Цели:
- Формировать умение распознавать парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова.
- Совершенствовать навык правописания парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова.
- Развивать орфографическую зоркость, память, внимание. Развивать самооценку, взаимооценку.
- Воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация Power Point; проектор с экраном, компьютеры; магнитные буквы б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с, у; книга сказок и загадок (с закрытым названием); на доске – плакат с названием книги “Сказки и загадки”, закрытый по слогам; учебник “Русский язык” 2-й класс (авторы: М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Настрой учащихся на работу. Звучит музыкальное вступление из песни “Приходи, сказка”.
II. Введение в тему урока
- Прислушайтесь к чудесным звукам. Эта музыка поможет нам отправиться в необычное путешествие. Я была в библиотеке и взяла волшебную книгу. (Показ книги). Надо узнать, как она называется. Поможете мне?
- Чтоб открыть книгу, нужно выполнить задание. Прочитайте буквы, какая буква лишняя? Почему?
б, в, г, к, п, д, т, ж, ш, з, ф, с, у
- Разделите буквы на группы (ученик работает у доски). Почему разделили именно на такие группы? Какие это согласные? (Парные)
- Эти буквы тесно связаны с темой урока. Может, кто-то догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?
- На уроке будем учиться писать и проверять слова с парными согласными на конце и в середине слова.
III.Орфографическая разминка (показ первого слайда)
- Так выглядит первая страница волшебной книги. Герой какой сказки вас встречает? (“По щучьему велению”)
Емеля принёс задание: Прочтите стихотворение и найдите слова, которые рифмуются:
За деревней – луг,
А на грядке – лук,
А по речке – плот,
А на груше – плод.
- Какой звук слышим на конце слов? Какую букву пишем? Почему?
- Вспомните правило проверки написания парных согласных на конце слова. (Показ второго слайда)
IV. Чистописание
- Определите сами, какую букву напишете на чистописании, расшифровав надпись.
2 9 4
б з ?
(Буква г)
- На первой строке запишем букву г и её соединения, на второй строке – слова.
Гриб грибок грибочек
- Оцените аккуратность написания.
- Назовите слово, в котором парные согласные стоят в слабой позиции. Какую букву надо проверять? Подберите проверочное слово. Найдите среди записанных слов проверочные.
- Ребята, вы справились с заданиями Емели и получаете первую подсказку. (На плакате открывается первый слог названия книги)
СКАЗ |
V. Словарная работа
- Герои какой сказки вас встречают на следующей страничке? (Показ слайда)
(“Колобок”)
- Герои сказки предлагают вспомнить словарные слова, но сначала нужно их отгадать. (Показ слайдов, дети читают вопросы и отгадывают словарные слова).
Корова, сорока, собака, портфель, помидор
На последнем слайде предлагаются картинки всех словарных слов. Учащиеся записывают словарные слова, которые запомнили, при необходимости пользуясь картинным словарём – слайдом.
Взаимопроверка. Взаимооценка.
- Ребята, вы хорошо справились с заданием, получаете следующую подсказку. (Открываем второй слог названия книги)
СКАЗКИ |
VI. Физкультминутка
Дети танцуют под музыкальное сопровождение песни “Приходи, сказка”.
VII. Закрепление
1. Организация работы у доски
- Откроем следующую страничку книги. (Показ нового слайда). Вас встречают герои сказки… (“Репка")
- Они предлагают прочитать слова, записанные на доске и выбрать правильную букву.
реп/бка бап/бка
дет/дка внучь/чка
кош/жка мыж/шка
- Какое слово лишнее? (Внучка) Почему?
- Получаем следующую подсказку. (Открываем слово “и”)
СКАЗКИ |
2. Работа над развитием речи.
- Вас встречают герои сказки…(показ слайда) “ Теремок”.
- Назовите их.
- В названиях каких героев сказки есть парные согласные, которые нужно проверять?
Медведь, мышка, лягушка, волк
Дети называют слова и подбирают проверочные.
- Составьте предложения со словами (по вариантам).
Лучшее предложение записываем на доске и в тетрадях.
- Получаем следующую подсказку. (Открываем новый слог на плакате)
СКАЗКИ И ЗА |
3. Работа по учебнику.
- Откроем новую страничку волшебной книги. (Показ слайда)
- Нас встречают герои сказки… “Лисичка-сестричка и серый волк”.
Они просят открыть учебник на стр. 102, упр. 159.
Устное, коллективное выполнение упражнения. (Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.)
- Получаем следующую подсказку. (Открываем новый слог)
СКАЗКИ И ЗАГАД |
4. Зарядка для глаз.
5. Работа на компьютерах.
1 группа выполняет диагностический тест по теме, используя ПМК серии "Компьютерное обучение. Школьный наставник"
2 группа – работает с учителем. Списывает первое предложение упражнения 159, подчёркивает вставленные буквы.
Дополнительное задание для учащихся второй группы – на развитие внимания. Каждый учащийся имеет карточку вида:
К Б В Г Д К О Н Д Л Г К В О Т В С Ь П Д Ь Г Б И Д Ж В
Л Г Ж И К Д И Б Ю Т Я В В А П Р Д К Г С Т Ы Г С А К
К Г О Ш В Щ Л Г Т О А В К М Б Д С О Е Д Г К З Т Г
Д Я Ч С К И Р П А Г Ы Ц У В Д К Е Р О Ш Г Н Г К Д Т
Ь М Д Р В Е К Л К Б О Г В С Г К Ц У Д П Р О И К Д Т А
- Выполнить задание: букву Д – подчеркните, букву К – зачеркните, букву Г – обведите в кружок.
- Последняя подсказка. (Открываем последний слог на плакате)
СКАЗКИ И ЗАГАДКИ |
- Прочитайте название книги. (“Сказки и загадки”)
- Закройте глазки и подумайте, чему учат сказки?
Учитель изменяет название книги на доске (с ошибками)
СКАCКИ И ЗАГАДКИ |
Беседа о роли сказок.
VIII. Подведение итогов
- Пока мы с вами думали, мечтали, произошло волшебство: что-то в названии книги изменилось.
- Выгоним ошибку. (Исправление ошибок и замена названия на правильное)
СКАЗКИ И ЗАГАДКИ |
- Ребята, давайте повторим, какое правило помогло проверять слова на уроке?
IX. Рефлексия
Дети оценивают свою работу на уроке при помощи цветовых полосок. (Показ слайда)
X. Домашнее задание.
По уровням на выбор: (Показ слайда)
- выполнить упражнение,
- выписать из сказок 5 слов на правило урока, устно доказать, почему пишется такая буква,
- выписать 5 слов на правило урока и письменно подобрать как можно больше проверочных слов.