Цель урока: Дать понятие плотности вещества, научить определять плотность вещества опытным путем.
Задачи:
- Образовательные:
- Научить определять плотность вещества путем решения экспериментальной задачи.
- Способствовать прочному усвоению связи и соотношения между понятиями массы, плотности и объёма.
Оборудование:
- Весы.
- Разновесы.
- Мерный сосуд.
- Линейка.
- Пробирка с жидкостью.
- Тело - камень строительного материала (бетон, кирпич или др.)
I. Учитель записывает тему на доске: “Массу тела можно определить через объём и таблицы!”
Вопрос учителя: “Как можно определить массу тел?”
Ответы учащихся: “Массу можно определить при взаимодействии тел и взвешивании”.
Вопрос учителя: “А как вы определите массу бетонной колонны (стены), которая находится в данном кабинете?” В помощь для решения задачи дается тело – камень из бетона (кирпича, т.е. из того материала, из которого изготовлена эта колонна), мерный сосуд, весы, разновесы.
II. Поэтапно, по предложениям учащихся определяется общее направление решения этой задачи.
- Тело (камень) необходимо взвесить на весах. (Рисунок 1)
- Определить объем камня по объему вытесненной воды в мерном сосуде. (Рисунок 2)
- Вычислить массу вещества в единице объема (1 см3 ) этого тела.
- Измерить линейкой объем данной колонны. (Рисунок 3)
- Вычислить массу колонны.
III. Начинается решение экспериментальной задачи. Учащиеся оформляют в тетрадях решение задачи поэтапно.
Например:
- Первый этап решения задачи:
Итак, определив массу 1см3 бетона, мы определили (не взвешивая!) массу колонны.
Вопрос учителя: “Где вы в жизни сталкивались с подобными задачами?”
Учащиеся приводят примеры.
Вывод: Для решения таких задач всегда требуется масса вещества в единице объёма, данная физическая величина называется “плотность вещества”, обозначается - r , а найти ее значения для различных веществ можно в таблице.
Работа по таблице учебника.
Вывод: Массу можно определить через объем и таблицы!
IV. А теперь составим формулу для расчета массы тела, выразив ее через плотность вещества, и запомним ее, т.к. она часто будет встречаться в дальнейшем:
;
V. Определение единицы измерения плотности вещества из формулы: ;
“Плотность – это масса одного кубического метра вещества”
[r =1 г/см3] или в системе СИ: [r =1 кг/м3]
VI. Этап урока: “Определение плотности жидкости”
Учащимся выдается оборудование:
- Пробирка, которую можно наполнить жидкостью. (Рисунок 4)
- Весы.
- Разновесы.
- Мерный сосуд.
Начинается выполнение лабораторной работы учащимися, с обязательным заполнением “Дано” и решением задачи.
- Учащийся взвешивает массу пустой пробирки.
- Из мерного сосуда наполняет пробирку жидкостью (водой). (Рисунок 5)
- Определяет, по разности уровней в мерном сосуде объем налитой в пробирку жидкости.
- Взвешивает наполненную пробирку (Рисунок 6).
- Определяет массу жидкости, по разности массы пустой и полной пробирки.
- Определяет плотность жидкости.
VII. Обобщение темы.
VIII. Домашнее задание:
- Практическая задача: “Определить плотность куска мыла”.
- Работа с учебником.
При проведении итогового контроля мною используются разно-уровневые задания для учащихся, например:
1 - уровень: задача “Картофель, массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите её в килограммах на кубический метр”.
2 - уровень: “В карьере за сутки добыто 5000 м3 песка. Сколько железнодорожных платформ грузоподъемностью 65 тон потребуется, чтобы перевести этот песок?”
3 - уровень: Радиус земного шара равен 6.4•103 км. Масса Земли 6·1024 кг. Определите среднюю плотность Земли. (Указание: объем шара находится по формуле ).
Предлагаю решать практические задачи:
- Определите, чистая ли вода находится в сосуде? (в него налит насыщенный раствор соли).
- Дано тело неправильной геометрической формы. Определите плотность вещества, из которого оно сделано.
- Определить имеется ли в алюминиевой детали для станка дефект – пузырек воздуха.