Цели урока.
Образовательные:
- Рассмотреть связь стилей в одежде и архитектуре в зависимости от эпохи.
- Увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
- Укрепить интегрированные связи предмета технологии с историей.
Развивающие:
- Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся, творческую инициативу и эстетический вкус.
- Формировать навыки публичного выступления учащихся
Тип урока: интегрированный урок-экскурсия (технология и история).
Оборудование:
- Макеты костюмов.
- Репродукции картин: “Романский храм”, “Храм готического стиля”, “Купол собора св. Петра”.
- Иллюстрации из книг и альбомов по истории костюма.
- Раздаточный материал (карточки, тесты).
- Отрывок из видеофильма “Эрмитаж” (рыцарский зал).
- Аудиозапись “Лютневая музыка”.
Подготовительный этап: Девочки на уроке по технологии изготовили макеты костюмов средневековья. Подготовлены папки с репродукциями картин архитектуры и костюмов.
<Рисунок 1>
Ход урока
I. Организационная часть.
Контроль посещаемости. Рассадить детей по группам (4-5 чел. ) Проверка готовности к занятию.
II. Вступительная часть (беседа).
Учитель. Сегодня у нас необычный урок - истории и технологии одновременно. Кроме того, это экскурсия в Средневековье. На уроке мы будем использовать исторические материалы, репродукции картин с изображением зданий и костюмов, чтобы составить представление о периодах средневековья с X по XV в.
План урока написан на доске.
1. Рыцарская эпоха
1.2 Романский стиль
1.3. Готический стиль
2. Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Учитель. Посмотрите на репродукции картин, где изображены здания и костюмы. Можно ли сказать, что все они относятся к одному времени? Почему вы так решили? А как вы понимаете слово “стиль”? Почему стиль в одежде и архитектуре меняется? Зависит ли стиль от исторической эпохи? На эти вопросы нам нужно дать ответ к концу урока.
III. Основная часть урока.
1. Итак, начинаем экскурсию. ( Тихо звучит лютневая музыка).
Учитель истории: в X-XI веках над Западной Европой еще господствовали беспокойные сумерки средневековья: войны между феодалами, ссоры императоров с римскими папами, первые крестовые походы.
Вопрос: назовите даты крестовых походов, столетней войны.
Ответ: 1096 – 1291, 1337 – 1456.
Вопрос: Как эти исторические условия отразились на архитектуре?
Ответ: строились массивные здания с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглых арки на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. Почему?
<Рисунок 2>
Ответ: храмы нередко служили убежищем для населения округи в это неспокойное время.
Учитель истории: в храме делали небольшие узкие окна (бойницы), чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в них господствовал полумрак. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Отсюда название стиля…
Ответ: Романский стиль.
Учитель истории: Так как в основном строили храмы, строители романской эпохи решили, что в плане он должен иметь форму…
Ответ: романский храм сверху имел форму креста.
Учитель истории: Римские папы и императоры приказывали возводить храмы при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу церкви, Бога, доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество.
Учитель технологии: Вы видите костюмы рыцарской эпохи романского стиля.
В середине века из среды феодалов, владевших небольшими земельными наделами, выделилось особое сословие – рыцари. Живя в постоянной готовности к войне, богатые рыцари возводили в своих владениях непреступные замки. Рыцарь готовился стать воином еще с детского возраста. Как же выглядел вооруженный рыцарь того времени?
<Рисунок 3>
Ученик: описание костюма рыцарской эпохи по макету. Вооружение рыцаря той эпохи состояло, прежде всего, из меча. В бою, когда приходилось пускать в дело тяжелый меч, щит помогал отбивать удары противника. Наружная сторона щита нередко украшалась гербом владельца, изображением единорога, дракона, льва или орла. Тело рыцаря прикрывала особая рубаха, сплетенная из прочных стальных колечек, - кольчуга. Ее надевали на толстый войлочный кафтан. Из стальных колец изготавливались чулки и перчатки. Кольчуга спасала в бою, но чтобы укрыться от непогоды или палящих лучей солнца, приходилось сверху надевать длинную рубашку с открытым воротом – сюрко – которую носили и женщины. Завершая вооружение рыцаря круглый шлем.
