Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Б.Л. Пастернак:
Цель урока:
Формировать Единую научную картину мира, раскрывая физико-химическую природу тепловых явлений.
Задачи:
- Актуализировать знания учащихся о теплообменных процессах (нагревание, плавление…);
- Актуализировать знания учащихся о химической реакции;
- Познакомить учащихся с тепловыми явлениями, сопровождающими химические процессы;
- Провести классификацию химических реакций на основе теплового эффекта;
- Продолжить формирование у учащихся навыков безопасного обращения с лабораторным оборудованием;
- Отработать с учащимися правила безопасной работы в лаборатории;
- Продолжить формирование умения наблюдать, описывать наблюдения и делать выводы по результатам эксперимента;
- Формировать у учащихся умение выявлять характерные признаки явлений;
- Развивать у учащихся умение выделять главное, анализировать и сравнивать информацию, аргументировано отвечать на вопросы;
- Развивать умения учащихся проводить вычисления по формулам;
- Продолжать учить учащихся соблюдать единый орфографический режим при оформлении расчетных задач;
- Формировать у учащихся приемы работы с источниками информации;
- Развивать у учащихся стремление добиться результатов;
- Совершенствовать практические умения учащихся.
- Учить учащихся использовать жизненный опыт для анализа явлений;
Тип урока: урок повторения и закрепления материала изученного на уроках физики + изучения нового материала (химия).
Оборудование: спиртовая горелка, фарфоровая чаша, парафин, термометр, держатель для пробирок, штатив с принадлежностями, демонстрационный столик, весы с разновесами (2 комплекта).
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап (взаимное приветствие учителей и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания)
Вступительное слово учителя физики. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить изученные на уроках физики тепловые явления, закрепить понятие теплообмена и рассмотреть химическую сторону тепловых процессов. Работа предстоит большая, но увлекательная, и я надеюсь, что все с ней справятся. На сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся совершить небольшие, но зато самостоятельные открытия. Для этого надо быть настойчивым и внимательным.
2. Сообщения учащихся (домашние заготовки) на темы: “Тепловое движение молекул. Историческая справка”. Интересные факты”, “Количество теплоты. Историческая справка. Интересные факты”.
3. Объяснение нового материала учителем химии.
Химические реакции весьма разнообразны. Но их можно разделить всего лишь на две группы. Какие? Давайте исследуем несколько реакций горения (горение спиртовки, горение лучины, горение серы) и выделим общий признак. (Cм. Фото №1)
При каких условиях начинаются все эти реакции? Требуется ли продолжение нагревания после начала реакций? Каков общий признак этих реакций?
Все эти реакции идут с выделением тепла и называются экзотермическими.
Затем демонстрируем эндотермические реакции (разложение малахита, разложение сахара) и просим ответить на те же вопросы: При каких условиях начинаются все эти реакции? Требуется ли продолжение нагревания после начала реакций? Каков общий признак этих реакций?
Делаем вывод о том, что эти реакции идут с поглощением тепла и называются эндотермическими.
Количество энергии, которое выделяется или поглощается, называется тепловым эффектом химической реакции. Реакции, идущие с выделением или поглощением тепла называются термохимическими.
Таким образом, все химические реакции мы можем разделить всего лишь на две группы по признаку теплоты. Правда, часто количества выделяющейся или поглощающейся энергии ничтожно малы и мы их не можем зафиксировать. Но термохимические реакции имеют важное практическое значение.
4. Сообщения учащихся (домашние заготовки) на темы: “Энергия топлива. Историческая справка”, “Плавление и отвердевание. Историческая справка. Интересные факты”
5. Решение экспериментальной задачи.
Определить практическим и теоретическим путем количество спирта необходимого для полного плавления парафина
Учащиеся с помощью учителей производят необходимые измерения массы тел используемых в эксперименте (причем масса спиртовки измеряется дважды: до и после горения); наблюдают за изменением температуры парафина в процессе реакции. (См. Фото №2, 3)
В это время учащиеся записывают в тетрадь данные для решения задачи, определив по справочному материалу удельные теплоемкости веществ, из которых изготовлены нагреваемые тела, удельную теплоту сгорания спирта, удельную теплоту плавления и температуру плавления парафина. Масса сгоревшего спирта рассчитывается дважды:
- Как разница масс спиртовки до и после горения;
- Используя уравнение теплового баланса.
(См. фото № 4)
6. Вывод. Сравниваются оба полученных результата и оговариваются причины возможных расхождений результатов.
7. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
Заключительное слово учителя физики:
Все известно вокруг,
Тем не менее
На Земле еще много того,
Что достойно порой удивления
И твоего и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали