Элективный курс "Business English"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка.

Элективный курс, основная задача которого – познакомить учащихся с организацией и функционированием современного бизнеса. Программа курса содержит значительный пласт информации о принципах и навыках деловой коммуникации. Этот курс дает возможность окунуться в беспокойный, сложный мир настоящего бизнеса.

В рамках этого курса основной акцент в коммуникативном и социокультурном развитии средствами иностранного языка направлен на формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, языковой), необходимой для коммуникативно-приемлемого общения на иностранном языке с деловыми партнерами, оказания коммуникативной помощи соотечественникам в повседневно-бытовой, административной сферах, при трудоустройстве, организации бизнеса.

Элективный курс предназначен для учащихся старшего школьного возраста (10-11 классы общеобразовательных школ, а также школ с углубленным изучением английского языка).

Один из разделов курса (глава 3. Электронные сообщения) может быть использован интегрировано с курсом информатики в качестве подготовки к овладению навыками пользования электронной почтой. Таким образом, реализовывается такая функция элективного курса, как поддержка изучения смежных дисциплин на более продвинутом уровне.

Место курса в образовательном процессе.

Данный курс рассчитан на 68 часов и предназначен для работы с учащимися, имеющими пороговый или пороговый продвинутый уровень владения английским языком. Достижение порогового уровня позволяет использовать английский язык практически в самых распространённых ситуациях межличностного и межкультурного общения с носителями этого языка. А также является обязательным условием для продолжения образования в профильных классах (10-11) и в вузе.

Содержание курса “Деловой английский” качественно отличается от базового курса обучения английскому языку, так как подобный курс вообще не представлен в действующих УМК по английскому языку. Он позволяет в полной мере реализовать задачи предпрофильной или профильной подготовки, нацелен на профориентацию школьников, способствует их самоопределению и выбору профиля в профильно-ориентированном обучении в старших классах.

Цели и задачи изучения курса.

Комплексную цель данного курса можно конкретизировать в следующих положениях:

  • Формирование экономического кругозора и экономической культуры учащихся, способствующих пониманию сущности современных экономических явлений;
  • Развитие речемыслительной деятельности и экономического стиля мышления, опирающегося на умение оперировать необходимыми экономическими понятиями и суждениями;
  • Осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение фоновых знаний;
  • Ориентация на будущую профессиональную деятельность, связанную со сферой экономики и финансов.
  • Эффективное использование иностранного языка в ситуациях, типичных для делового общения.

Курс может быть рекомендован тем, кто имеет языковую практику и желающим усовершенствовать свои разговорные навыки в деловой сфере.

Курс “Делового английского” формирует у учащихся потребность в экономических знаниях, приучает их к учёту и анализу экономических понятий на английском языке. Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность учащихся в межличностной, межкультурной, межнациональной, коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.

Во время освоения данного курса формируются умения заданного уровня в пяти видах речевой деятельности:

  • аудировании,
  • говорении,
  • чтении,
  • письме,
  • переводе.

Для достижения комплексной цели данного курса необходимо использовать тематические тексты, периодическую печать, теле и радио передачи по актуальным, экономическим вопросам, информацию, содержащуюся в рекламных проспектах, учебные пособия по основам экономических связей на русском языке.

Особую познавательную ценность представляют аутентичные тексты, с помощью которых учащиеся знакомятся с экономической жизнью других стран. Информация, содержащаяся в этих учебных материалах, расширяет экономический кругозор учащихся, дополняет и углубляет ту информацию, которую учащиеся получили на занятиях по истории и географии.

Различного рода объявления о найме не работу, авиационные билеты, расписание движения транспорта, информация в гостинице, меню, статьи из журналов и газет, диаграммы, рисунки, содержащие экономические данные, могут служить источником аутентичных материалов.

Курс ставит перед собой две главные задачи:

  • активное и свободное владение языком в предложенных ситуациях.
  • обеспечение языковым материалом, необходимым для осуществления реальной коммуникации.

Результаты изучения курса

Содержание курса заключается в развитии у учащихся вышеперечисленных компетенций.

Развитие предметной компетенции преследует следующие задачи:

  • сообщение учащимися предметных знаний, а именно:

а) общеэкономических знаний, необходимых каждому гражданину общества с рыночной экономикой (потребление и торговля/права потребителя, денежное обращение, профессиональное образование и обучение/поиск работы);

б) знания о функционировании некоторых сфер рыночного хозяйства (маркетинг и реклама, выставочное дело, история и основы построения Европейского Союза, евро как денежная единица единого европейского экономического пространства, принципы организации предприятия/фирмы);

с) реалий экономической действительности в перечисленных в п. а) и б) содержательных аспектах.

