"Мой город – моя гордость"

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность:

Патриотическое воспитание в наши дни актуально и должно начаться с привития любви к своему дому, городу. Способы его формирования могут быть разнообразными. Дети очень отзывчивы к мероприятиям, в которых можно путешествовать, играть, соревноваться. Особенно если они проводятся не в учебном заведении, а на природе, в музее, театре. Поэтому место проведения нашего краеведческого путешествия мы выбрали городской музей, одно из красивых мест нашего города.

Цель: Привитие чувства патриотизма и любви к родному городу и краю.

Задачи:

  1. Образовательная: Обобщить и расширить знания детей о родном крае.
  2. Развивающая: Развивать познавательный интерес у детей, наблюдательность, мышление и память.
  3. Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.

Оборудование: Цветные жетоны (желтые, красные, зеленые, оранжевые, синие, малиновые), виды города на фотографиях и плакатах, мультимедийная система для демонстрации фотографий краснокнижников и видеосюжеты о городе и его жителях.

Методические советы по проведению данного мероприятия:

Предлагаемое мероприятие посвящено 40 летию города Нижнекамска и проводится в форме путешествия для детей 3-4 классов. Данная форма проведения мероприятий прививает интерес к истории края и города. Мероприятие рекомендуем проводить на уроках краеведения при изучении родного края. Для организации и проведения мероприятия необходимо сформировать команды в количестве 6 человек с определенными цветными жетонами, выбрать состав жюри, оформить соответствующим образом зал, приготовить призы для победителей. Путешествие проходит по определенным остановкам. Всего 6 остановок. В каждой остановке выбирается только 1 кандидат, и он выходит на финал. Из шести кандидатов надо выбрать одного - самого лучшего ученика, который знает, любит и ценит свой город. Для участия приглашаются дети с родителями начального и среднего звена.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности детей и приглашенных гостей к мероприятию.

II. Основная часть.

1. Вступительное слово ведущих:

Добрый день, уважаемые наши гости и участники нашего мероприятия!

Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы. Глобальный экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задуматься над этой проблемой. Мы долго жили иллюзорными представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаемо щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами свое любимое детище-человека. Мы должны восстановить нашу природу для наших будущих детей. Чтобы воздух, вода, земля нашей планеты всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был бы всегда здоровым, спокойным и мудрым. Поэтому здесь собрались те, кто знает и любит природу родного края.

Родной край – понятие очень широкое. Это деревня, где ты родился; это река, где ты первый раз купался; это лес, где ты собираешь ягоды и цветочки, слушаешь пение птиц. Школа, в которой вы учитесь – это тоже родной край. Это небо, дающее вам возможность дышать, это солнце, согревающее нас и эта земля, которая дает нам хлеб. Нет прекраснее и красивее, чем наша родная земля.

Край родной, ты с малых лет всегда со мной.
Милый край, лесной, сиреневый, грибной.
Для меня поют здесь песни соловьи,
Мой край родной, горжусь тобой
И знает лишь сама любовь,
Как я тебя люблю, мой край родной!

Да, родной край – это местечко, где ты родился, где живут твои родные и близкие, где ты прожил много лет. И каждый из нас обязан знать историю и культуру своего родного края, а также открыть для себя что-то новое, сделать что-то доброе и полезное.

Сегодняшнее наше мероприятие называется “Мой город - моя гордость”.

К нам в гости пришла заместитель главы администрации Нижнекамского района и города Нижнекамска Мезикова Ильсия Хаматовна.

Ребята мы сегодня с вами пришли в гости в городской музей. А как мы должны вести себя в гостях это вы уже знаете: здороваемся, в чужом доме не кричим и громко не разговариваем, не трогаем руками чужие вещи, ведем себя прилично. Хозяева этого музея встретили нас добродушно, с открытым сердцем. Давайте и мы ответим тем же.

Храм, в который мы пришли красивый, уютный, светлый. Это большая заслуга работников этого музея. Давайте познакомимся, кто же эти трудолюбивые люди? Это, конечно же директор городского музея Архипова Ольга Александровна, а также другие работники музея, которые внесли большой вклад благоустройству музея. И сейчас для приветствия слово предоставляется директору музея Ольге Александровне.

*(выступление директора Музея).

