическую печать, теле и радио передачи по актуальным, экономическим вопросам, информацию, содержащуюся в рекламных проспектах, учебные пособия по основам экономических связей на русском языке.
Особую познавательную ценность представляют аутентичные тексты, с помощью которых учащиеся знакомятся с экономической жизнью других стран. Информация, содержащаяся в этих учебных материалах, расширяет экономический кругозор учащихся, дополняет и углубляет ту информацию, которую учащиеся получили на занятиях по истории и географии.
Различного рода объявления о найме не работу, авиационные билеты, расписание движения транспорта, информация в гостинице, меню, статьи из журналов и газет, диаграммы, рисунки, содержащие экономические данные, могут служить источником аутентичных материалов.
Курс ставит перед собой две главные задачи:
- активное и свободное владение языком в предложенных ситуациях.
- обеспечение языковым материалом, необходимым для осуществления реальной коммуникации.
Результаты изучения курса
Содержание курса заключается в развитии у учащихся вышеперечисленных компетенций.
Развитие предметной компетенции преследует следующие задачи:
- сообщение учащимися предметных знаний, а именно:
а) общеэкономических знаний, необходимых каждому гражданину общества с рыночной экономикой (потребление и торговля/права потребителя, денежное обращение, профессиональное образование и обучение/поиск работы);
б) знания о функционировании некоторых сфер рыночного хозяйства (маркетинг и реклама, выставочное дело, история и основы построения Европейского Союза, евро как денежная единица единого европейского экономического пространства, принципы организации предприятия/фирмы);
с) реалий экономической действительности в перечисленных в п. а) и б) содержательных аспектах.
Эта содержательная часть компонента транспортируется монологическими и диалогическими текстами для чтения и аудирования различных видов, а именно словарными и газетными статьями, рекламными текстами и объявлениями, учебными тематическими текстами, бытовыми диалогами и интервью.
Языковая компетенция предусматривает овладение учащимися следующими языковыми действиями:
- принять участие в дискуссии в различных ситуациях делового общения (общее для всех тематических блоков языковое действие);
- написать рекламацию на товар/услугу.
- вступить в контакт с потенциальным деловым партнёром;
- заказать по телефону гостиницу/билет на самолёт, обговорить условия участия в выставке.
- комментировать графики, таблицы и статистические данные;
- заполнить чек на оплату товара/услуги;
- составить Mind-Map по заданной теме.
- подготовить мини-презентацию своей фирмы/своего предприятия.
- подготовить пакет документов для трудоустройства;
- представиться в качестве соискателя рабочего места;
- подготовится в качестве соискателя к интервью с потенциальным работодателем.
Социальная компетенция включает:
- умение общаться в заданной ситуации, т.е. определять стратегию общения и выбрать адекватные методы её воплощения;
- осознание и умение учитывать в процессе общения национальные межкультурные различия в поведении и коммуникации.
Методическая компетенция основывается на выработке умений и навыков наиболее рациональным способом решить поставленную коммуникативную задачу.
Формы проведения занятий и контроль
В элективном курсе предусмотрены исключительно практические занятия в форме пленума, парной либо групповой работы, индивидуальной работы при доминировании парной и групповых форм организации занятий, а также диспуты, конференции, круглые столы, пресс-конференции, презентации и тд.
Достижения учащихся в процессе прохождения основного курса оцениваются по продуктивным заданиям, которые завершают практическую ступень раздела. Оценивание происходит в соответствии со следующими критериями.
- соответствие продукта принципам и правилам деловой корреспонденции и деловой коммуникации;
- оформление деловых договоров;
- подбор лексических средств;
- изложение с точки зрения грамматики английского языка;
- правописание.
Кроме того, предусмотрены тесты, использующихся для финального контроля достижений учащихся. Данные тесты называются “трехуровневыми”, так как они предполагают дифференцированную оценку достижений учащихся по трем уровням:
1. Уровень C (C-Level) – оценивается общее понимание темы, основных правил и принципов, содержания и предназначения того или иного вида деловой корреспонденции.
2. Уровень B (B-Level) – оцениваются репродуктивные навыки, приобретенные учащимися в процессе работы над тем или иным видом материала.
3. Уровень A (A-Level) – оцениваются коммуникативные навыки, учащиеся должны продемонстрировать свободное владение материалом. На данном уровне оценивается их способность самостоятельно использовать пройденный материал в практических ситуациях.
Тесты могут быть использованы и для самооценки/
Business Objectives.Обучение построено на учебнике “Business Objectives”, который представляет собой полный курс Делового английского для всех желающих начиная с уровня Low-Intermediate и до Upper-Intermediate. Курс представляет хорошее соединение грамматических структур с деловой лексикой, позволяющей участвовать в обсуждении таких тем, как:
- “Деловая встреча”;
- “Телефонный разговор”;
- “Проведение переговоров”;
- “Описание компаний” и т.д.
Курс также включает аутентичный материал для аудирования и чтения, ролевой игры и обсуждения, позволяющий высказывать свое личное мнение или свой личный опыт и впечатления. Это курс, который позволяет активизировать деловое общение в очень эффективной форме с использованием дополнительной литературы, видео, специальных газет и журналов.
Материал уроков данного курса отобран по принципу “от простого к сложному”, что позволяет даже не очень сильным ученикам усвоить его без особых проблем.
Как известно, для успешного овладения иностранным языком необходимо развитие всех речевых умений, в том числе и чтения. Данное учебное пособие не предлагает текстов, с помощью которых можно было бы обогащать активный и пассивный словарный запас учащихся, а также развивать их умение извлекать и использовать в дальнейшем ценную современную страноведческую и профессиональную информацию
Учебно-тематический план курса “Business English”.
Цель: овладение современной деловой лексикой, умение составлять коммерческие письма, деловые бумаги; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в деловой среде.
Литература:
- Oxford University Press, “Business Objectives”, Students book.
- Oxford University Press, “Business Objectives”, Workbook.
- Oxford University Press, “Business Objectives”, Teacher’s book.
- Oxford University Press, “Business Objectives”, Class cassette.
- Cambridge University Press, “Business Communicative Games”, 1998.
- Cambridge University Press, “The Market Leader”, 1999.
- Cambridge University Press, “International Business English”, 1995.
- Cambridge University Press, “Market Leader”, 1994.
- L.P. Tarnaeva, “Tests on Business English”, 2001.