Эта содержательная часть компонента транспортируется монологическими и диалогическими текстами для чтения и аудирования различных видов, а именно словарными и газетными статьями, рекламными текстами и объявлениями, учебными тематическими текстами, бытовыми диалогами и интервью.

Языковая компетенция предусматривает овладение учащимися следующими языковыми действиями:

  • принять участие в дискуссии в различных ситуациях делового общения (общее для всех тематических блоков языковое действие);
  • написать рекламацию на товар/услугу.
  • вступить в контакт с потенциальным деловым партнёром;
  • заказать по телефону гостиницу/билет на самолёт, обговорить условия участия в выставке.
  • комментировать графики, таблицы и статистические данные;
  • заполнить чек на оплату товара/услуги;
  • составить Mind-Map по заданной теме.
  • подготовить мини-презентацию своей фирмы/своего предприятия.
  • подготовить пакет документов для трудоустройства;
  • представиться в качестве соискателя рабочего места;
  • подготовится в качестве соискателя к интервью с потенциальным работодателем.

Социальная компетенция включает:

  • умение общаться в заданной ситуации, т.е. определять стратегию общения и выбрать адекватные методы её воплощения;
  • осознание и умение учитывать в процессе общения национальные межкультурные различия в поведении и коммуникации.

Методическая компетенция основывается на выработке умений и навыков наиболее рациональным способом решить поставленную коммуникативную задачу.

Формы проведения занятий и контроль

В элективном курсе предусмотрены исключительно практические занятия в форме пленума, парной либо групповой работы, индивидуальной работы при доминировании парной и групповых форм организации занятий, а также диспуты, конференции, круглые столы, пресс-конференции, презентации и тд.

Достижения учащихся в процессе прохождения основного курса оцениваются по продуктивным заданиям, которые завершают практическую ступень раздела. Оценивание происходит в соответствии со следующими критериями.

  • соответствие продукта принципам и правилам деловой корреспонденции и деловой коммуникации;
  • оформление деловых договоров;
  • подбор лексических средств;
  • изложение с точки зрения грамматики английского языка;
  • правописание.

Кроме того, предусмотрены тесты, использующихся для финального контроля достижений учащихся. Данные тесты называются “трехуровневыми”, так как они предполагают дифференцированную оценку достижений учащихся по трем уровням:

1. Уровень C (C-Level) – оценивается общее понимание темы, основных правил и принципов, содержания и предназначения того или иного вида деловой корреспонденции.

2. Уровень B (B-Level) – оцениваются репродуктивные навыки, приобретенные учащимися в процессе работы над тем или иным видом материала.

3. Уровень A (A-Level) – оцениваются коммуникативные навыки, учащиеся должны продемонстрировать свободное владение материалом. На данном уровне оценивается их способность самостоятельно использовать пройденный материал в практических ситуациях.

Тесты могут быть использованы и для самооценки/

Business Objectives.

Обучение построено на учебнике “Business Objectives”, который представляет собой полный курс Делового английского для всех желающих начиная с уровня Low-Intermediate и до Upper-Intermediate. Курс представляет хорошее соединение грамматических структур с деловой лексикой, позволяющей участвовать в обсуждении таких тем, как:

  • “Деловая встреча”;
  • “Телефонный разговор”;
  • “Проведение переговоров”;
  • “Описание компаний” и т.д.

Курс также включает аутентичный материал для аудирования и чтения, ролевой игры и обсуждения, позволяющий высказывать свое личное мнение или свой личный опыт и впечатления. Это курс, который позволяет активизировать деловое общение в очень эффективной форме с использованием дополнительной литературы, видео, специальных газет и журналов.

Материал уроков данного курса отобран по принципу “от простого к сложному”, что позволяет даже не очень сильным ученикам усвоить его без особых проблем.

Как известно, для успешного овладения иностранным языком необходимо развитие всех речевых умений, в том числе и чтения. Данное учебное пособие не предлагает текстов, с помощью которых можно было бы обогащать активный и пассивный словарный запас учащихся, а также развивать их умение извлекать и использовать в дальнейшем ценную современную страноведческую и профессиональную информацию

Учебно-тематический план курса “Business English”.

Цель: овладение современной деловой лексикой, умение составлять коммерческие письма, деловые бумаги; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в деловой среде.

(Приложение 1)

(Приложение 2)

Литература:

  1. Oxford University Press, “Business Objectives”, Students book.
  2. Oxford University Press, “Business Objectives”, Workbook.
  3. Oxford University Press, “Business Objectives”, Teacher’s book.
  4. Oxford University Press, “Business Objectives”, Class cassette.
  5. Cambridge University Press, “Business Communicative Games”, 1998.
  6. Cambridge University Press, “The Market Leader”, 1999.
  7. Cambridge University Press, “International Business English”, 1995.
  8. Cambridge University Press, “Market Leader”, 1994.
  9. L.P. Tarnaeva, “Tests on Business English”, 2001.