Целью элективных курсов в девятом классе является индивидуализация обучения, направленная на осознанный выбор будущей профессии и выбора формы обучения после девятого класса.
Программа профильного курса физики очень отличается от уровня базового курса. Поэтому школьники должны определить для себя, смогут ли они изучать углубленный курс физики в 10–11-х классах. Для этого следует попробовать себя в специфических видах деятельности, характерный для физики – это такие, как проведение эксперимента и обработка его результатов; решение расчетных и графических задач более сложных, чем они решали ранее на уроках. Это позволит каждому школьнику определить свои способности, возможности и решить для себя, какой профиль он изберет в 10–11-м классе. Исходя из этого я считаю, что проведение таких курсов как “Физика в задачах”, и “Механика в самостоятельных исследованиях” позволяет учащимся не только осуществить выбор в реализации своих интересов и возможностей в освоении предмета на повышенном уровне, но и создают условия для подготовки к экзаменам по выбору для тех, кто изберет таковым физику. Предлагаю программы этих курсов, которые я провожу в 9-м классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной задачей учителя физики является формирование научных знаний, научного мировоззрения, развития познавательных интересов для чего необходимо не просто передать учащимся сумму готовых знаний, а научить получать их в результате самостоятельных исследований. Поэтому учителю необходимо знакомить учащихся с методами научного познания, формировать навыки проведения физического эксперимента, обучать их проведению наблюдений, измерений, измерений физических величин, обработке полученных результатов умению делать теоретические выводы и проверять их на опыте.
Механика – важнейший раздел курса физики. Она представляет собой фундамент, качество которого определяет устойчивость всего здания естественных наук.
Ее изучение в школе дает начало формированию общенаучных исследовательских умений учащихся. В то же время, механика – довольно большой раздел курса физики и достаточно сложный для его восприятия учащимися из-за множества новых абстрактных понятий, большого числа определений, законов и формул, требующих обязательного их усвоения, что приводит к снижению уровня мотиваций учащихся и существенно усложняет задачу учителя.
Данный курс будет способствовать преодолению указанных проблем и позволит не только обобщить, повторить закрепить и углубить знания по механике, но и поможет дать первое представление о цикле научного познания: от наблюдений к постановке проблемы о причиной их связи; от первоначального решения поставленной проблемы – выдвижения гипотезы до экспериментальной ее проверки и вытекающих из нее следствий.
В связи с вышеизложенным, элективный курс имеет практико-творческую направленность. Учебный материал представлен в основном в форме фронтальных экспериментальных и теоретических исследований, которые выполняют учащиеся в классе, пишут рефераты, защищают проекты, составляют и решают физические задачи.
Самостоятельные исследования учащихся способствуют не только осознанному овладению знаниями, но и обучают школьников научным методам познания, при этом учитель формирует познавательные и творческие способности.
Элективный курс “Механика в самостоятельных исследованиях” будет особенно полезен тем, кто продолжает обучение в 10–11-х классах школы.
ЦЕЛИ КУРСА:
- Формирование навыков экспериментальных, теоретических исследований и познавательного интереса к предмету путем обучения школьников выдвижению собственных теоретических предвидений при выполнении заданий исследовательского характера.
- Расширение и углубление представлений о роли механики как одной из естественно научных дисциплин.
- Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах и парах.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- Углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения и эксперимента.
- Развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и выполнять творческие задания.
- Овладение методами научных исследований; освоение способов анализа экспериментальных данных и интерпретаций результатов опыта.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развивать интерес к учебному предмету “Физика”.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
- Обобщающие лекции, лекции-дискуссии.
- Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов на компьютере.
- Работа с научными текстами.
- Выполнение творческих заданий.
- Защита проектов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(17 часов)
1. Вводное занятие (1 час).
- Знакомство с курсом и организацией работы.
2. Физика и методы научного познания (3 часа).
- Наблюдения и эксперименты как первая ступень познания.
Физика – наука экспериментальная. Роль наблюдений в жизни человека – алгоритм наблюдений. Эксперимент – как источник новых фактов. Алгоритм выполнения эксперимента. Классификация наблюдений и экспериментов в зависимости от целей.
- Решения физической задачи как миницикл научного познания.
Физическая задача и ее составные части этапы решения физической задачи. Качественные и расчетные графические и экспериментальные задачи. Алгоритмы решения некоторых задач.
