Цели урока:
Обучающие:
- Познакомить с новыми понятиями “код”, “кодирование”.
- Научить учащихся теоретически и практически кодировать информацию.
Развивающие:
- Совершенствовать навыки работы на компьютере.
- Развивать внимание, образное мышление.
Воспитательные:
- Умение внимательно слушать учителя.
- Правила поведения в кабинете информатики.
Подготовка к уроку:
- На демонстрационном компьютере подготовить презентацию.
- Подготовить конверт (письмо с домашним заданием).
- На всех компьютерах установить программу RADUGA/IZOGRAPH.
Новые термины:
- Код – система условных обозначений или сигналов.
- Кодирование – зашифровки при помощи кода.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Учитель читает стихотворение).
Начинаем наш урок
Монитора огонёк
Говорит: Смелей, малыш,
Всё постигнешь, изучишь.
Тема нашего урока
“Закодируй свой секрет”.Если в тексте нету прока
В сайте передай привет,
Ну а если тайну спрятал
В файле, что создал ты вдруг
Расскажу я вам ребята
Что компьютер – лучший друг.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране “Информика”.
Но для начала вы должны отгадать, на каком транспорте мы с вами будем путешествовать.
2. Работа над новым материалом.
Задание 1. Здесь закодировано слово. Необходимо поставить цифры в натуральном ряду.
7 | 3 | 5 | 1 | 4 | 6 | 2 |
с | т | б | а | о | у | в |
(Ученики меняет местами цифры вместе с буквой, получится слово “автобус”).
Остановка № 1.
Ребята, как вы думаете, что я сделала со словом автобус?
(Вы его спрятали).
Правильно, а по-другому это называется закодированная информация.
А что я закодировала?
(Слово, обозначающее транспорт).
- Что такое кодирование? Давайте узнаем.
(Учитель открывает слово, на котором написано ОСТАНОВКА № 1, и читает понятие).
КОДИРОВАНИЕ – зашифровка при помощи кода.
- Прочитайте вслух все вместе 2 раза.
В жизни нас окружает очень много вещей и большая часть из них кодированные. Это называется закодированной информацией, т. е. это та информация, которая передаётся специальными знаками или кодами.
(Учитель открывает новое понятие).
КОД – система условных обозначений или сигналов.
Что называется кодом, прочитайте.
Теперь мы с вами знаем 2 основных понятия, которые помогут нам сегодня в путешествии. Поехали дальше. (Учитель передвигает автобус ко второй остановке).
Наш автобус остановился перед светофором.
Ребята, скажите, почему наш автобус остановился?
(Потому что у светофора горит красный свет).
Правильно, потому что на красный свет ехать нельзя. Так значит светофор это тоже кодированная информация. Мы умеем её обрабатывать, а затем принимать решение – ехать ли дальше или подождать зелёный сигнал светофора.
Но вот зажёгся зелёный сигнал светофора, и мы поехали дальше. Доезжаем до остановки № 2.
(Учитель открывает карточку, на которой написано ОСТАНОВКА № 2, а там пусто).
Нет ничего. Приведите примеры закодированной информации окружающей нас.
(Ответы детей: алфавит, кодовый навесной замок, телефон, ячейки камеры хранения, условные знаки, дорожные знаки и т. д.).
Давайте посмотрим примеры закодированной информации.
(Учитель показывает следующий слайд, на котором записаны примеры закодированной информации).
3. Работа в тетрадях.
- Продолжаем наше путешествие. (Учитель передвигает картинку с автобусом к остановке № 3).
Доезжаем до остановки № 3. (Учитель открывает слово ОСТАНОВКА №3, там написано работа в тетрадях).
Откройте тетради на с. 18-ой, № 41-ый.
Прочитайте рассказ про себя.
Прочитайте этот рассказ вслух.
(Ученики читает рассказ).
Молодцы.
Чем отличается этот рассказ от рассказов на уроках чтения?
(В этом рассказе информация закодирована рисунками).
На этой же странице выполним № 42-ой.