Ребята, давайте мы вместе отправимся в путешествие по родному городу. В ходе путешествия нас ждут много приключений. Почти у каждого из вас на руках есть цветные жетоны. Во время путешествия мы будем останавливаться на разных остановках. На каждой остановке будут участвовать дети с определенными цветными жетонами.

Давайте познакомимся с жюри. Они будут оценивать ваши ответы. В состав жюри входят следующие гости:

  1. Мезикова И.Х. - заместитель главы администрации.
  2. Чухаев А.В. - работник исполняющий обязанности экологической милиции.
  3. Камалиева Н. И. - руководитель структурного подразделения ДЭБЦ.

Итак, мы начинаем.

1. Остановка: “Это было однажды”. Приглашаем участников с желтыми жетонами. Ребята, это исторический конкурс. На этой остановке Вас встретит работник музея Дания Саетгараевна Валеева. Она будет задавать вопросы вы должны ответить, кто из вас даст больше правильных ответов, тот участник выходит в финал.

*(выступление работника музея – здесь задаются вопросы по истории нашего города.)

Итак, какие итоги нашего конкурса, обратимся к жюри. Победитель этого конкурса выходит в финал.

Продолжаем наше путешествие.

2. Остановка: “Растения моего края”. Играют дети с красными жетонами. Вам такое задание: перечислить животных, которые внесены в Красную книгу Республики Татарстан. Если вы не знаете, то выбываете с нашей остановки. (*участники этой остановки перечисляют поочередно животные и растения внесенные в красную книгу РТ)

Молодцы ребята. Вы очень хорошо знаете краснокнижников. А давайте еще раз вспомним и посмотрим. (* вспоминаем и здесь же показываем рисунки краснокнижников)

3. Остановка: “Экология города”. Играют дети с зелеными жетонами.

Пожалуйста, выходите. На этой остановке игроков встречают учащиеся школы № 3. Экология - это большая наука и одной из ее частей является экология города. Изучайте состояние воды, воздуха, почвы нашего города (*выступление школы №3).

Остановку “Экология города” мы прошли. Давайте вспомним, какие учреждения нашего города следят за экологическим состоянием города Нижнекамска. (*перечисляем экологические службы города)

А чем они занимаются, давайте спросим сотрудника исполняющий обязанности экологической милиции.

*(выступление сотрудника экологической милиции).

Наше путешествие продолжается. Нас ожидает 4 остановка.

4. Остановка: “Остановка ошибок”. Приглашаем детей с оранжевыми жетонами. Я вам почитаю экологический рассказ-загадку. Вы должны найти ошибку. Тот участник, который найдет больше ошибок, тот выходит в финал. Слушайте внимательно.

Воскресенье в лесу.

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, попили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбрасывал банки, полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!”. Горячие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. Мы пошли дальше. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой. Мы очень устали.

Вскоре набежали тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Мы уже успели добежать до одиноко стоящего дерева и успели спрятаться под ним. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это-гадюка!” - закричал Саша, и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - сказала Маша, - это был уж”. Все равно, любых змей надо убивать – сказал Саша.

С охапками луговых и лесных цветов. Мы пошли домой. Весело прошел день!

Итак, внимание! Ошибки:

1. В лесу нельзя слушать громко музыку, так как пугает птиц и зверей.

2. Не надо сбивать грибы - палками, если они вам не нужны, они пригодятся животным.

3. Нельзя ломать ветки – надо собирать сухие ветки.

4. В сухую погоду нельзя разводить костер.

5. Полиэтилен плохо разрушается – за 50 лет, а металлические банки почти 20 лет.

6. Костер перед уходом надо тушить: посыпать землей, и залить водой.

7. Трогать яйца птиц – нельзя, так как птица может бросить гнездо.

8. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо.

9. Во время грозы притеняться под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.

10. Бить змей, даже гадюк нельзя.

11. Луговые и лесные цветы рвать не следует, так как в букеты могут попасть редкие охраняемые растения.

В этом конкурсе много ошибок нашел ________________. Молодец, ты выходишь в финал.

5. Остановка: “Голоса природы”. Приглашаем детей с синими жетонами. Пожалуйста, выходите сюда. Я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте.

Загадка № 1.