3. Кинематика (3 часа).
- Механическое движение и его относительность. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Материальная точка. Траектория движения. Равномерное и равноускоренное движение. Свободное падение. Движение тела по окружности.
- Экспериментальные исследования:
изучение траектории движения точки обода колеса автомобиля относительно Земли при его прямолинейном движении.
измерение ускорения движения бруска по желобу.
изучение зависимости периода и скорости движения тела по окружности от радиуса окружности.
4. Динамика (3 часа).
- Исследования Галилея. Инерция. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Относительность перемещения, скорости, траектории движения. Первый закон Ньютона. Свободное падение Второй закон Ньютона и его применение. Взаимодействия тел и третий закон Ньютона закон всемирного тяготения силы в природе.
- Экспериментальные исследования:
установление связи ускорения тела с действующей на него силой.
изучение связи между ускорением и силой при равномерном движении по окружности.
измерение скорости тела, брошенного горизонтально.
5. Закон сохранения (3 часа).
- Импульс тела. Экспериментальный метод установления закона сохранения импульса. Теоретический вывод закона сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Мощность. КПД простых механизмов.
- Экспериментальные исследования:
проверка закона сохранения импульса.
проверка закона сохранения механической энергии при движении тела под действием силы тяжести.
сравнения изменения полной механической энергии с работой сил трения.
6. Работа над проектом (3 часа).
7. Защита проекта (1 час).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На вводном занятии учитель представляет учащимся план элективного курса, знаний с целями и задачами, стоящими перед учащимися. Календарный план вывешивается в кабинете физики. В нем обозначены разделы и сроки, отводимые на каждую тему. Такой план служит постоянным ориентиром продвижения в познании для учащихся.
На этом же занятии учитель знакомит с темами самостоятельных научных исследований и темами проектов, из которых каждый может выбрать одну для себя.
На каждую тему выделяется 3 часа. 1-е занятие – обзорная лекция по теме, запись ОК, знакомство учащихся с лабораторным экспериментом. Каждая группа учащихся получает карту-инструкцию с направляющими указаниями общего характера.
2-е занятие – самостоятельное научное исследование, обработка результатов, оформление отчета.
3-е занятие – отчет об экспериментальном исследовании. Каждая группа рассказывает о ходе эксперимента и выводах сделанных учащимися. Учащиеся других групп являются оппонентами и задают вопросы.
Последние 3 часа отводятся на выполнение проекта. На последнем итоговом занятии проводится защита проектов учащимися.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник “Физика-9”.
- Кабардин О.Ф. и др. “Факультативный курс физики 8-й кл.” 1977 г. (1973 г.).
- В.Г. Разумовский “Развитие творческих способностей учащихся”.
- Н.И. Павленко “Краткий справочник по физике”.
- В.А. Орлов “Физика в таблицах” справочное пособие.
- В.А. Ильин “Физика в формулах” справочное пособие.
- Разумовский В.Г.; Орлов В.А.; Дик Ю.И.; Никифорова Г.Г.; Шилов В.Ф. “Физика 8-й кл.”.
ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ
ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ
- Физика 9-й кл. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Авт.-состав. С.В., Волгоград – учитель.
- Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе, Ярославль 2004 г.
- Кабардин О.Ф. и др. Задания для контроля знаний по физике в средней школе. Дидактический материал.
- Саенко П.Г. Физика. Учебник для 9-го класса. М.: Просвещение 1992 г.
- “Физика” Еженедельное приложение к газете “Первое сентября” № 14/2005 г.
- Журнал “Физика в школе” № 7/2005 г., № 8/2005 г.
(9 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Энрико Ферми сформулировал следующее положение: “Знать физику – это значит уметь решать задачи”. В курсе физики времени на решение задач выделяется недостаточно, поэтому цель курса “Физика в задачах” прежде всего восполнить пробелы предыдущей подготовки учащихся дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Все занятия проводятся в виде практикумов по изученной большой теме в 8–9-х классах. Роль задач здесь не только тренировочная. Прежде всего они призваны уточнить изучаемые физические закономерности, осознать изучаемые физические закономерности, осознать изучаемые модели и явления, сформировать общие умения получать и преобразовывать информацию, анализировать физическую ситуацию, искать закономерности.