Сначала мы с вами узнаем имя героя, которое закодировано с помощью цифр. От цифры идём к букве по стрелочкам. Каждой цифре соответствует буква, записывайте её в таблицу. Работаем самостоятельно.
(Индивидуальная помощь учителя).
Какой герой у вас получился?
В какой сказке он встречается?
(Алексей Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”).
Выполним следующее задание, под буквой б).
Прочитайте задание.
Закодируйте любое слово, используя те же буквы и цифры.
(Ответы детей: бинт, тон, рот, трон, нота, уран, раб, рана, табун, тир, бар, бита, Ира, тина, рутина, ура).
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
4. Физминутка.
Поехали дальше, остановка № 4. (Учитель открывает слово ОСТАНОВКА №4, написано ОТДОХНИ.
Давайте действиями и словами передадим информацию.
На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):
- Как живешь? - Вот так! (Показ большого пальца.)
- Как идешь? - Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)
- А бежишь? | - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.) |
- Ночью спишь? | - Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.) |
- Как берешь? | - Вот так! |
- А даешь? | - Вот так! |
- Как шалишь? | - Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями) |
- А грозишь? | - Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу.) |
5. Работа за компьютером (5-7 мин.).
Едем дальше. Подъезжаем к остановке № 5. (Учитель открывает слово “ОСТАНОВКА №5”, там нарисован компьютер).
Это значит, что сейчас мы с вами будем работать на компьютере. Но сначала вспомним правила работы на компьютере.
(Ответы детей:
Нельзя входить в класс в мокрой одежде и с грязными руками.
Нельзя вносить в класс посторонние предметы.
Нельзя передвигаться по классу во время урока.
Нельзя трогать провода, розетки, экран.
Нельзя включать и выключать компьютер без разрешения учителя.
- На рабочем столе открываем папку “2 класс”, затем запускаем файл “IZOGRAPH”. “УЗНАЙ СЛОВО” распознавание слов по изографам.
Описание игры
На экране - одноцветная картинка (предмет, животное), образованная определенным набором букв, некоторые из которых могут быть повернутыми или даже перевернутыми. Необходимо узнать слово и записать его. указав при помощи "Мыши" по порядку все буквы этого слова.
А теперь подходим к своим компьютерам и включаем монитор.
Все задания выполняете самостоятельно, будьте внимательны. Если возникнут вопросы, поднимите руку, я обязательно подойду и помогу.
(Учащиеся включают монитор, нажав на кнопку на мониторе).
Физминутка.
Ребята, время, отведённое на выполнение этого задания, закончилось. Нам необходимо снять напряжение с глаз.
Сильно зажмурить глаза и про себя посчитать до 5, открыть глаза. (повторить 3-5 раз)
Наш автобус продолжает путешествие. Остановка №6.
Информационная минутка.
Сэмюэль Морзе родился в 1791 году в семье известного проповедника. Когда ему было 20 лет, он отправился в Англию изучать живопись. Он был лидером молодых американских художников. Но вдруг Морзе из живописца превратился в изобретателя. Он высказал предположение, что искры, получившиеся в электрических опытах, могут быть использованы для передачи сообщений по проводам. Это идея буквально захватила его, хотя об электричестве он почти нечего не знал.
Сэмюэль Морзе начал новую жизнь. Он изобрёл (843 г.) телеграфный аппарат, разработав код, который получил название азбука Морзе. Каждая буква соответствовала своему коду.
Домашнее задание. ОСТАНОВКА №7
- Перед началом урока мне принесли конверт, на котором написано “Лично для 2-го класса”. Давайте откроем его и узнаем что там внутри.
(Учитель открывает конверт. В конверте задание от мистера Х.)
- Ему необходима ваша помощь. Вы должны выполнить задание №46 на с. 20. Открыли тетради и нашли это задание. Это и будет ваше домашнее задание на следующий урок.
9. Итог урока.
Наше путешествие окончено.
Чему мы научились на уроке?
(Научились кодировать информацию).
Спасибо, вы были очень внимательными пассажирами.
10. Разгадывание ребусов.
Если осталось время, то можно с ребятами:
1. Разгадать ребусы:
2. Поиграть в игру “Разгадай слово”.