Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В. Белинский
Современная музыкальная жизнь многогранна и чрезвычайно противоречива. Ребенка с раннего детства окружает “море музыки”, где причудливо переплелись образы серьезного и развлекательного искусства разных эпох, стран, композиторских школ и направлений. Ребенок нынешнего поколения оторван от своих родных корней: он не слышит (или слышит очень мало) колыбельных песен, порой совсем лишен традиционной народной системы пестования. Утеряны и традиции семейного музицирования. Вместо этого наши дети постоянно сталкиваются с дурным вкусом во многих областях жизни. Благодаря средствам массовой информации на них обрушивается мощная волна развлекательной музыки, и зачастую низкого качества. Часто сознание наших детей деформируется, их слуховые представления о музыке делаются примитивнее, иногда даже и вульгарнее. Музыка часто превращается только в развлечение, теряя свой возвышенный этический и эстетический смысл.
Духовное возрождение России… Сегодня об этом много говорят. В трудные минуты жизни (а Россия сегодня переживает не лучшие времена) человеку свойственно припадать к родному порогу, возвращаться к истокам.
Народная культура - это сложный комплекс нравственных и физических идеалов, духовной и практической деятельности, в котором красота неотделима от пользы, а польза от красоты. Поэтому, только воздействуя всем комплексом фольклорных средств, можно сформировать целостное представление о народном наследии.
Условия бытования фольклора позволяют каждому ребенку как члену своеобразного творческого коллектива максимально выявить свои творческие возможности. Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу и синкретическую форму бытования, органично сочетающую поэзию, музыку и пластику движений.
Народное музыкально-поэтическое творчество: пестушки и прибаутки, загадки и поговорки, народные игры, частушки и хороводы, обрядовые праздники - это родные корни, основа, совершенно необходимая в детстве, ибо из этой народной мудрости затем произрастает мудрость философская, мировоззренческая.
Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом народной педагогики, и основной идеей автора данного проекта, включающего в себя целый комплекс мероприятий по изучению русского народного творчества.
Праздник Масленицы – это результат огромной предварительной работы, проведенной по двум основным направлениям:
1. Изучение русского народного творчества в рамках школьной программы на уроках музыки с использованием межпредметных связей (см. приложение).
2. Занятия фольклорного ансамбля “Ай, люли” для детей 4-7 классов и дополнительные уроки с учащимися 1-8 классов по подготовке к празднику во внеурочное время.
Цель данного праздника - воспитать в детях любовь к русскому народному творчеству, чтобы оно непременно стало жизненным спутником каждого ребенка.
Отсюда следуют основные задачи:
- познакомить детей с разнообразными жанрами фольклора: от пестушек до хороводов;
- одготовить учащихся к исполнению игровых, шуточных, лирических песен через интонирование прибауток и скороговорок;
- обучить сольному, ансамблевому и хоровому народному пению;
- развить основные певческие навыки: правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливую, выразительную дикцию; единую манеру пения и говора;
- воспитать навыки общения, умение слушать и уважать другого, используя разнообразные народные игры;
- побудить каждого ребенка к свободе и органике движений в коллективном исполнении хороводов и танцев;
- создать условия для индивидуального и коллективного творчества детей.
Сценарий праздника
Звучит русская народная музыка. Дети по классам заходят в зал, занимают места. Музыка смолкает, появляются ведущие.
Ведущая:
Я однажды встретила крестьянку, пожилую, всю в платках,
Даже сзади крест-накрест.
Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнула,По колено увязнув в снегу.
“Здравствуйте”- , мы тихо друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Что особого этим друг другу сказали,
Только “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали…
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
“Здравствуйте”- был ведь прекрасный обычай,Мы его в городах потеряли,
Потому что нельзя ж перекланяться всем,
Кто ходит по улице Росси, в Гостинке толпится…Был ведь прекрасный обычай-
Поклониться друг другу при встрече, хотя бы совсем незнакомым
И “Здравствуйте” тихо сказать.Здравствуйте – это значит – будьте в хорошем здоровье!
Это главное в жизни!
