Цели урока:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение.
- Вспомним, что называется колебательным движением.
- Каковы основные характеристики колебательного движения? (Амплитуда, период, частота + единицы измерения в СИ.)
- Какие виды колебаний вы знаете?
III. Изложение нового материала.
1. После того, как учащиеся занесут в конспект уже известные характеристики колебательного движения, вводится понятие циклической частоты, ее формула, единицы измерения и физический смысл.
2. Установление связи между основными характеристиками колебательного движения:
3. Введение понятия гармонических колебаний.
4. Динамика свободных колебаний. Пружинный маятник.
а) рассмотрение горизонтального пружинного маятника (силы трения не учитываются, деформации пружины невелики и считаются упругими)
б) вывод уравнения свободных колебаний пружинного маятника.
в) анализ выведенной зависимости:
- каков физический смысл производной? (Учащиеся должны подойти к тому, что ускорение – вторая производная от координаты по времени.)
- обратить внимание учащихся на тот факт, что в данном случае вторая производная некоторой функции пропорциональна самой функции, взятой с противоположным знаком. Какая функция обладает таким свойством?
- учащиеся делают вывод о характере свободных колебаний пружинного маятника и о графике, при помощи которого могут быть представлены последние.
г) анализ коэффициента k/m, подведение учащихся к выводу (по единицам измерения k и m) о равенстве:
д) вывод формулы периода свободных колебаний пружинного маятника
5. Динамика свободных колебаний. Математический маятник.
а) запись (без вывода и анализа) уравнения свободных колебаний математического маятника
б) запись без вывода формулы периода свободных колебаний математического маятника
IV. Решение задач.
- Уравнение свободных колебаний пружинного маятника имеет вид: ax= - 25x. Определите циклическую частоту, частоту и период колебаний. Какова жесткость пружины этого маятника, если масса груза 100 г?
- Уравнение свободных колебаний математического маятника имеет вид: ax= - 81x. Определите циклическую частоту, частоту и период колебаний этого маятника. Какова длина его нити?
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
- §§ 36–37.
- Осуществить вывод и анализ уравнения свободных колебаний математического маятника. Результаты занести в конспект (в качестве образца – вывод и анализ уравнения свободных колебаний пружинного маятника).
- Составить и решить 2 задачи на работу с уравнениями свободных колебаний пружинного и математического маятников.