Цели:
- Познакомить с признаками имен существительных в форме предложного падежа; закрепить ранее изученный материал;
- Развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности (память, внимание, воображение и т.п.);
- Воспитывать гуманное и толерантное отношение друг к другу, к окружающим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Основной дидактический метод: деятельностный.
Частные методы и приёмы: создание проблемной ситуации, подводящий диалог, поисково-исследовательский приём, наглядно-иллюстративный метод.
Дидактические средства:
- толковый словарь русского языка (авторы Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю.),
- словарь русских пословиц и поговорок (составитель В.П.Жуков),
- карточки с текстами для орфографического чтения, с пословицами и поговорками,
- карточки с домашним заданием,
- карточки со словами “человечность” и “человеколюбие”,
- набор карточек с признаками предложного падежа и этапов “маршрута путешествия”,
- ребус “7я”,
- тетрадь по чистописанию,
- рисунок острова,
- “цветик-семицветик” (разборный цветок);
- карточки самостоятельного учёта активности на уроке (лото).
ТСО:
- магнитофон,
- кассета с музыкой релаксации (для отдыха);
- компьютер (для оформления материалов к уроку).
План урока
- Организационный момент.
- Формулирование темы и задач урока.
- Минутка чистописания и словарная работа.
- Изучение нового материала.
- Физкульминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я, урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
- Ведь сейчас мы все вместе отправимся в путешествие на удивительный остров. А поможет нам цветик – семицветик. Именно он доставил нам послание – приглашение с острова, название которого зашифровано в тексте приглашения.
2. Формулирование темы и задач урока.
Задание: Прочитайте орфографически послание. Слушайте внимательно, это поможет вам расшифровать текст.
1 часть. “Приглашаю ваш дружный класс и гостей ваших в путешествие на цветике-семицветике”.
2 часть. “Вы должны позаботиться не о продовольствии и о вещах, а о “багаже” знаний”.
3 часть. “В пути каждый из вас должен помнить и думать о людях, которые будут окружать вас”.
Подводящий диалог
- Прочитайте ещё раз только выделенные слова.
- В каком падеже употреблены эти имена существительные?
- Предположите, как называется остров?
- Сформулируйте тему нашего урока-путешествия. Запишите её в тетради.
- Вот теперь мы готовы в путь. А теперь закройте глаза и представьте, что мы садимся на наш цветик – семицветик, как на ковёр-самолёт… Вам удобно?
- Прочитаем вместе, что гласит русская пословица (показываю пословицу на стенде)
“В тесноте, да не в обиде”. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
3. Минутка чистописания и словарная работа (в тетради по чистописанию).
-Откройте тетради по чистописанию на странице 47.
-Пальчиковая гимнастика “Вертолёт” поможет нам “взлететь” на цветике -семицветике.
Приготовьте пальчики.
– Быстро лепестки крути!
- Цветок, лети, лети, лети!
Работа в тетради
- Пропишите 3 буквы “ч”. Какой звук она обозначает? Что вы о нём можете сказать?
- Прочитаем орфографически слова в столбике: человечность, человеколюбие, частный, читатель.
- Среди них есть однокоренные слова. Прочитайте их. Выделите в них одинаковый корень и орфограммы.
- Пропишите слова “человечность”, “человеколюбие”. Но сначала вспомните об удобной и безопасной посадке во время письма.
- О значении этих слов вы должны были узнать в Толковом словаре Ожегова.
Проверим домашнее задание. (Сообщения детей)
Нам пригодятся в пути эти качества человека.
Очень хороший совет дал нам русский князь Владимир Мономах. Он жил в 12 веке, а его совет актуален и сейчас. Прочитайте его на с.47, а пропишите дома.
“Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь” (В. Мономах)
4. Изучение нового материала.
- Дальнейшее наше путешествие будет проходить по плану-маршруту. К концу пути вы уже будете знать всю информацию о хозяине острова. Сведения о падеже будем
записывать в схеме на пропущенной строке после темы урока. Направления путешествия указаны на лепестках цветика-семицветика.
1 лепесток направляет нас к учебнику, к упр.157 на стр. 90. Прочитайте текст. Узнайте самостоятельно: Почему падеж получил такое название? (на доске 1 пункт плана)
“В каком падеже стоят имена существительные в лесу, в салу, на поле, на виду? А существительные о лесе, о поле, о виде? Правильно, в предложном. Но почему нельзя спросить (о чём?) в лесу, а надо (в чём? где?) в лесу?
Дело в том, что родоначальником нынешнего предложного падежа был МЕСТНЫЙ падеж. О существовал в старославянском и древнерусском языках, указывал на место действия и отвечал на вопросы: на ком? чём? при ком? чём? в ком? чём?
Современный предложный падеж употребляется с предлогами о, при, на, в. А от старого местного падежа у него сохранились вопросы.”
Параллельно составляется схема о предложном падеже.
Вопросы по содержанию:
- Почему так назвали наш современный падеж?
- Как его называли в древнерусском языке? Почему?
Дополнение: А давайте назовём его “воспитательный”. Он как будто воспитывает нас, предлагает нам подумать о ком-то или о чём-то и сам думает о других. Гости, а вы согласны?
Итак, теперь предложный падеж будем называть “местный”, “воспитательный” (добавляю в схему карточки с этими словами)
Следуем дальше. По нашему плану-маршруту (2 пункт плана) вспомогательное слово. Назовите его. ( схему дополняю карточкой со словом “думаю”)
Чтобы лететь дальше, выполним желание 2 лепестка - назовите вопросы падежа.