Учитель технологии: Так на заре рыцарства выглядел благородный искатель приключений, готовый сразиться на турнире за честь прекрасной дамы или отправиться воевать на Восток
Ученик: читает отрывок из “песни о Голланде” (XII в.) о рыцарском поединке между Карлом Великим и арабским Эмиром:
День миновал, вечерний час подходит,
Но меч враги не вкладывают в ножны.
Отважны те, кто рати свел для боя.
Их ратный клич звучит, как прежде , грозно.
… Враги мечи стальные обнажили,
Бьют по щитам друг друга что есть силы.
Навертья, кожа, обруча двойные –
Все порвалось, расселось , расскочилось,
Теперь бойцы одной броней прикрыты.
Клинки из шлемов высекают искры.
Не прекратится этот поединок,
Пока Эмир иль Карл не повинится
Учитель технологии: История свидетельствует, что вооружение постоянно менялось, совершенствовалось. Чем лучше изготавливали мастера доспех, защищающий рыцаря, тем более мощное оружие требовалось, чтобы пробить эту защиту. Но как только появлялось новое оружие, создавался новый доспех. С появлением огнестрельного оружия доспехи стали бесполезными и служили лишь как праздничное убранство на турнирах да для украшения рыцарских залов.
Сейчас посмотрите отрывок из видеофильма “Рыцарский зал Эрмитажа”.
Учитель технологии. Не следует забывать, что в мирной жизни рыцарь носил совсем другую одежду. Дайте описание мужской и женской одежды романского стиля.
Ученики: у мужчины – блуза до колен, подпоясанная в талии, широкая внизу, с очень длинными рукавами, сверху накидка с застежкой на правом плече. У женщин – длинное платье на шнуре. Волосы на затылке удерживаются сеткой, сверху шапка – корона, платок, закрывающий щеку и подбородок.
<Рисунок 4>
Учитель истории: Шли годы. Менялось время, власть европейских монархов стала сильной.
Закончились бесконечные войны между феодалами и не мешали развитию ремесла и торговли. Многие города освободились от власти сеньоров. В каждом городе рядом рыночной площадью высилась главная городская церковь – собор, обычно самое красивое здание. Нередко он мог вместить всех горожан, но теперь не для того чтобы укрыться от оврагов. В соборе проводили церковную службу, устраивали собрания, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе среди его красоты и величая человек, проникался ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.
Вопрос: Храм, какого стиля изображен на картине?
<Рисунок 5>
Ответ: на картине изображен храм готического стиля.
Вопрос: по каким характерным чертам вы определили черты готического стиля?
Ответ: самым характерным мотивом готической архитектуре стала стрельчатая арка, которая как бы вытягивает здание к небесам. Широкие сквозные галереи, высокие башни колоколен подчеркивают безудержное стремление ввысь. Вертикаль торжествует!
Учитель истории: Храмы были огромными, но внешне они казались почти невесомыми, чуть ли не парящими в воздухе. В небо тянулись суживающиеся кверху шпики. Сотни статуй, наряду с оконными арками украшали фасады. Еще более сильное впечатление производили готические храмы внутри. Сквозь огромные окна лился свет, делавший собор воздушным. Что такое витражи?
Ответ: витражи – картины, собранные из разноцветных кусочков стекла. В солнечный день луч солнца, светивший сквозь такие витражи, расписывал яркими бликами пол, стены, воздух в храме.
Учитель истории: такие громоздкие сооружения строились десятилетиями, могли достраиваться по мере поступления средств через века. Но лучшие из готических храмов потрясают своей стройностью и соразмерностью. Назовите известные вам соборы.
Ответ: Прежде всего, соборы в Париже, Реймсе, Шартре, Амьене, Страсбурге.
Учитель технологии: тонкие застывшие в шумном изгибе фигуры дам в длинных платьях со шлейфом и в высоких чепцах, кавалеры, в костюмах которых сочетаются самые разные цвета. А за ними тянутся к небу острые шпили соборов, словно стремятся оторваться от земли.
Таким предстает перед нами европейское Средневековье на картинах художников и в иллюстрациях старинных рукописных книг.
На севере Франции в XII веке в искусстве появился новый стиль, который просуществовал более трехсот лет и в историю вошел под названием готика.
Готический стиль наложил отпечаток на одежду. В XIII в. Были заложены основы края и техника шитья, появляется вытачка, втачной рукав, застежка, воротник. Изменился силуэт, формы одежды, красота тела греховна, хотя костюм ее подчеркивает, вводятся в обиход новые предметы одежды.
