Цели урока:
- познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
- способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности;
- воспитывать у них уважительное отношение к символам своего государства и других стран.
План урока:
1. Символы государства.
2. Российский герб:
а) Святой Георгий Победоносец;
б) двуглавый орел;
3. Государственный флаг;
4. Гимн России.
Основные понятия: герб, флаг (знамя), гимн.
Оборудование урока: изображения российских флага и герба, слова текста гимна, музыкальная запись гимна Российской Федерации.
Ход урока
I. Cимволы государства
Сообщение темы и цели урока.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с символами Российской Федерации, их назначением и ролью в жизни каждого гражданина. Думаю, что этот урок – урок России запомниться вам надолго.
- Дети, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)
- Дети, а что для нас – Россия? Ответы
- Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)
- Давайте послушаем стихотворение о Родине которое нам прочитает ученица 5а класса
Чекунова Алена
Родина
Слышишь песенку ручья?
Это - Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья
Это Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
Шум ветвей,
А в лесу смородина,
Это тоже Родина!
- Ребята, какие вы знаете символы нашей Родины?(ответы)
Если затрудняются с ответом, помогаю вопросами
- Какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?(ответы)
- Какая музыка при этом исполняется? (ответ)
-У всякой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Это - герб, флаг и гимн.
II. Российский герб.
- Ребята. Кто знает значение слова “герб”?
У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем “герб” (показываю название)
Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины - России.(показываю герб)
- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного современного вооружения напоминает герб? (Щит)
О гербе вам расскажет Герасимова Ксения – ученица 5 класса
(В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла- скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями.
Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России о других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
- Ребята, а где мы можем увидеть изображение герб?
(Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах . Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.)
а) Святой Гергий Победоносец.
- Ребята, а как называют всадника, изображенного на гербе? (Георгий Победоносец)
О нем нам расскажет Камалов – ученик 5 класса
(Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. На Руси его именем часто называли детей- оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение .Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь- отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение Всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы - Столицы России.)
Учитель: “Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия - символ зла.”
б) Двуглавый орел
Учитель - На гербе мы видим изображение орла. Чем оно необычно?
(ответы детей - у орла две головы)
Две головы, ребята, символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно
На Запад и на Восток.
- А почему у него подняты крылья?
(ответы детей - орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знала, что Россия - могучая страна.
III. Государственный флаг
Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
- Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя - славянское, а флаг - голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности - они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
- Белый цвет означает - мир, чистоту.
- Синий - небо, верность и правду.
- Красный - храбрость.
Все эти три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
- Когда поднимают флаг?
(ответы. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)
Мы гордимся нашим флагом - ему уже более трехсот лет.!
IV. Государственный гимн
- О каком символе России мы еще не поговорили? (ответы о гимне)
- А вы знаете, что такое гимн?
Гимн- это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях-каких? (ответы)
- Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.
- Зачем же это делают?
Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях:
- в дни торжественных праздников, собраний. Когда производятся парады. Когда исполняется гимн. Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна
Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия.
Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна более 50 лет.
Итог урока:
- О чем шла речь?
- Что самое главное вы поняли сегодня?
Надеюсь, что эта беседа останется в вашей памяти на долгое время. Спасибо за урок.