На уроках физической культуры в начальных классах студенты-практиканты регулярно используют сюжетно-ролевые игры на темы русских сказок. Дети с большим интересом участвуют в них, привыкают к соревновательной обстановке. Проводим мы и игровые внеклассные мероприятия. Традиционным стал спортивный праздник “В гостях у сказки”. Тема праздника - обобщение по разделу “Сказка ложь, да в ней намёк”, сюжетно-ролевые игры на темы русских сказок.
В празднике участвуют учащиеся 2-х классов. В каждой команде 10 человек. Состав команды можно увеличить, но это во многом зависит от размеров класса. Классные руководители принимают активное участие в подготовке своих команд. Команды придумывают себе название и рисуют эмблемы, готовят приветствия, отличительные элементы спортивных костюмов, номера художественной самодеятельности. Эти атрибуты вносят в праздник необычность и красочность.
В спортивном зале вывешиваем большой плакат с названием праздника. На стенах зала, гимнастической стенке крепим также плакаты с названием эстафет, из которых слагается программа. Рядом с плакатами помещаем рисунки, символизирующие главную идею.
Соревнования проходят в три тура. Участники отвечают на вопросы по пройденному материалу сказок. Итогом каждого тура является эстафета. Каждая эстафета имеет наименование какой-либо сказки.
Чтобы спортивный зал был похож на сказочный уголок, всюду развешиваем также цветных бабочек, божьих коровок, яркие цветы, цепочки из бумаги, воздушные шары, плакаты с русскими пословицами о здоровье (типа “В здоровом теле — здоровый дух”).
Табло соревнований представляет собой несколько сказочных домиков (по количеству играющих команд), в центральной части которых члены жюри фиксируют число очков, набранных командами в каждой эстафете и за правильные ответы, по сумме состоявшихся эстафет и вопросов.
И вот к открытию праздника все готово. Члены жюри занимают свои почетные места. Участники соревнований под звуки марша входят в зал и усаживаются на гимнастические скамейки.
Ведущий обращается к участникам и гостям со словами: “Все мы любим сказки, и дети, и взрослые. Со сказками у нас связаны самые добрые воспоминания. Смелость, ловкость, смекалку, быстроту, силу проявляют герои разных сказок. Сегодня мы отправляемся в путешествие по русским народным сказкам. Наш праздник посвящён обобщению изучения раздела “Сказка ложь, да в ней намёк”. В сказках на поле брани встречаются команды “Смелые воробьи”, “Резиновый ёжик”, “Весёлый жук”. Оценивает выступления команд жюри.
Команды говорят название своих команд и приветствия.
I тур “Стихи о животных”.
/каждой команде задаётся по вопросу /
1) В каких стихах животные отправляются в путешествие?
/ “Кораблик”, “Слониха, слонёнок и слон” /.
- Какой “намёк” даётся людям в этих стихах?
/ Люди тоже бывают одиноки, им тоже “глоток задушевности нужен” /
Да, мы прочитали о слонах, задумались о людях.
2) – Как поведут себя воробьи, если к ним приблизится кошка?
а) улетят?
б) кошка их схватит?
в) вариант поэта Л.Квитко
/ Выборочное чтение /
3) – Какими музыкальными способностями наделены животные? Докажите.
Итог I тура: физкультурная разминка под музыку “Резиновый ёжик”.
II тур “Сказки о животных”.
/каждой команде задаётся по вопросу /
1) - Как поведёт себя рак, если задумает перегнать лису?
а) он отстанет?
б) перегонит лису?
в) придумает что-нибудь ещё?
/ наизусть читают сказку “Лиса и рак” /
2) – Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух – задира. Он нашёл способ спастись от лисы, поссорив её с человеком. Покажите, как это было.
/ Инсценировка сказки “Как петух лису обманул” /.
3) – Кто заставил братцев Волка, Медведя и Лису луну ловить?
/Выборочный пересказ сказки “Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну” /.
