Цели:
- совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения;
- воспитывать любовь к родной природе;
- развивать умения видеть в окружающей природе красоту и учить бережно относиться к тому, что тебя окружает;
- с помощью аукциона знаний развивать активность учащихся в учебной деятельности.
Наглядность: репродукции картин И.Левитана, А.Саврасова, И.Грабаря и др. художников; таблица по выразительному чтению; запись на доске цветными мелками; “Люблю природу русскую. Осень. Осенние листья”. Учебник Л.Ф. Климановой “Родная речь”
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
Выпрямили спинки, потянулись к небушку, солнышку, расправили позвонки и позвоночники и так же ровно сели и легли на свои рабочие места.
Начинаем урок чтения.
Какую большую тему мы сейчас проходим?
Ученики:
Люблю природу русскую.
Учитель:
А какая более узкая тема входит в эту большую тему?
Ученики:
Осень.
Осенние листья.
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями об осени и будем совершенствовать навыки чтения.
Вы видите на доске репродукции картин И.Грабаря, И.Левитана, А. Саврасова. Художники, как и поэты, по-разному относятся к осени. Кто осень любит, изображает ее в радостных, теплых, светлых тонах, а кому-то осень навевает тоску и печаль.
Перечислите, пожалуйста, поэтов, которые посвятили свои стихи осени.
Ученики называют авторов пройденных произведений.
Учитель:
Стихотворения каких поэтов вызывают печаль, тревогу тоску?
Ученики:
К. Бальмонта, А.Фета, А. Плещеева, А. Толстого, В Брюсова.
Учитель:
А кому из поэтов осень нравится?
Ученики:
С.Есенину, И. Токмаковой, В. Берестову.
Проверка домашнего задания.
А какое настроение передает В. Берестов в стихотворении “Хитрые грибы?”
Ученики:
Веселое, шутливое, игривое.
Учитель:
Сейчас мы проверим, как вы подготовили дома выразительное чтение этого стихотворения. Вы должны прочитать друг другу стихотворение, передав настроение автора. Вы читаете и оцениваете. Отметку показываете поднятием вверх пальчиков. Потом мы посмотрим, совпадет ли оценка вашего товарища по парте с оценкой всего класса. При чтении не забывайте о составляющих выразительного чтения, которые указаны в нашей таблице: это темп, интонация, паузы, логическое ударение, тембр.
Ученики читают друг другу стихотворение, поднимают вверх пальчики, соответствующие оценке товарища.
Учитель: (После прочтения учениками стихотворения)
Кто не согласен с оценкой товарища?
Ученики поднимают руки.
Учитель:
Кто не согласен с оценкой товарища, прочитает выразительно стихотворение всему классу. Класс оценит ваше чтение, прокомментирует ошибки. Мы сравним оценку товарища и оценку всего класса.
Читают ученики, не согласные с оценкой и 2-3 ученика по усмотрению учителя. Ученики всего класса поднимают вверх пальчики, оценивая читающих, комментируя их чтение.
Учитель:
Экзамен выразительного чтения вы выдержали, но чтение не бывает выразительным, если допускаются ошибки. Какой вид чтения помогает эти ошибки устранять?
Ученики:
Орфографическое чтение.
Учитель:
Какое же чтение называется орфографическим?
Ученики:
Читаем, как пишем: по слогам, четко проговаривая орфограммы, гласные, согласные.
Учитель:
Дома вы должны были подготовить орфографическое чтение научного текста “Грибы”. Проверим, как вы справились с этим заданием.
Ученики читают текст орфографически вслух по одному предложению, оценивают поднятием пальчиков, комментируют допущенные ошибки.
Учитель:
Научиться красиво читать нам помогает скорочтение. Этот же научный текст “Грибы” вы прочитаете друг другу скороговоркой по одному абзацу, не забывая при этом, что необходимо четко проговаривать слова, не допускать ошибки. Паузы делаете только тогда, когда необходимо вдохнуть.
Ученики читают текст друг другу скороговоркой, оценивают друг друга.
1-2 ученика читают скороговоркой всему классу отрывки научного текста на оценку.
Учитель:
Мы очень хорошо поработали. Вы показали, что умеете читать выразительно, поработали над техникой чтения, читая орфографически и скороговоркой.
