Цели:
- Обучающая: Обобщить и систематизировать знания о способах и методах ввода, редактирования, форматирования текстовой информации.
- Развивающая: Развивать внимание, познавательный интерес, умение планировать свою работу, оценивать результат своего труда.
- Воспитывающая: Воспитывать внимательность, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, эстетический вкус.
Задачи урока:
- Развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
- Повторение и проверка умений учащимися использовать возможности текстового процессора Word.
- Повышение интереса к изучению информационных технологий.
Прогнозирование конечного результата.
К концу урока учащийся должен:
Знать | Уметь |
1. Понятия редактирования и форматирования текста. | 1. Форматировать и редактировать текст. |
2. Назначение и возможности текстового процессора. | 2. Выполнять основные операции над текстом. |
3. Основные приемы редактирования и форматирования текста. | 3. Сохранять текст на диске, загружать текст с диска. |
Межпредметные связи: с русским языком, литературой, историей, английским языком.
Внутрипредметные связи: связь с темами “Клавиатура компьютера. Основные группы клавиш на клавиатуре”, “Операционная система Windows” и с последующими темами курса.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы, применяемые на уроке: практические, словесные, самостоятельная работа по карточкам, тестирование.
Оснащение урока: Карточки с заданиями теста, карточки для проверки теста, задания для практической работы, индивидуальные карточки контроля знаний учащихся, карточки для ответа на прогнозируемый конечный результат, карточки для устной работы, компьютеры.
Мотивация: Важность данной темы заключается в том, что она пригодится в дальнейшем при подготовке рефератов, написании курсовых и дипломных работ при обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.
План урока.
- Организационный момент. Сообщение темы, цели и плана урока. Мотивация.
- Проверка знаний основных понятий по теме “Текстовый процессор Word” с помощью взаимной постановки вопросов.
- Проверка уровня знаний по теме “Текстовый процессор Word” с помощью тестов в работе парами с последующей взаимопроверкой.
- Анализ результатов теста и взаимопроверка.
- Устная работа учащихся по карточкам:
- Практическая работа учащихся за компьютером.
- Итоги урока.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, сегодня у нас заключительный урок по теме “Текстовый процессор Word”.
Цель нашего урока - обобщить и систематизировать знания о способах и методах ввода, редактирования, форматирования и печати текстовой информации.
Сегодня наша основная задача – повторить и проверить ваши знания основных понятий по теме и умений редактировать и форматировать текст, вставлять в текст таблицы, списки, рисунки, объекты WordArt.
(Мотивация)
В чем на ваш взгляд заключается важность изученной темы?
(Пригодится в дальнейшем при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.)
Где вам пригодится знание текстового редактора Word?
(При обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.)
Урок будет содержать четыре этапа:
- мы проверим ваши знания и умения с помощью взаимной постановки вопросов,
- тестирования,
- устной работы по карточкам
- и практической работы на компьютерах.
У каждого из вас на столах лежит карточка.
Это индивидуальная карточка контроля знаний (Приложение 1). За каждый этап вы будете самостоятельно выставлять в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока вы просуммируете баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрали.
1 этап. Взаимная постановка вопросов
Итак, приступим к первому этапу урока – взаимной постановке вопросов. Вы будете задавать друг другу вопросы. Вопросы должны содержать основные понятия изученной темы. Каждый из вас задаст один вопрос, и ответит на один вопрос. За правильно сформулированный вопрос запишите себе в карточку 5 баллов, за правильный ответ – 10 баллов.
(Изученные понятия: текстовый процессор, возможности текстового процессора, редактирование, форматирование, абзац, способы выравнивания абзацев, отступы и интервалы)
Итак, мы повторили основные понятия темы “Текстовый редактор”.
2 этап. Тест
Мы с вами повторили основные понятия изученной темы и чтобы проверить ваши теоретические знания, проведем тест. В нем 14 вопросов. На выполнение теста вам дается 5 минут. После того, как вы ответите на вопросы теста, вы проверите правильность выполнения друг у друга.
Задание теста.
Задание 1. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.
1 вопрос (2 балла). Укажите, какой из перечисленных программных продуктов является текстовым редактором, имеющим средства форматирования и включения графики?
- MultiEdit
- Microsoft Excel
- WinWord
- Paint
2 вопрос (2 балла). C помощью какой пиктограммы можно запустить редактор Word?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
3 вопрос (2 балла). Для чего предназначена полоса прокрутки?
- Для изменения размеров документа.
- Для выбора элементов меню.
- Для быстрого перемещения по тексту.
- Для оформления экрана.
4 вопрос (2 балла). Для чего предназначен Помощник?
- Для украшения окна документа.
- Для получения быстрых советов или справок.
- Для демонстрации анимационных возможностей Word.
- Для вставки в текст документа анимации.
5 вопрос (2 балла). Какой из приведенных ниже списков является маркированным?
1.
- Зима.
- Весна
- Лето
- Осень
2.
