“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным”.
(Паскаль)
Цель: Привитие интереса к математике. Воспитание коллективизма и ответственности.
Конспект занятия
Перед путешествием ребята “покупают” путевки для путешествия. (Решают задачи в математической кассе. За это получают путевку, в которой высказывания великих людей о математике).
3 туристические группы рассаживаются.
На доске показаны города.
Учитель: Сказать слова Паскаля.
- Сегодня, ребята, мы впервые совершим “путешествие в мир занимательной математики”. Занимательное начинается сразу. Вы ведь хотите знать, что сегодня будем делать? Ваше “путешествие” будет в мир занимательной математики” необычным. Вы будете путешествовать на различных видах транспорта, вы будете встречаться с различными обитателями царства математики. Узнаете много нового и покажите нам, что вы знаете, проявите себя, покажите какие дружные, смекалистые и умеете соревноваться.
Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим маршрут путешествия. ( чья команда лучше и быстрее справится с заданием).
Группы определяют маршрут путешествия.
(231 – 57х3)х0 |
|
68 – (29 + 38) |
|
6х(24 – 23) |
|
50 + 6х2 50+6х2 |
Решить на чем поедем (для этого решают задачу)
Из Москвы в Санкт-Петербург на “Volvo” предприниматель Вася.
Навстречу в то же время на велосипеде поехал доцент Иван Петрович.
Кто из них момент встречи был ближе к Москве? (одинаково).
Учитель:
Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях,
Не рассчитывай на помощь,
Помни все в твоих руках.
Встречает их Знайка.
- Здравствуйте, ребята. Вы попали в город Великих математиков. Это город – музей, где собраны портреты великих математиков, их труды, книги о них, старинные задачи и книги об истории математики.
(показать книги, рассказать о них).
Конкурс. Каких математиков великих знаете? (показать портреты).
Рассказ о женщине – математике С.В. Ковалевской (1850 г.-1891 г.)
Помогают Знайке Справочник и Толковый словарь.
Продолжаем путешествие.
Село веселых цифр.
Определяем на чем поедем.
Из двух селений на встречу друг другу выехали 2 велосипеда: первый со скоростью 20 км/ч, второй – 15 км/ч. Чему равно расстояние между ними за 2 часа до встречи? (70 км.)
Учитель:
Натуральное число
В арифметику вошло,
Тайн немало принесло.
К ребятам выходят цифры. Разыгрывается сценка.
Ведущий.
Вот это Ноль, иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый Ноль
Соседке Единице:
“С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице”.
Ведущий.
Она окинула его сердитым
Гордым взглядом:
“Ты, Ноль, не значишь ничего,
Не стой со мною рядом!”
Ведущий. Ответил Ноль:
“Я принимаю свою вину, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Длинна и худощава.
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы можем, если захотим,
Составить 30, 40.
Пусть говорят, что мы ничто.
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет 100,
Из двойки - целых 200!”
Ведущий. Без цифр никак не обойтись! Все они очень важны и нужны !
Цифры не только можно использовать для счета, но и Весело и интересно проводить время.
Игра “Не собьюсь!” Участник должен сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся и оканчиваются на 3, говорить: “ Не собьюсь!”
Например, 1, 2, не собьюсь, т. д.
Конкурс “Допиши, как можешь”.
На доске несколько рядов чисел. Нужно заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа:
2, 3, 4, 5, 6, 7, …
10, 9, 8, 7, 6, 5, …
5, 10, 15, 20, 25, 30, …
9, 12, 15, 18, 21, …
8, 8, 6, 6, 4, 4, …
3, 7, 11, 15, 19, 23, …
9, 1, 7, 1, 5, 1, …
4, 5, 8, 9, 12, 13, …
25, 25, 21, 21, 17, 17, …
1, 2, 4, 8, 16, 32, …
Подводятся итоги. Ребята продолжают путешествие.
Полустанок Куринных ножек.
Звучат частушки Бабы-Яги из мультфильма “Летучий корабль”.Чтобы попасть в гости к Бабе- Яге , нужно решить задачу:
Ступа Бабы-Яги летит со скоростью 60 км/ч. Кощей Бессмертный пригласил в гости Бабу-Ягу к 6 часам вечера. Успеет ли она вовремя, если расстояние от избушки до замка Кощея 110км.и вылетит она в 4 часа вечера?