А теперь мы отдохнем. Дежурные ученики выходят к доске и проводят физминутку.
Физминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели, (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. (садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели, (поднимаются, кружатся, машут руками)
И на землю снова сели. (садятся за парты)
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с произведением писателя-прозаика М. Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы, что вызывает у читателей чувство любви к Родине.
Откройте учебники на стр. 78 и найдите рассказ М. Пришвина “Осеннее утро”.
Прочитайте текст произведения про себя и ответьте на вопросы:
- Какие чувства вызывает у писателя осень? Докажите это строчками текста.
- Можно ли этот рассказ отнести к нашей теме? Докажите.
Учитель пишет эти вопросы на доске.
Кто первым прочитает и выполнит задание, подходит к учителю, шепчет ответы и при правильном ответе становится “учителем”, опрашивает своих товарищей.
Чтение рассказа про себя. Ученики, выполнившие задание, поднимают сигнальную карточку (светофорик), подходят к учителю, ответив, становятся “учителями” и подходят к детям, которые тоже выполнили задание и которые при правильном ответе тоже становятся учителями. Так в работу включается весь класс.
Учитель:
О каких приметах осени рассказывает автор? Ответьте строчками текста.
Ученики:
Об отлете птиц, о листопаде и о том, что “долго день пробуждается”.
Учитель:
Какие чувства вызывает у Пришвина осень? Чему радуется писатель? Чем огорчается? Подтвердите словами автора.
Ученики:
“И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь и тихонько:
- Летите, летите!”
Автор радуется “...хорошему теплому дню...”, огорчается “...уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится...”
Рассказ М. Пришвина “Осеннее утро” можно отнести к теме урока, т.к. в нем говорится о приметах осени, о листопаде.
Учитель:
Можно ли сказать, что Пришвин любит родную природу? Прочитайте строчки, подтверждающие это.
Ученики:
“Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь”.
Учитель:
Прочитайте строчки, в которых описывается, как летят осенние листья. С чем сравнивает писатель летящие листья?
Ученики:
“Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.”
“и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками”
Учитель:
Сколько чувств, любви, сердечности, красоты вложил автор в этот рассказ об осени. И мы должны прочитать этот рассказ так, чтобы донести до слушателей всю красоту родной природы. Послушайте, как нужно читать этот текст.
Образец чтения текста учителем.
Учитель:
А сейчас вы самостоятельно будете готовить выразительное чтение этого рассказа. Простыми карандашиками можете подчеркнуть главные значимые слова, наметить паузы. Не забывайте об интонации радости, восхищения, восторга, грусти, удивления. Подумайте, какие строчки нужно прочитать погромче, а какие потише. Не забудьте о темпе чтения.
Самостоятельная работа учащихся над выразительным чтением текста.
Учитель:
Теперь вы проверьте друг друга, соблюдает ли ваш товарищ при чтении все составляющие выразительного чтения. После проверки оцените, подняв вверх пальчики, соответствующие отметке. А также прокомментируйте чтение своего товарища.
Дети в парах по очереди читают друг другу рассказ, поднимают вверх пальчики.
Учитель:
Кому понравилось чтение вашего товарища?
Кто заметил какие-то ошибки при выразительном чтении? Какие это ошибки? Кто не согласен с отметкой товарища?
Идет обсуждение чтения в парах.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с новым произведением писателя М.Пришвина, который глубоко любит русскую природу. Дома вы так должны прочитать этот рассказ, чтобы мы все прочувствовали эту любовь.
М. Пришвин сравнивает полет листьев с полетом парашютика, мотыльком, винтиком. Понаблюдайте и вы, как летят осенние листики при ветре или при тихой погоде. С чем вы можете сравнить летящие листья?
Ответьте также на вопрос: сколько раз в рассказе М. Пришвина “Осеннее утро” повторяется слово “утро”?
Урок окончен.
Примечание: на протяжении всего урока проводится аукцион знаний. За каждый ответ на вопрос дети получают определенное количество очков в виде фишек. Если вопрос трудный, то ставка очков (фишек) увеличивается, пока не найдется желающий ответить на этот трудный вопрос. В конце урока подводятся итоги. У кого больше всего очков, тот получает соответствующий приз.