И пускай мы еще не встречались, но я - человек и вы - человек.Поклонимся ж друг другу при встрече,
И тропинку друг другу уступим, если даже там снег,
Если даже там грязь по колено,ЗДРАВСТВУЙТЕ !!!
Как мы рады, что можем вам это сказать!
ЗДРАВСТВУЙТЕ !!!
Ведущий:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки,
Взрослые и дети-
Все, кто есть на свете,Собрались мы в среду,
В школе на беседу,
Чтобы вместе погулять,
Масленицу повстречать.Понаехало гостей
К нам со всех волостей,
Россиянин стар и млад -
Каждый Масленице рад!
Ведущая: Масленица - это древнейший языческий праздник прощания с зимой и зазывания живительных сил природы – богини Живы и Ярылы – солнца, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, плоды, здоровыми были все люди, звери и птицы.
Ведущий: Масленицу стараются встречать и особенно провожать достойно. Русская пословица гласит: ”Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”.
Ведущая: Масленица – самый веселый и раздольный праздник. Длится он неделю. Каждый день праздника имеет свое название и свой смысл. Сегодня мы все вместе пролистаем масленичный календарь.
Ведущие хором: ПОНЕДЕЛЬНИК - “ВСТРЕЧА”.
На импровизационную сцену в центр зала выходят уч-ся 5Б кл. ведут хоровод исполняя песню “Вот уж зимушка проходит”.
Мальчик:
Как у нас на Руси
В эти дни блины пекли,
Зиму провожали,
Масленицу встречали.
Девочка:
Душа ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь,
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор,
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.
Мальчик:
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая краса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,Приезжай ко мне
Во тесовый дом,
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Масленица – кривошейка,
Встретим тебя хорошенько,
С блинами, с каравайцами,
С вареничками!
Хором:
С сыром, маслом, калачом,
Да с печеным яйцом,
Добро пожаловать,
Просим милости!
Песня: “Едет Масленица”
Мальчик вносит чучело Масленицы и встает с ним в центре зала.
Девочка:
Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Хором: Здравствуй! (все кланяются Масленицы в пояс).
Мальчик:
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Хором: Здравствуй!
Девочка:
Лента алая двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Хором: Здравствуй!
Мальчик:
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Хором нараспев: Добро пожаловать! Просим милости!
Хоровод вокруг Масленицы: “А мы Масленицу устречали”
Ведущие хором: ВТОРНИК – “ЗАИГРЫШИ”
Дети 5Б класса возвращаются на свои места, а на сцену выходят ученики 6А кл. Они заводят игру с попевкой: Маслена шла, годовая шла,
Шла по Каменью, по Зараменью,
Сама прошла, всех детей провела,
По блиночку всем ребятушкам оставила.
Ведущая:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики гудят,
Диги-диги-диги-дон,
Уходи зима ты вон!
Раз, два, три – на свои места беги!
Семени ногами чаще!
Календарь листаем дальше!
Ведущие хором: СРЕДА – “ЛАКОМКА”.
На смену 6А кл. выходит 6В. Хором с притопами повторяют трижды заклинание:
Тин – тинка, подай блинка,
Оладышка – прибавышка
Масляный кусочек.
Девочка:
Ах, ты, Домнушко!
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди-ка в печь,
Не пора ли блины печь?
Мальчик:
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся!
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Песня: “Блины”
Ведущие хором: ЧЕТВЕРГ – “ШИРИКИЙ ЧЕТВЕРТОК”.
На сцену выходит 5А кл. и дружно объявляет: Разгуляй широкий!
В центре мальчик с каруселью:
Кого на масляной неделе
Не катал на карусели?
Все сюда ко мне сбегайтесь,
И бесплатно покатайтесь!
Выбегает мальчик с канатом:
Эй, и ко мне подбегайте,
За канат хватайте,
Кто кого перетянет –
Силачом станет!
По моей команде,
Раз, два, три – тяни!
Появляется ширма и два Петрушки Тюха и Ероха.
Тюха:
Молодцы ребятки, потрудились,
Хорошо, что все не завалились.Эй, честной народ,
Раскрывай пошире рот!
Распотешим мы вас,
Раскрывай пошире глаз.
Вот идет по дороге Ероха –
Полюбуйся, народ, на скомороха!
