Пояснительная записка
Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в предмет изучения этого курса. Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Курс нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.
Введение курса “Общее природопользование”, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что знания в области природопользования сегодня очень актуальны. Курс рассматривался как прикладная экологическая область знаний. Базой данного курса является творческая программа “Природопользование” в сборнике авторских программ по географии (1994 г.).
В наших условиях эта программа не может быть использована, т.к. в ней привлекаются знания из географии и рассчитана на 68 часов. Предлагаемая нами программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов, особо интересующихся биологией. Пути охраны живой природы реализует идея гармонии человека и природы. Идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека. Она включает такие понятия: “Зона экологического бедствия”, “Экологическая адаптация” и др.
Данная программа имеет цель:
Формирование экологического мышления у школьников. В ходе её достижения решаются следующие задачи:
- Сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования.
- Создать условия для развития способностей учащихся при оценке комплекса факторов, влияющих на окружающую среду.
- Совершенствовать умения решать проблемы (жизненные, профессиональные) с учётом экологических знаний.
- Выработать потребность в постоянном самообразовании через умения самостоятельно работать с дополнительной литературой и периодической печатью.
В структуре изучаемой программы выделяются основные разделы:
- Человек и природа.
- Глобальные проблемы человечества.
- Охрана животного и растительного мира.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, экскурсий, практикума, обобщающих уроков. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе учащихся с дополнительной литературой. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или в виде защиты творческих работ учащихся (по выбору учителя). Программа “Общее природопользование” изучается в течение 34 часов. Курс рассчитан на учащихся 10-го класса.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теоретических |
практических |
||
Введение. | 2 |
2 |
- |
- |
Раздел 1. Природа – материальная основа
природопользования. 1.1. Природа – материальная основа природопользования. |
2 |
2 |
- |
Групповая работа |
1.2. Человек и природа. | 4 |
2 |
2 |
Тест |
1.3. Глобальные проблемы человечества. | 8 |
6 |
2 |
Семинар |
1.4. Ресурсное природопользование. | 2 |
2 |
- |
Семинар |
1.5. Отраслевое природопользование. | 8 |
6 |
2 |
Тест |
Итого по разделу: 26 ч. |
||||
Раздел 2. Охрана природы и окружающей
среды. 2.1. Охрана и улучшение среды жизни человека. |
4 |
3 |
1 |
Творческий проект |
2.2. Охрана растительного и животного мира. | 4 |
3 |
1 |
Контрольн. работа или тест |
Итого по разделу: 8 ч. |
||||
ВСЕГО: |
34 |
26 |
8 |
7 |
Содержание программы
Введение (2 часа)
Для чего нужно изучать природопользование. Понятие “природопользование”. Вклад Ю.Н. Куражсковского, Н.Ф. Реймерса в развитие науки. Связь “природопользования” с понятиями “окружающая среда”, природное рациональное и нерациональное природопользование.
Раздел 1: Природа – материальная основа природопользования.
Тема № 1. Природа – материальная основа природопользования (2 часа)
Понятия “живая” и “неживая” природа, уровни организации жизни на Земле. Основные свойства живого, влияние деятельности человека на экологические системы и необходимость их охраны.
Тема № 2. Человек и природа (4 часа)
Современный период воздействия на природу. Методы современных научных исследований в области природопользования: прогнозирование развития системы “природа – человек – общество”. Виды прогнозов. Особенности природопользования на ранних этапах развития общества и на современном этапе. Понятие “Здоровье” нормативный показатель природопользования. Относительный характер устойчивости биологических систем. Роль науки в окружающей среде.
Тема № 3. Глобальные проблемы человечества (8 часов)
Современная ситуация в стране и мире в области природопользования. Использование биосферы. Противоречия современности: противоречия между научными знаниями и способами природопользования; противоречия между численностью населения и производительными силами природы. Пути разрешения противоречий: научный, эволюционный.
Тема № 4. Ресурсное природопользование (2 часа)
Определение и виды природных ресурсов. Природные ресурсы – связующее звено между природной и социально – экономической сферами. Исчерпаемость природных ресурсов.
Тема № 5. Отраслевое природопользование (8 часов)
Энергетическое природопользование. Энергетика Кузбасса. Экологические проблемы энергетики. Добывающая промышленность: получение строительных материалов и природного сырья. Принципы безотходного производства. Особенности военно – промышленного комплекса на окружающую среду. Транспорт. Химическое и шумовое загрязнение окружающей среды. Основы агрономии. Агротехнические приёмы выращивания тепличных культур. Региональное ведение лесного хозяйства. Основные типы лесонасаждения. Значение лесов. Проблемы вырубки лесов: снижение качества древостоя и др. планирование и управление природопользования: отраслевой и территориальные принципы, проблемы их сочетания.
Раздел 2: Охрана природы и окружающая среда.
Тема № 1. Охрана и улучшение среды жизни человека (4 часа)
Энергетический базис человека и природы. Связь биологических законов с социальными. Влияние среды и её антропогенных изменений на организм человека. Проблемы здравоохранения. Меры улучшения качества окружающей среды. Принципы социальной экологии. Зелёные насаждения в городе, их биологическое и эстетическое значение. Проблемы утилизации производственных и бытовых отходов. Шум и его влияние на организм. Меры борьбы с шумовым загрязнением.
Тема № 2. Охрана растительного и животного мира (4 часа)
Закон об охране природы. Организация заповедников и заказников. Заповедные территории Кузбасса. Редкие виды животных и растений Кузбасса. Красная Книга РСФСР, её значение. Значение растений в природе и хозяйственной деятельности людей. Значение растений в стабилизации климата. Охрана водного режима. Повышение плодородия почв. Растения санитарной зоны. Влияние хозяйственной деятельности человека на животных. Влияние вредных выбросов на состояние жизни в почве, растений и животных. Нарушение экологического равновесия. Охрана животного мира Кузбасса.
Перечень ключевых слов.
- Агроприёмы
- Безотходное производство.
- Биосоциальная программа.
- Виды прогнозов.
- Виды загрязнений.
- Здоровье.
- Заказники.
- Заповедники.
- Закон об охране природы.
- Красная Книга.
- Климат.
- Природоохранные мероприятия.
- Природные ресурсы.
- Принципы природопользования.
- Санитарная зона.
- Социальная экология.
- Утилизация.
- Уровни жизни.
- Экологические факторы.
- Экологическое равновесие.
Список литературы для учащихся:
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. М.: 1993. C.156.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: 1990. С. 210.
- Криксунов Е.А. Экология. Дрофа.: 1995. С. 216.
Список литературы, использованной педагогом:
- Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. Растительный мир Кузбасса и его охрана, методическое пособие ИУУ. Кемерово. 1995. С. 65.
- Петункина А.О. Организация научной работы по экологии в школе, методическое пособие ИУУ. Кемерово. 1995. С. 68.
- Воробьёв А.Н. Обучение старшеклассников агроэкологии // Биология в школе №1, 1994. С. 48–51.
- Миркин Б.М. Структура агроэкологии и управление агроэкосистемой // Биология в школе №3, 2003. С. 9–12.
- Программа факультатива “Основы экологии и промышленный город”. Кемерово. 1995.