- Чему учат эти сказки? /Важна сила не только физическая, но и умственная. /
Итог II тура: Эстафета “Петушок – золотой гребешок”.
Эстафета “Петушок — золотой гребешок”.
Инвентарь: 4 баскетбольных мяча, 6 обручей, 2 мешка. Обручи лежат на полу на расстоянии 1,5—2 м друг от друга.
I этап. По сигналу двое участников от каждой команды бегут до первого обруча. У одного из игроков за плечами мешок с двумя баскетбольными мячами (это лиса). Участник без мешка ставит первый обруч вертикально. Лиса пролезает в него, обруч кладут на пол. Таким же образом лиса пролезает во второй и третий обручи. Затем оба участника обегают березку (флажок в конце игровой площадки) и возвращаются бегом к своей команде.
II этап. По три участника бегут до первого обруча. Двое поднимают обруч горизонтально. Лиса с мешком пробегает под обручем. Так же она преодолевает второй и третий обручи. Затем все оббегают берёзку и бегом возвращаются обратно.
III этап. От каждой команды участвуют по два игрока. Один участник (петух) бежит вперед и собирает все обручи, складывает их друг на друга около березки и возвращается обратно. Здесь он передает эстафету лисе, которая устремляется с мешком к обручам, кладет в них мешок и бежит обратно к своей команде.
IV этап. Участники тройками бегут до обручей. У одного в руке гимнастическая палка. У березки один игрок берет мешок, двое других вешают все три обруча на палку. И затем все вместе они возвращаются к линии финиша. Жюри оценивает качество преодоления эстафеты и фиксирует, какая команда финишировала раньше (так же осуществляется оценка в других эстафетах).
III тур “Считалки о животных”.
- На доске записано: Бразилия, Англия, Вообразилия, Монголия, Считалия.
- Прочитайте. Что это записано?
/ Название страны. /
- Какие из них можно найти на карте?
- Где находятся остальные?
/ В фантазиях, воображении людей. /
Звучат считалки.
Итог III тура – игра “Репка”.
Эстафета “Репка”.
Инвентарь: 2 каната, 2 надувных шарика (желтого цвета), атрибуты костюмов, 2 шапки, 2 платка, 2 фартука, 2 короны с изображением кошки, 2 короны с изображением собаки, 5 хвостиков для мышей, короткие скакалки, сложенные вдвое. Надувные шарики привязывают к канатам, которые кладут перед каждой командой вдоль зала. На расстоянии 3 м от шариков ставится березка. Вдоль канатов на расстоянии 1 м лежат атрибуты костюмов.
I этап. Ведущий вызывает одного из героев сказки, например внучку. Внучки из каждой команды бегут до платочка, который лежит на полу, надевают его и садятся на пол. Кто сделал это первой, приносит своей команде 1 очко. Затем ведущий вызывает Жучек. Они бегут к тому месту, где лежат короны собаки садятся на пол. То же проделывают все остальные герои “Репки” (лучшие получают победные очки).
II этап. Участники в положении сидя вдоль каната берут его в руки и по сигналу ведущего начинают вытаскивать репку, передвигаясь назад, одновременно сгибая и выпрямляя ноги. Когда шарик сравняется с березкой, репка считается вытащенной.
IV. Подведение итогов праздника.
Игра “День и ночь”.
По команде ведущего команды выходят на “полянку”. Раздаётся свисток, звучит команда “День!” все участники изображают животных своей команды. “Ночь!” - все замирают.
Жюри оценивает изображение животных участниками команд, отмечает лучших.
Каждый член жюри имеет протокол. Наибольшее количество баллов, которое команда может получить за каждую эстафету или правильный ответ – 3. Жюри суммирует очки каждой команды за все эстафеты и за ответы по разделу сказок. В ходе праздника жюри несколько раз подводит предварительные итоги. В конце праздника объявляют окончательный результат. Команды награждаются дипломами различных степеней, а команда-победительница получает приз.