Первое занятие в курсе отводится математическим основам физики (стандартный вид числа, действия со степенями, решение уравнений и систем уравнений, вектора и проекций, нахождения их модулей и проекций).
Курс состоит из следующих разделов:
8 класс
1. Тепловые явления.
2. Изменение агрегатных состояний.
3. Электрические явления.
9 класс
4. Основы кинематики.
5. Основы динамики.
6. Законы сохранения в механике.
По каждому разделу учитель составляет таблицу с номерами задач, подбирая их по подтемам и 3-м уровням сложности. Такую таблицу получает каждый учащийся. Номера решенных задач в общей таблице обводят кружком, причем не только решенных самостоятельно, но и переписанных, если ученик уверен, что сможет их воспроизвести.
Первое занятие по разделу, как правило посвящается разбору основных алгоритмов в рамках данной темы. Их применение иллюстрируется задачами 2-го уровня сложности. Решение этих задач подробно разбираются и записываются в тетрадь как образцы. Дальше учащиеся решают задачи самостоятельно, а учитель выступает в качестве консультанта.
Учащиеся начинают решать задачи 1-го уровня сложности. Если эти задачи не вызывают затруднений, то можно переходить к задачам 2-го уровня. Как только учащийся убеждается, что эти задачи понятны, он может переходить к 3-му уровню. Число обязательных к решению задач не задается. Их можно решать и на уроке, и дома. Учащиеся, которые раньше других справились с практикумом официально переходят в разряд консультантов и помогают оставшимся завершить практикумом.
Перед последним занятием тетради для практикума учитель забирает на проверку. Первая оценка за курс выставляется с учетом количества и качества решенных задач, соответствия выбранного уровня оценки, на которую претендует ученик, правильности решений, количества выступлений у доски, активности работы в качестве консультанта (все эти показатели фиксируются в специальном журнале учителя по ходу занятий). На последнем занятии курса учитель делает разбор типичных ошибок и решения наиболее трудных задач.
Итог курса – дифференцированный зачет, который проводится в форме контрольной работы. Перед контрольной работой учитель еще раз предлагает учащимся просмотреть все задачи, отмеченные ими, как решенные, а на контрольной работе предлагает каждому 3 задачи из числа решенных во время практикума и 2–3 аналогичных. В зависимости от степени подготовленности учащихся можно использовать тестовые методики, например, заданий части А контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ (для 9-го класса).
ПРОГРАММА КУРСА:
- Вводное занятие. Математические основы физики – 1 час.
- Тепловые явления – 2 часа.
- Изменение агрегатных состояний – 2 часа.
- Управление теплового баланса – 2 часа.
- Электрические явления – 3 часа.
- Основы кинематики – 3 часа.
- Основы динамики – 3 часа.
- Закон и сохранения в механике –
- Контрольная работа – 1 час.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Учебник А.В. Перышкин “Физика-8”.
- Учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник “Физика-9”.
- А.Е. Марон. Дидактический материал “Физика-8 кл.”.
- А.Е. Марон. Дидактический материал “Физика-9 кл.”.
- Лукашек В.И. Иванова Е.В. “Сборник задач по физике для 7–9-х классов” М. Просвещение 2000 г.
- Рымкевич А.П. Физика Задачник 10–11-й кл. М. Дрофа 2002 г.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММЫ
- Физика 8-й класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина. Авт.-состав. В.А. Шевцов изд. “Учитель” Волгоград.
- Физика 9-й класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Авт.-состав. С.В. Боброва изд. “Учитель” Волгоград.
- Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе. Ярославль 2004 г.
- Кабардин О.Ф. и др. Задания для контроля знаний по физике в средней школе. Дидактич. Материал М. Просвещение 1985 г.
- Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. “Контрольные и проверочные работы 7–11-й кл. Метод. пособие” М. Дрофа 1998 г.
- Саенко П.Г. Физика. Учебник для 9-го класса. М. Просвещение 1992 г.
- Шаталов В.Ф. Шатман В.М. Хаит А.М. Опорные конспекты по кинематике и динамике кн. для учителя. М. Просвещение 1989 г.
- Янчевская О.В. Физика в таблицах и схемах.
- В.А. Ильин Физика в формулах.
- “Физика” - еженедельное приложение к газете “Первое сентября” 2001 г. – №13, 2005 г. - №13.