Ученик: Описание костюма по макету. Портные стали использовать тонкое сукно, которое позволило кроить и шить платье точно по фигуре человека. Еще больше подчеркивали форму тела облегающие рукава и высоко зашнурованная талия у женщин. Модница затянутая в такое узкое платье, порой едва могла двигаться. Со временем подол платья сзади удлинился и превратился в шлейф, а на груди появился довольно глубокий вырез. Иногда шлейф крепился к плечам как отдельная часть одежды. Его носили не только женщины, но и мужчины. Кроме сукна при пошиве модных платьев использовались бархат, парча, шелк. Для отделки одежды применялись не только вышивка, но и мех, который ценился больше, чем золото и драгоценные камни. Геннины (чепцы), украшавшие головы придворных дам, порой достигали в длину почти одного метра и дополнялись прозрачными покрывалом или вуалью.
<Рисунок 6>
Учитель технологии: Дайте характеристику мужской одежды.
Ученики: мужчины носили плотно облегающую куртку с ватной подкладкой на груди, спине, плечах, туфли с узкими носами. Так же вошли в моду узкие штаны и жакеты, сшитые из разноцветных кусков ткани. Некоторые символизируют свое значение: синий – верность, зеленый – влюбленность. Иногда левый рукав делался шире правого. Каждый носил то, что ему нравилось. Современному человеку самым нелепым элементом одежды той эпохи показалась бы обувь. Мужчины носили клювовидные башмаки, носки которых иногда вдвое превышали длину подошвы. Чем длиннее “клюв” тем больше завести он вызывал у модников. Чтобы в такой обуви можно было ходить не спотыкаясь кончики носков приходилось подвязывать шнурками или цепочками к ногам под коленями.
<Рисунок 7>
Учитель технологии: возникла мода на все стройное, высокое, величавое, горделивое. Все подчиняется одной идее – стремлению ввысь, где все прямые линии сходятся в бесконечном пространстве у престола Господня.
Учитель истории: когда рыцари видели таких прекрасных дам, то посвящали им стихи. Как называли таких поэтов-певцов во Франции?
Ответ: Трубадуры.
Учитель истории: среди певцов встречались короли и знатные феодалы, но больше было рыцарей. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме.
Ученик: читает стих Гильома де Кабестань:
“Когда впервые вас я увидел,
То, благосклонным взглядом награжден,
Я больше ничего не пожелал,
Как вам служить – прекраснейшей из донн.
Вы, Донна, мне одна желанной стали.
Ваш милый смех и лучистый свет”.
2.
Учитель истории: теперь мы с вами из средневековой Франции перемещаемся в Италию. Богатые города Италии – Милан, Гендия, Флоренция, Венеция в XIV веке переживали период расцвета: развиваются ремесло, торговля. Здесь появляется новая культура Возраждения, которая распространилась затем по всей Западной Европе. Дайте определение культуре Возрождения.
Ученики: Возрождение (по фр. ренессанс) – период в культурном развитии ряда стран Европы когда возрождается интерес и литературе и искусству Древней Греции и Рима (античности)
Учитель истории: почему именно в Италии появился интерес к античности?
Итальянцы видели вокруг себя сохранившиеся памятником античности – Колизей, Пантеон, акведуки, триумфальные арки и т. п.
Учитель истории: вспомните характерные черты античной архитектуры..
Ученики: колонны, купол, полукруглые арки
Учитель истории: изменяется архитектура итальянских городов: город Возрождения “горизонтален”, в отличие от вертикального готического. Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, загородные виллы. Эти строения комфортабельны, созданы для удобства человека.
Учитель истории: Назовите типичные черты архитектуры Возрождения.
<Рисунок 8>
Ученики: Симметричность колонны, фасады напоминают античный храм, а венчает здание центральный купол.
Учитель истории: Соборы, виллы, городские дворцы строились из дорогих материалов, украшались статуями и барельефами, что свидетельствует о расцвете итальянских городов и богатстве жителей, о развитии торговли, ремесла, искусства. В эпоху Возрождения художники и архитекторы стали пользоваться огромным уважением. Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали римские папы, короли и правители Италии. Роскоши архитектуры не уступали и наряды эпохи Возрождения.
Учитель технологии: Эпоха Возрождения не только заставила вспомнить об античности- она создала новую культуру, центром которой стал человек, т. е. её идеей стал гуманизм- уважение к достоинству и духовному миру человека, свободе личности, воспевание радостей земной жизни.