- Зима
- Весна
- Лето
- Осень
6 вопрос (5 баллов). Гипертекст – это
- Очень большой текст
- Структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам.
- Текст, набранный на компьютере.
- Текст, в котором используется шрифт большого размера.
7 вопрос (5 баллов). В процессе редактирования текста изменяется
- Размер шрифта.
- Последовательность символов, слов, абзацев.
- Параметры абзаца.
- Параметры страницы.
8 вопрос (5 баллов). При задании параметров страницы устанавливаются
- Гарнитура, размер, начертание.
- Отступ, интервал.
- Поля, ориентация.
- Стиль, шаблон.
9 вопрос (5 баллов). В тестовом редакторе выполнение операции Копирование становится возможным после
- Установки курсора в определенное положение
- Сохранения файла.
- Распечатки файла.
- Выделения фрагмента текста.
10 вопрос (5 баллов). В текстовом редакторе основными параметрами при задании параметров абзаца являются
- гарнитура, размер, начертание
- отступ, интервал
- поля, ориентация
- стиль, шаблон
11 вопрос (5 баллов). В текстовом редакторе основными параметрами при задании шрифта являются
- гарнитура, размер, начертание
- отступ, интервал
- поля, ориентация
- стиль, шаблон
12 вопрос (10 баллов). С помощью какой команды можно изменить ориентацию текста на листе бумаги?
- Файл/Параметры страницы/Поля.
- Файл/Предварительный просмотр.
- Файл/Параметры страницы/Размер бумаги.
- Формат/Границы и заливка.
- Файл/Печать/Свойства.
Задание 2. Расположите предложенные варианты ответов в правильном порядке
13 вопрос (5 баллов). Укажите номера функций данных клавиш.
- Выравнивание по центру
- Выравнивание по ширине.
- Выравнивание по левому краю
- Выравнивание по правому краю
14 вопрос (10 баллов). Укажите номера пиктограмм, выполняющих указанное действие:
- Ввод документа с диска.
- Печать документа.
- Запись документа на диск.
- Предварительный просмотр.
1 2 3 4
Сейчас поменяйтесь листочками, я раздам вам карточки с правильными ответами (Приложение 2), и, используя их, вы проверите знания друг друга. После того, как вы проверите и подсчитаете количество набранных баллов, вы внесете количество баллов, которое набрали в свою индивидуальную карточку.
3 этап. Устная работа по карточкам.
Следующий этап урока – устная работа по карточкам. На этом этапе мы повторим способы форматирования абзацев.
Перед тем как приступим к выполнению заданий по учебнику, нам необходимо повторить определение абзаца.
- Что такое абзац?
Абзац (с литературной точки зрения) – это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу отрезок произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.
В компьютерных программах абзацем считается любой текст, заканчивающийся маркером абзаца (нажатием клавиши Enter.
Возьмите карточки для устной работы (Приложение 3). Выполним упражнения.
В данных упражнениях определите, где заканчивается каждый абзац и охарактеризуйте способы форматирования абзаца или группы абзацев (если они отформатированы одинаково) по следующему плану:
- установка для первой строки;
- выравнивание абзацев;
- стиль начертания символов
Если вы ответили верно, поставьте в карточку 5 баллов.
Итак, мы повторили способы форматирования абзацев.
4 этап. Практическая работа.
Переходим к следующему этапу нашего урока – выполнению практических заданий
Но прежде, чем приступить к нему, давайте повторим технику безопасности и организацию рабочего места при работе с компьютером.
- входить в класс только во второй обуви
- нельзя входить в класс в верхней одежде
- не прикасаться к экрану
- расстояние до экрана – 60-70 см
- на рабочем месте не должно быть ничего лишнего (ручка и тетрадь)
Итак, на этом этапе урока задания подобраны таким образом, чтобы вы могли показать все умения, которые вы приобрели в ходе практических занятий. За каждое верно выполненное задание вы получаете определенное количество баллов в зависимости от уровня сложности. Вам нужно постараться набрать как можно больше баллов, которые вы потом запишете в свою карточку. Проверять выполнение задания будут консультанты.
Файл-заготовка для практической работы находится в папке “Практическая работа по Word” на Рабочем столе. (Приложение 5)
Образцы заданий прилагаются на карточках-заданиях (Приложение 4).
Чтобы легче было проверить и оценить вашу работу, выделите номер выполненного задания и количество баллов, соответствующее ему, цветным маркером. Итак, приступим к работе.
Мы завершили последний этап этого урока.
(Объявить количество баллов за практическую работу - консультанты).
На этом уроке мы проверили знание основных понятий изученной темы с помощью взаимной постановки вопросов, с помощью теста, проверили и обобщили практические навыки и умения с помощью работы с учебником. Теперь объявите набранное количество баллов и свою оценку.
5 этап. Давайте подведем итоги урока,
ответив на вопросы конечного прогнозируемого результата (Приложение 6).
Я убедилась, что наш урок достиг цели. Вы хорошо усвоили эту тему.
Все показали высокий уровень знаний, получили большое количество баллов, отличные оценки.