Ероха:
Ты чего на весь зал раскричался,
Будто в ухо мух попался?
Тюха: Кто, кто попался?
Ероха: Мух.
Тюха: Кто это: мух?
Ероха:
Ребята, он не знает муха!
Вот у воробьихи муж – воробей,
У соловьихи муж – соловей,
У курицы муж – петух,
А у мухи муж будет… - мух!
Тюха:
Эх, ты, Ероха, чудак!
Говоришь ты все не так,
Вот потеха так потеха,
Люди падают от смеха,
Ты, Ероха, длинный нос,
Ухватил коня за хвост.
Ероха:
А будишь дразниться –
Не буду водиться!
Фокусы не покажу
И ничего не расскажу.
Тюха:
Ну ладно, не серчай,
Лучше людям отвечай,
Ты загадки знаешь?
И ты их отгадаешь?
Ероха:
Слушайте, ребятки,
Масляны загадки:
Скажи кто таков – Иван Громоков,
Уселся на конь и поехал на огонь?
(Блин)
А вот: на плешивого маслом капну,
По плешивому тестом хлопну,
Плешь обдеру,
Да опять наведу.
(Пекут блины)
Участники праздника отгадывают загадки.
Ведущая:
Вы, Петрушки, сделали свое дело,
А к нам уже пятница подоспела.
Ведущие хором: ПЯТНИЦА – “ТЕЩИНЫ ВЕЧОРКИ“, ДЕНЬ СЫТЫЙ И ЛАСКОВЫЙ.
На сцену выходит 6Б класс.
Мальчики, подбоченясь, с вызовом: Зять на двор – блины на стол.
Девочка, исполняющая роль Тещи: Придет зять – где сметанки взять?
Разыгрывается песня “Семеро зятьев”
Ведущие хором: СУББОТА – “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”
Учащиеся 7Б класса исполняют танец “Прялица – кокорица”.
Ведущие хором: ВОСКРЕСЕНЬЕ – “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ”
На сцене 7А класс.
Ведущая:
Простите меня, люди добрые,
Коли я в чем-нибудь пред вами виновата!
Дети отвечают:
Прощаем, и Бог простит! И вы нас простите,
Коли мы чем-нибудь пред вами виноваты!
Ведущая: Прощаю, и Бог простит!
По старому русскому обычаю все обнимаются трижды, затем встают в круг и поют:
На дощечку, на плащечку,
Расстелю платочек,
Как на этот на платочек
Молодца поставлю.
Молодца поставлю,
Танцевать заставлю,
Танцуй, танцуй, моя радость,
Потанцуй маленько.
Танцуй, танцуй, моя радость,
Потанцуй маленько,
Потанцуй маленько,
Обними ладненько!
Девочка: Забудешь традиции – забудешь предков.
Мальчик: Забудешь предков - забудешь свое имя.
Девочка: А имя наше – РОССИЯ.
Мальчик: Мы в этой стране живем,
Все хором: РОССИИ СЛАВУ ПОЕМ!
Все участники и гости праздника поют песню “Конь” (авт. Матвиенко гр. “Любэ”)
Ведущий:
Масленица, Масленица,
Дай нам вкусного блинца,
Месяца ясного, солнышка красного,
Иди, иди Масленица через лес, через лес,
Иди, иди Масленица через двор, через двор,
Убегай к костру,
Призывай весну!
Ведущая:
Приглашаем всех во двор,
Будем жечь мы там костер,
Масленицу провожать,
Весну-красну закликать!
Праздник заканчивается во дворе школы, где сжигается чучело злой богини Моры. Дети водят хороводы, поют весенние заклички, запускают бумажных птиц.
Изготовленный из цветной бумаги огромный красивый шар, надутый теплым воздухом, взлетает в небо!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Петров В.М. “Весенние праздники, игры, забавы”,М. ,Изд.Т.Ц. “Сфера”,2001г.
2. Шмаков С.Ю. “Нетрадиционные праздники в школе”, М.,Изд. “Новая школа”,1997г.
3. Жук Л.И. “Весенние мотивы”,Мн.,Изд. “Композитор”,1996г.