Новая эпоха внесла изменения не только в архитектуру, но и в одежду, изменив её покрой и создав правила красоты, которых мы придерживаемся до сих пор: высокая, статная, пропорционально сложенная фигура, тонкая талия, соразмерные детали лица, пластичные движения. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта.
Ученик: Характеристика венецианского костюма. Женщины стали носить нижнее шёлковое платье с длинными узкими рукавами и верхнее, из бархата или парчи, с широкими рукавами. Рукава крепились к платью лентами. Иногда на локтевом сгибе и под мышками верхней одежды делались разрезы, сквозь которые виднелась ткань нижнего платья.
Основным головным убором был чепец из золотой парчи с двумя верхушками, украшенный жемчугом, драгоценными камнями, с ниспадающим покрывалом. Наиболее излюбленными становятся ткани с узором в виде цветов граната. Модницы полагали, что платье из сукна слишком напоминает строгую монашескую рясу.
<Рисунок 9>
Учитель технологии: При всём многообразии узоров и красок итальянцы умели придавать своей одежде простую и гармоничную форму и носить её с естественной грациёй. Всё броское и вызывающее итальянки отвергали.
Ученик: Описание флорентийского костюма по макету. Открытое с боков платье без рукавов одето поверх нижнего платья с разрезными рукавами на локтевом сгибе. Искусно сделана причёска из кос, украшенная нитью жемчуга и лентой с вуалью. Нередко всё украшение составляли только изящно уложенные косы или локоны, переплетённые тонкими нитями жемчуга и кораллов. Любимым украшением была также гирлянда – широкий венок из цветов. Особенно сильное впечатление производил высокий, совершенно открытый лоб, искусственно увеличенный за счёт удаления части волос спереди, а также бровей. Идеальными признавались белокурые волосы, а поскольку от природы они давались не всем, большим спросом пользовались парики. Впрочем, волосы можно было окрасить или обесцветить с помощью солнца. Для этой цели существовали специальные шляпы-соланы с широкими полями, на которые дамы укладывали свои волосы и усаживались в лоджии на солнцепёке.
Учитель технологии: Обратите внимание на мужской костюм эпохи Ренессанс. Молодые люди отдавали предпочтение короткой тесно прилегающей одежде расцветок. Наибольшее предпочтение получает плащ, появляются плиссированные куртки, шапка-тюрбан, широкая подпоясанная курка Ренессансная мода учитывала индивидуальность человека, особенности строения его тела, но в тоже время она создала идеальный для того времени тип одежды, который стал образцом для всей Европы
Учитель истории: Эпоха Возрождения – это эпоха и гуманизма, когда появляется новое учение о человеке. Гуманисты считали, что человек- это лучшее и главное создание. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франческа Петрарку. Что вы о нём знаете?
Ученик: Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил её сразу и любил всю жизнь. Он посвятил ей множество стихов.
Вздыхаю, словно шелестит листвой
Печальный ветер, слёзы льются градом,
Когда смотрю на вас влюблённым взглядом,
Из-за которой в мире я чужой.
Улыбки вашей, видя свет благой,
Я не тоскую по иным усладам,
И жизнь уже не кажется мне адом,
Когда любуюсь вашей красотой.
IV. Закрепление материала.
Учитель: Итак, мы завершили путешествие в средневековую Европу.
Используя полученные знания, ответьте на вопросы теста. <Приложение 1>
Практическая работа.
Задание классу по группам. Перед вами конверты с репродукциями зданий и костюмов разных эпох. Нужно выбрать только те, которые соответствуют заданной вам эпохе. Вырежьте их и наклейте на ватман.
VI. Защита мини проектов.
VII. Подведение итогов, анализ ошибок, выставление оценок.
Литература.
- Агибалова Е. В. История средних веков. Учебник для 6кл. -11-еизд. – М: Просвещение,2004г.
- Андреева А. Ю. История костюма. - Санкт-Петербург: Паритет, 2001г.
- Бойцов М. История средних веков. Учебник для 7кл. – М: МИРОС,1994г.
- Вольфганг Брук История костюма. – М: Эксмо-Пресс, 2001г.
- Дорожкина Н. Как готовить интегрированные уроки. – М: Чистые пруды,2006г.
- История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. Сост Степакова В. – М: Просвещение,1998г.