Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


"Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"

А. Твардовский

Классный час (3-5 класс)

Устный журнал.

Задачи:

  • познакомить учащихся с трагической страницей нашей истории - Великой Отечественной войной через судьбы детей;
  • воспитывать уважение к ветеранам войны;
  • прививать интерес к событиям истории, о которых нельзя забывать.

Учитель. Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу. Вы читали книги о войне, писали отзывы о прочитанном. Лучшие из них находятся в городской детской библиотеке. Вы писали сочинения “Мои родные в годы войны”. Рисовали медали и ордена для всей своей семьи. Знакомились с жизнью Героя Советского Союза Сиротина В.Н., с подвигами детей в годы войны. Сегодня устный журнал “Давайте, люди, никогда об этом не забудем!”

В нашем журнале три странички:

Первая - Дети на войне,

Вторая - Мои родственники в годы войны,

Третья - Участники Великой Отечественной войны.

У нас в гостях Потапов Алексей Николаевич – ветеран войны.

Звучат мелодии военных лет.

Ученик:

Его я узнал не из книжки -
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тонами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те же дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

I страница. “Дети на войне”

Учитель. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

Ученик. "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"

(Т.С. Ивлева, полиграфист.)

Ученик. “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл…..

(Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механник)

Учитель. Разными путями попадали дети на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час.

Ученик. Зина Портнова

Ученик. Валя Котик.

Музыкальная пауза.

II страница. “Мои родственники в годы войны”

По – разному сложилась судьба детей в годы войны. Вы, ребята, знакомились с историей семьи и знаете о том, какое участие приняли ваши родные в войне.

Ученик 1. Багреев Артур

60 лет мы живём в мирной жизни. Закончилась война, отгрохотали пушки. Люди работают, дети учатся, малыши ходят в детские сады.

Но, наверно, нет такой семьи, где бы не было родственников, побывших на войне. В нашей семье воевали два моих прадеда. Это прадед Андрей и прадед Константин. Воевали на разных фронтах. Прадед Костя погиб в 1942 году от мины, попавшей в воронку, где они отдыхали после налёта немцев.

Прадеду Андрею повезло, он прошёл всю войну и остался жив. Он служил на военном аэродроме и подвозил мины для наших военных самолётов. После войны он поехал восстанавливать мосты, разрушенные немцами. Домой он вернулся только весной 1946 года. Мой прадед прожил 70 лет. Он умер задолго до моего рождения.

Во время войны моему дедушке было 6 лет. Немцы жили в их доме, а вся их семья и соседи жили в подвале, когда немцы оккупировали Украину. Дедушкина отца-коммуниста немцы расстреляли по доносу предателя.

Война закончилась 60 лет назад. Но живы ещё те, кто видел её и участвовал в ней. О войне мы будем передавать эти воспоминания другим.

Мы не должны допустить новых войн!

Ученик 2. Домнич Ксения. Ученица рассказывает о своем дедушке.

Приближается знаменательная дата – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.

Мой дедушка Василий Петрович участник двух войн: Финской и Великой Отечественной войны.

Родился дедушка 23 февраля 1913 года, в Челябинской области, в семье зажиточного крестьянина. Василий Петрович окончил семь классов школы. После школы поступил на курсы шофёров, по окончании которых он мог управлять автомобилем или трактором. В 1939 году дедушка ушёл на Финскую войну. Уходя, он оставил дома жену и троих маленьких детей. 22 июня 1941 года в 4 часа утра немцы напали на нашу Родину. Всех мужчин стали забирать на фронт. Василий Петрович был шофёром, возил снаряды. Конец 1944 - начало 1945 года дедушка был водителем ракетной установки “Катюша”. Освобождал много городов, деревень. Участвовал в боях под Москвой, был на Курской дуге, в Польше. День Победы Василий Петрович встретил в Болгарии. Он был награждён медалями. В ознаменование 30- и 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне дедушка был награждён орденом и медалью.

Я очень горжусь и люблю своего дедушку, хотя я его никогда не видел в живую, а только на фотографии, мне кажется, что он был добрым, ласковым, заботливым.

В Великой Отечественной войне погибло много людей. Об этом нельзя забывать.

Дети исполняют песню “Я люблю тебя, Россия”.

Учитель. Да, не раз пытались завоевать территорию России. Но, не учитывают враги стойкости людей, живущих в нашем государстве.

Сегодня у нас в гостях герой войны - А.Н. Потапов.

III страница. Выступает ветеран войны

“Давайте люди, никогда об этом не забудем!”

(А. Твардовский )

Классный час

Устный журнал к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

(3-5 класс).

Задачи:

  • познакомить учащихся с судьбами детей в годы войны,
  • воспитывать уважение к ветеранам,
  • прививать интерес с истории семьи.

Классный час начинается с просмотра видеофрагмента из фильма о войне. Занятие лучше проводить в городском музее.

Учитель. Сегодня мы продолжаем листать страницы нашего устного журнала.

Он состоит из 3-х страниц:

1 - Наши родственники в годы войны.

2 - Малолетние узники концлагерей.

3- Блокадный Ленинград.

1 страница. Наши родственники в годы войны.

Вы, ребята, написали журнал о родственниках, которые воевали на фронте или трудились в тылу, чтобы помочь армии в борьбе с фашистами. Вот некоторые рассказы.

2 страница. Малолетние узники концлагерей.

Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и Свободу.

Ученик. И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась, снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерть в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю.Н.Никитина, товаровед)

Воспоминания рабочей из Таллина:

“В сентябре 1941года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь “Красное село”, где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправили в лагерь “Балтийский”.Детей в лагере было много.Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь “Клоога”. Выжила чудом…”

Далее идут слайды из музея концлагеря “Равенсбрюк”. Учитель показывает слайды о жизни детей и женщин из разных государств.

Музыкальная пауза…

III страница. Блокадный Ленинград.

Погибали дети не только на фронтах, концлагерях, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Одиннадцатилетняя Таня Савичева вела дневник в блокадном Ленинграде.

Вот страницы из него:

“Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Алексей умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.Таня не намного пережила своих близких.

Сегодня у нас в гостях жительница блокадного Ленинграда.

Как жили люди в эти трудные дни?

Чем занимались?

Какова жизнь детей в городе?

И другие вопросы волнуют учеников.

Встреча заканчивается словами благодарности гостье.

Дети исполняют песню времён войны.