Выходит Баба-Яга. “Я в своей избушке на Курьих ножках завела сказочных животных. Все они, кроме двух – говорящие коты, мудрые совы, остальные – усатые тараканы. Сколько обитателей в моей избушке?” Ученики думают.
Баба-Яга : “Какие вы умные, сообразительные. Скучно мне иногда в избушке. Хоть вой. А ну-ка развеселите-ка меня. ( номера самодеятельности).
Баба-Яга: “На славу вы меня повеселили. Счастливого вам пути.”
Замок Сказок.
Определяем на чем поедем.
Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за час 15 километров.
С какой скоростью бежала каждая лошадь? (тоже по 15 км/час).
Учитель:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Ребята здесь живет сама Царица Математики.
Царица Математики: Здравствуйте, ребята!
Я очень рада, что вы здесь собрались. Кто из вас любит математику? А кто учится из вас на 4 и 5? Какие вы молодцы!
Давайте проверим, как вы знаете математику:
- Аукцион “Назови геометрическую фигуру”.
- Назовите самое маленькое натуральное число.
- Назовите самое большое натуральное число.
- В каких профессиях она нужна? (вывод: почти во всех).
Ребята, а вы любите сказки? У меня их много! (прочитать некоторые математические из них).
Ребята зачитывают свои придуманные математические сказки.
Царица Математики: Как все здорово! Какие молодцы!
Отправляясь домой, я пожелать вам хочу: “Любить математику, учить её, читать о ней. И тогда она отплатит вам за это. Она будет помогать вам в жизни постоянно.
Подводятся итоги путешествия .Царица математики раздает памятные призы.
Математическая касса
1. Нина живёт к школе ближе чем, Вера, а Вера ближе, чем Зоя. Кто живёт ближе к школе - Нина или Зоя? (ближе живёт Нина).
2. Если Захар ростом не выше Олега, то каким он может быть ростом. (Захар либо ниже Олега, либо равен ему).
3. Кто назовёт 5 дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дни недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
4. клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, дин кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (один кролик был куплен в клетке).
5. Два отца и два сына съели три апельсина. Поскольку съел каждый из них? (по 30 минут).
6. 6 штук картофеля сварилось в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилось одна штука? (за 30 минут).
7. На столе лежали 3 конфеты в одной кучка, 2 матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это получилось? Сколько человек брали конфеты? (3 человека: бабушка, мать и внучка).
8. Если Маня вышла в школу на 2 минуты раньше Клавы, а Клава – на 2 минуты раньше Зои, то кто вышел позже, Маня или Зоя, и на сколько минут? (Зоя на 4 минуты).
9. Одна нога и шапка, а головы нет. Что это такое? (гриб).
10. Под двумя дугами два яблока с кругами, Что это такое? (брови, глаза).
11. Шестиногая на потолке, а восминогий ждет ее в уголке. Кто это? (муха и паук).
12. Четыре ноги, рыло свинячье. Сто иголок несет, а шить не умеет. (еж).
13. Два брюшка, четыре ушка. Что это такое? (подушка).
14. У родителей и деток вся одежда из монеток. О ком здесь говорится? (о рыбках и чешуе).
15. Пятеро волов одним плугом пашут, белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет.
Что это за пять волов и что это за плуг? (пять пальцев пишут ручкой).
16. У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей в семье? (четверо).
17. Кто становится выше, когда садится? (собака).
18. Что становится легче, когда его наполняют? (резиновый шарик).
19. Сколько ног у жука? (6 ног).
20. Сколько ног у паука? (8 ног).
21. Стоит дуб, полон круп, пятачком прикрыт. (голова мака).
22. Пара лошадей пробежала 20километров. Поскольку километров пробежала каждая лошадь? (одинаково 20 километров).
23. Сам верхом, а ноги за ушами. (очки).
24. Двадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (месяцы).
25. Что будет делать ворона, прожив три года? (будет жить четвертый).