Применение парционально-инновационной программы "Росток"по ТРИЗ - РТВ А.М. Страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.
  2. Продолжать формировать умение графически изображать времена года; выделять главное из целого; по заданному слову составлять предложения; формировать умения задавать вопросы и с их помощью угадывать предмет.
  3. Воспитывать желание работать, развивать чувство группового взаимодействия; доброту, отзывчивость. Приложение.

Материалы к занятию:

Сундучок, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) в двух экземпляров, чудесный мешочек, угощение, фломастеры, листы для рисования, мяч.

Словарная работа:

Работать над правильным построением предложения.

Предшествующая работа:

Уточнение знание детей о классификации предметов, повторение основных признаков временных изменений.

Ход занятия:

Дети входят в зал становятся в круг.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю разгадать тайну вот этого сундучка, если мы сумеем открыть этот замок, то обязательно ее узнаем. Скажите, что вы видите в качестве замка на сундучке.

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит замок? Давайте их назовем.

Дети: Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

Воспитатель: Правильно ли у меня в руках такие же геометрические фигуры. Если вы хотите узнать, как открыть этот замок, то я вам объясню, хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Для того, чтобы открыть замок нужно выполнить 4 задания, за каждый правильно, выполненное, задание, вы получите геометрическую фигуру, но задания будут не простые.

1 ЗАДАНИЕ

Дидактическая игра: “Исправь предложение”.

Цель: Составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить.

Ход: Дети становятся в круг, воспитатель зачитывает предложение, в которых допущены ошибки, дети должны их уловить, исправить и объяснить своей ответ.

1. Когда к нам пришел шкаф в гости, мы очень обрадовались.

2. Наступил новогодний праздник, и мы пошли на пляж купаться.

3. Мы поставили на окно печку и стали варить там суп.

4. На лестнице поставили песочницу и стали там играть.

5. Врач не лечит детей, а метет снег на улице и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Какую фигуру вы выбираете? Дети выбирают фигуру совмещают ее с фигурой на замке – “шифре”. Переходим к следующему заданию.

Дидактическая игра: “Согласен – не согласен”.

Цель: Учиться сопоставлять противоположное мнение, уметь объяснить их, правильно простраивать предложение при ответе.

Ход: Дети становятся в круг, у воспитателя в руках мяч. Воспитатель кидает по очереди, каждому ребенку и при этом задает следующие вопросы (Вопросы могут быть разные).

  1. Я утверждаю, что в лесу не бывает животных – я с вами не согласен, в лесу живут дикие животные.
  2. Я утверждаю, что, одев лыжи на ноги, можно выходить на лед – я с вами не согласен на льду катаются на коньках.
  3. Я утверждаю, что на тополях можно увидеть цветы – я с вами не согласен, цветы могут быть комнатными или расти на клумбах.
  4. Я утверждаю, что с иглой ели можно сшить одежду – нет я с вами не согласен, одежду можно сшить швейной иглой.
  5. Я утверждаю, что люди купаются летом – да я с вами согласен, люди купаются летом.
  6. Я утверждаю, что в детском саду детям скучно и не интересно – нет я с вами не согласен, потому что в детском саду весело и интересно.
  7. Я утверждаю, что мы завтракаем вечером – нет я с вами не согласен, мы завтракаем утром.
  8. Я утверждаю, что июнь это зимний месяц – нет я с вами не согласен, это летний месяц.
  9. Я утверждаю, что книги это бесполезная вещь – нет я с вами не согласен, книги очень интересны и их можно читать.
  10. Я утверждаю, что домашние животные живут в лесу – нет я с вами не согласен, они живут в домах.
  11. Я утверждаю, что круг имеет углы – нет я с вами не согласен, у круга нет углов, он круглый.
  12. Я утверждаю, что перелетные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в теплые края.
  13. Я утверждаю, что когда приходит осень, начинают капать сосульки – нет я с вами не согласен, начинается листопад.
  14. Я утверждаю, что дети ходят в школу играть – нет я с вами не согласен, они ходят туда учиться.
  15. Я утверждаю, что столы в нашей группе железные – нет я с вами не согласен, они деревянные.

(Примерные ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Но для того чтобы получить вторую геометрическую фигуру, нужно выполнить еще одно задание. Сейчас вы возьмете каждый по одной карточке, у каждого на карточке изображено времена года. Объединитесь в команды по временам года. У нас образовалось 4 команды. У нас на столах фломастеры и листы. На этих листах схематично изобразите то время года, какое вам досталось. Напоминаю, что изображать нужно, только основные признаки. И этим основным признаком, добавьте один признак, который не относится к данному времени года. Затем вы обменяетесь своими схемами с другой командой, и они должны догадаться, какое время года у вас изображено и что лишнее (К какому времени году оно относится). Дети работают в командах.

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы справились с заданием до конца. Можете получать вторую фигуру. Дети получают вторую фигуру, совмещают ее с шифром на замке.

Воспитатель: Я предлагаю вам следующее занятие.

Дидактическая игра: “Если бы я был…?”

Цель: Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип – эмпатия. Главный смысл эмпатии – войти в роль кого либо или чего либо.

Ход: Ведущий начинает “Если бы я была трамваем, то я бы перевозила людей, Лиля, а если ты бы была швейной машинкой?”, дальше ребенок находит ответ на вопрос и по цепочке следующему ребенку передает свой вопрос. Игра проводится, пока все дети не примут в ней участие.

Воспитатель: Молодцы дети! Вы прекрасно справились с заданием. За это выбирайте геометрическую фигуру. Дети выбирают геометрическую фигуру и сопоставляют с замком – “шифром”.

Воспитатель: И так ребята, у нас осталась с вами последняя фигура и последнее задание, чтобы открыть замок.

Дидактическая игра: “Поймай слово”.

Цель: Учить детей составлять с заданным словом предложения (Пожеланию и по уровню развития детей можно поставить задачу: в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно).

Ход: Ведущий начинает, говорит свое предложение “У нас в группе много игрушек”. Следующий стоящий “Ловит” последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий ловит его последнее слово в предложении и т.д. по цепочке.

Воспитатель: Молодцы дети! Вы справились с последним заданием. Берите геометрическую фигуру и сопоставляйте ее с замком “шифром”. Дети сопоставляют геометрические фигуры, в это время слегка приоткрывает крышку сундучка и опят ее закрывает как бы случайно.

Воспитатель: Дети, крышка сундучка не хочет открываться, но я успела увидеть, что лежит в нем. Давайте если мы с вами угадаем, что лежит в сундучке, тогда он нам откроется, и мы все это увидим.

Дидактическая /игра: “Задай мне вопрос”.

Цель: Развивать у детей умение правильно задавать вопросы.

Ход:

Дети: Это живое?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это посуда?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это предмет мебели?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это продукты питания?

Воспитатель: Да.

Дети: Это молочное?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это мясные изделия?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это хлебобулочное изделие.

Воспитатель: Нет.

Дети: Это сладкое?

Воспитатель: Да.

Дети: Это шоколад?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это конфета?

Воспитатель: Да.

Воспитатель: Да ребята, это действительно конфеты, угощайтесь. Воспитатель угощает детей конфетами, и спрашивает у них, какое настроение после занятия.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте каждый из вас часть своего хорошего настроения положит в “Чудесный мешочек”. Мы с вами подарим этот чудесный волшебный мешочек в соседнюю группу. Они его откроют и заразятся нашим хорошим настроением.

Дети: каждый делится своим хорошим настроением.

Цель дидактического упражнения:

“В сундучок желаний”.

Учить детей высказывать свое мнение при правильном построении предложении.

Конец занятия.