Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.
Понимая важность этой проблемы, я выбрала приоритетное направление в своей деятельности– коррекционная работа в логопедических группах. Она подразделяется на два направления.
Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах
Рассмотрим каждое из направлений.
1. Логоритмические занятия.
Мною разработано перспективное планирование, тематическое планирование, занятия по возрастным группам.
Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом. И воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю.
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.
Структура логоритмических занятий
- Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
- Танец или хоровод.
- Четверостишье, сопровождаемое движениями.
- Песня.
- Артикуляционная гимнастика.
- Мимические упражнения, психогимнастика.
- Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз.
- Пальчиковые игры.
- Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Релаксация.
Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
Элементы, имеющие оздоровительную направленность
Работа в тесной связи с учителем– логопедом позволяет использовать знакомый дидактический материал, что выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настрой.) во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.
2. Музыкальные занятия
У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:
– Дети не поют, а говорят
– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука
– Плохо запоминают тексты песен, их названия
– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания
– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом
– Затрудняются в передаче ритмического рисунка
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.
Обучение детей проводится по строго обдуманному плану на основании общепедагогических принципов.
Основные принципы обучения детей.
Принцип воспитывающего обучения
Принцип доступности
Принцип постепенности, последовательности,
систематичности
Принцип наглядности
Принцип сознательности
Принцип прочности
Пение.
Цель: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие вокально– хоровых навыков..
При проведении занятий с детьми логоритмических групп согласовываю свою работу с учителем – логопедом.
Вокальные установки.
При обучении пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти– шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. (Так у них лучше работает диафрагма)
Голову держат прямо, без напряжения.
Рот открывается вертикально, а не в ширину, во избежании крикливого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, но не вялы.
Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.
Звукообразование.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). На музыкальных занятиях я использую упражнения из “Артикуляционной гимнастики” Т. Буденой и разнообразные распевки.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Шлифовка речи, дикции, произношения.
Проводится два раза в день: утром и вечером. Проводится в удобной позе, чтобы напряжение было снято. Ежедневно дается только одно новое упражнение. Количество упражнений доводится до десяти.
1.”Улыбка”.
Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.
2.”Заборчик”.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы (и) (1-5-10).
3. “Трубочка”.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (1-5-10).
4. “Заборчик– трубочка”.
5. “Бублик”. “Рупор”.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
6. “Хоботок”.
Вытягивание сомкнутых губ вперед.
7. “Кролик”.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
8. “Птенчики”.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
9. “Лопаточка”.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
10. “Чашечка”.
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка
подняты, но не касаются зубов.
11. “Иголочка”. “Стрелочка”. “Жало”.
Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
12. “Горка”. “Киска сердится”.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
13. “Грибок”.
Рот открыт. Язык присосать к небу.
14. “Часики”. “Маятник”.
Рот приоткрыть. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет к уголкам рта.
15. “Змейка”.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
16. “Качели”.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
17. “Футбол”.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
18. “Почистить зубы”.
Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
19. “Лошадка”.
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
20. “Гармошка”.
Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
21. “Маляр”.
Рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
22. “Вкусное варенье”.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.
23. “Оближем губки”.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
24. “Наказать непослушный язычок”.
Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить “ня-ня-ня”, нажимая на язык, рот широко раскрыт. Удерживать язык широким, как блин на сковородке. Под счет до 3.
Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.
Дикция.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Я использую песенки– попевки О. Боромыковой.
Моя работа в этом разделе делится на 4 этапа.
Дыхание.
На музыкальных занятиях я использую те же дыхательные игры– упражнения, что и на логоритмике. А также дыхание укрепляется в процессе пения. Я слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание и ребенок легко справится с этим. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения я выбираю на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах один из приемов – пение по фразам.
Стойкое, слитное пение у детей логопедических групп достигается постепенно. Чтобы добиться нужных результатов: поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, добиться спокойного и слитного пения использую следующие приемы:
– игровые ситуации;
– музыкально– дидактические игры;
– проблемные задания;
– связь песен с другими видами музыкальной деятельности;
– пробуждение к слуховому вниманию дирижированием;
– на одном занятии использование песен разного характера;
– поощрение детей.
Слушание музыки.
Цель: формирование начала музыкальной культуры, общей духовной культуры.
Наряду с разнообразными методами и приемами для детей логопедических групп я использую следующие приемы:
1. Использование |
2. Знакомство |
3. Знакомство |
Рассмотрим каждый из приемов:
1. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми.
Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им захочется выразить свои эмоции в действии. Наступает момент инсценирования музыкального произведения.
В своей работе я использую материал из сборников “Коррекция речи и движения” О. Боромыковой и “Первая встреча с музыкой” А.Артоболевской.
Планируя музыкальный репертуар по слушанию музыки, я опираюсь на программу О. Радыновой “Музыкальные шедевры”. Использую на музыкальных занятиях музыкально– дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания.
Музыкально-ритмические движения.
1. Упражнения.
Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей. Подразделение упражнений на разные виды носит довольно условный характер, так как одно и тоже упражнение способствует решению не одной, а сразу нескольких задач, одна из которых является приоритетной.
Используя то или иное упражнение, не стоит подчас добиваться очень четкого его выполнения. Иногда это сопровождается муштрой или требует большого количества времени. Я даю несколько упражнений с одним и тем же заданием, чтобы сработал закон далектики: переход количества в качество. Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности в движении он приобретает.
2. Танцы.
Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект. Очень важно постоянно побуждать детей к пению, поощряя их за активное пение во время движения.
Использую на музыкальных занятиях программу А. Бурениной “Ритмическая мозаика”. Это музыкально– ритмические композиции, танцы. Большинство из них исполняется под знакомые детям песни, что позволяет детям подпевать и танцевать. Таким образом, они помогают совершенствованию координации речи и движения. А также развивают музыкальность, двигательные навыки и умения, умения ориентироваться в пространстве, творческие способности, нравственно– коммуникативные качества, тренируют психические процессы. Они создают положительный эмоциональный настрой и очень нравятся детям.
Использую на музыкальных занятиях коммуникативные игры и танцы, танцы в кругу. Более подробно о них будет сказано немного позже.
Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно, но и отказываться от них нельзя.
Правильно подобранный танец может многому научить детей. Он способствует развитию у них внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, согласованности движений с характером музыки, координации движений в парах.
3. Игры.
Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Особое внимание я уделяю играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения– улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
Использую русские народные игры, игры– упражнения О. Боромыковой, игры со словом Л. Генераловой, пальчиковые игры со словами Л. Гусевой.
Игра на детских музыкальных инструментах.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.
Для тех, кого заинтересовала коррекционно– развивающая работа с детьми логопедических групп хочется дать несколько рекомендаций.
- Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды.
- С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем.
- Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.
Разработанное планирование, занятия, собранный музыкально– дидактический материал, я думаю, будет интересен и для тех, кто работает по темам “Развитие творческих способностей детей”, “Развитие эмоционального мира детей.