(3 пункт плана) (в схему - о ком? О чём?)
Направляемся дальше. 3 лепесток указывает на упр.155. Нам предстоит выяснить какие предлоги употребляются с существительными в предложном падеже? (на доске 4 пункт плана)
- Для проведения исследований и наблюдений мы поработаем у доски.
Воспользуйтесь таблицей на стр.89 в учебнике.
Предложный падеж
падежный вопрос | вспомогательное слово | предлоги | примеры |
о ком? о чём? |
думаю | о, в, на, при | учусь в школе П.п. думаю о школе П.п. построили при школе П.п. играли на перемене П.п. |
Работаем по вариантам:
Задание. Поставь данные существительные в предложном падеже с разными предлогами и составь с ними предложения -простые и сложные.
1 варианту слова: письмо, дождь, весна
2 варианту слова: молоко, роса, падеж.
- Ещё раз внимательно прочитайте задание к упражнению (записи на доске слева и справа).
Посмотрим, кто быстрее и правильно справится с заданием (дети “по-цепочке” выполняют задание).
4 лепесток возвращает нас к пословицам. Предлагаю вам дополнить ваши записи именами существительными в предложном падеже из знакомых вам пословиц со стенда:
- “В тесноте, да не в обиде”,
- “Друзья познаются в беде”,
- “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
- Вы наблюдательны! Это хорошо! Назовите предлоги.
Гимнастика для глаз. Прежде, чем мы продолжим наши наблюдения предлагаю отдохнуть:
1. Закрыть глаза на 10-15 секунд.
2. С закрытыми глазами выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. Повторить 2-3 раза (темп медленный)
3. С напряжением закрыть глаза, затем раскрыть. Повторить 3-5 раз(темп средний). Посидеть с закрытыми глазами 10 секунд.
Продолжим путь с 5 лепестком к упр.156 (устно).
Задание. Заполни таблицу: поставь в каждой графе знак + или -.
Падеж | Употребляется с предлогами | Употребляется без предлогов |
И.п. | ||
Р.п. | ||
Д.п. | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п. |
Какой вывод вы можете сделать об особенностях употребления имён существительных в именительном падеже, в предложном падеже, в остальных падежах?
(в схему: о, об, в, на, при)
Следующий 6 лепесток привёл нас к упр.154. Необходимо выяснить, каким членом предложения будут существительные в предложном падеже. (5 пункт плана)
Задание. Продолжи предложения с однородными членами.
- Предлагаю для работы разделиться на группы по рядам.
Ученики 1 ряда выполняют работу с 1 предложением: “Я люблю книги о детях, …”
Ученикам 2 ряда-2 предложение: “Телепередача называлась “Мы и школа” и рассказывала об учениках, …”
А ученикам 3 ряда - 3 предложение: “Летом я люблю гулять и на лугу, и на …”
Подведение итогов:
- Путешественники 1 ряда, каким членом предложения являются сущ. в предложном падеже?
- Ваше мнение, ученики 2 ряда.
- А к какому выводу пришла 3 группа?
- Так каким членом предложения будут существительные в предложном падеже (дополняю схему - второстепенные члены предложения)
7 лепесток доставил нас к цели нашего путешествия - к острову (открывается доска, скрывавшая остров).
- Осмотритесь вокруг.
5. Физкультминутка. Про комаров
Появились комары
Только в лес мы все зашли, (ходьба на месте)
Появились комары,
Руки вверх - хлопок над головой, (руки вверх - хлопок)
Руки вниз - хлопок другой. (руки вниз - хлопок)
Дальше по лесу шагаем (ходьба на месте)
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём (руки за голову)
И вразвалочку идём. (ходьба по-медвежьи)
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два, (прыжки)
Позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем, (ходьба)
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко. (дыхательные упражнения)
6. Закрепление изученного материала.
- Хозяин острова хочет рассказать о комарах, живущих на его острове, чтобы вы зря не уничтожали этих насекомых.
- Напишем диктант о комарах.
Всё ли вы знаете о комарах?
Кровью людей и животных лакомятся только комарихи. Комары любят цветочный нектар. Эта сладкая жидкость очень питательна. Она даёт насекомому много энергии. Живут комары не больше двух недель.
(Из журнала “А почему?”)
- Самостоятельно укажите падежи имён существительных.
7. Итог урока. Домашнее задание.
- Заканчивается наше путешествие. Вы многое узнали, многому научились. А теперь, сформулируйте и задайте вопросы о предложном падеже друг другу. Поставьте итоговую оценку за урок в карточках учёта активности на уроке. (Работа в парах)
- От “хозяина острова Предложного падежа” вы получаете домашнее задание на карточках (дифференцированные задания).
- Предложный падеж доволен вами и на прощание он даёт совет пословицей:
“Не все сосны в лесу корабельные”.
О значении этой старинной пословицы вы можете прочитать в Словаре пословиц и поговорок.
Я понимаю смысл её так: “Не у всех людей одинаковые способности. Кто-то быстро сам понимает и запоминает учебный материал, а кому-то нужна помощь. Если мы будем помогать друг другу, то все ученики нашего класса будут хорошо учиться, проявлять человечность и человеколюбие. И мы будем, как одна… (ребус 7я)”. Разгадывают ребус- семья.