Мы – жители лесов, лугов и городских парков. Самая маленькая веточка для нас – все равно, что для вас, людей, большое бревно. Из тысяч и тысяч бревен сложены наши дома. К сожалению, для вас ничего не стоит, проходя по лесу или лугу, пнуть наш дом ногой, даже разрушить его. Вам – это забава, а нам беда. Опять починка, опять ремонт! Уважайте наш труд, пожалуйста, не разрушайте наши дома, ведь мы народ рабочий, весь день хлопочем, себе город строим. Кто мы? (Муравьи).

Загадка № 2.

Что хотите, с нами делайте: в воде купайте, на куски режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте. Но только не выдирайте нас с корнем, а то мы погибнем, мы совсем расти перестанем, не будем тогда украшать лес своими разноцветными шляпками, да и звери лесные без нас обойтись не смогут: лакомятся нами и белки, и ежи, и многие другие лесные жители. Кто же мы? (Грибы).

Загадка № 3.

Мальчишки и девчонки, не забирайте меня из леса к себе домой. Мои родители корм добывают, а я их жду. А люди считают меня сироткой, жалеют меня и забирают в городские квартиры. А у себя дома мои “спасители” кормят меня колбасой, крупой, даже конфетами. Я же привык к своей пище, к своему дому. Вот и бегаю я всю ночь по комнате, стучу коготками, и громко фыркаю. Ребята отнесите меня на то место, откуда забрали и запомните крепко-накрепко: лесные зверюшки могут жить только в своем доме, в лесной тишине и покое (Еж).

Загадка № 4.

Я радую всех зеленью листвы, белизной ветвей. Сколько стихов и песен сложено о мене! А как приятно в жаркий день посидеть в тени моих ветвей. Но есть недобрые люди, которые приходят ранней весной в лес с топорами и ножами. Поранят, надрежут они мой ствол, и побежит из раны сок - мои слезы. Сок попьют, да уйдут. И забудут они о моей ране, а я ведь и погибнуть могу. (Береза).

(*Ученик, отгадавший больше загадок, выходит в финал.)

Не все ребята нашего города знают о Детском эколого-биологическом центре. Подробнее о нем расскажет руководитель структурного подразделения Детского эколого-биологического центра Камалиева Надежда Ивановна.

6 Остановка: “Эко - почемучка”. Играют участники с малиновыми жетонами, я задам вам вопросы, кто из вас даст больше правильных ответов, тот выходит в финал.

1. Что вреднее для экологической среды? Пластиковые бутылки или огрызки яблок?

2. Какие предприятия нашего города загрязняют воздух?

3. Кто борется за охрану окружающей среды нашего города?

4. Как автомобиль загрязняет окружающую среду?

5. Самый чистый экологический вид транспорта нашего города?

6. Для чего сажают много деревьев в нашем городе?

7. Контрольный вопрос: Какой вред наносит нефть, разлитая в реке?

(*Покрывает воду пленкой как масло, и рыбы не могут дышать, так как пленка не пропускает воздух).

Итак, ребята среди вас мы выбрали 6 кандидатов – это у нас финалисты. Мы поздравляем Вас. Теперь последний конкурс, завершающий. Из шести кандидатов нам надо выбрать одного самого лучшего ученика, который знает, любит и ценит свой город.

“Город моей мечты” - придумать, описать будущее нашего города.

Вы должны составить свой рассказ на тему: “Город моей мечты”. Рассказать каким вы хотели бы увидеть ваш город мечты. Представьте, что вы строитель или мэр нашего города, чтобы вы сделали в своем городе.

(*Пока наши участники готовятся музыкальная пауза.)

III. Заключительная часть.

Подведение итогов:

1.Слово жюри.

2.Награждение лучших участников.

Каждый из нас должен знать историю и культуру своего родного края, а также открыть для себя что-то новое, сделать что-то доброе и полезное. Мы надеемся, что сегодняшнее наше мероприятие помогло вам задуматься о родном крае и об окружающем мире.

Посмотри, как он хорош

Край в котором ты живишь.
Край наполненный свежей листвой,
Береги его, он твой.
Добротой земля моя прекрасна
Так давайте на долгие века
Сохраним земле ее богатства.
Эти рощи, реки и луга!
Эти просторные наши – родные края!

На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за ваше внимание, до новых встреч, дорогие ребята!