(На доске написана тема занятия – “Одежда. Ее виды и назначение”). Рисунок 1.
- Сегодня на занятии мы поговорим об одежде, о ее видах и назначениях.
Казалось бы ничего сложного. Но так ли это мы узнаем к концу занятия.
А помогут нам наши гости Маша и Миша.
(Выставляются картонные макеты мальчика и девочки). Рисунок 2.
- Начнем с самого простого. Что же такое одежда?
(Дети высказывают свое мнение)
- Одежда – это предметы, которыми покрывают тело человека. По каким признакам, и на какие группы можно разделить одежду?
(Можно показать иллюстрации разных времен года). Рисунок 3.
- По временам года: летняя, зимняя, осенняя, весенняя.
- Правильно, одежда может зависеть от времени года.
Сколько в году времен года?
- Четыре.
- Абсолютно верно. А одежду можно разделить на три группы: летняя, зимняя и демисезонная. Кто догадался, что же обозначает демисезонная одежда? (словарная работа)
- Наверное, для двух сезонов.
- А каких двух сезонов?
- Для осени и весны.
- А почему эти два сезона объединили?
- Погода у этих сезонов схожа.
- Итак, одежду можно разделить по временам года на…
- Зимнюю, летнюю и демисезонную.
- Ещё по каким признакам можно разделить одежду?
- По цвету.
(Игра “Составь костюм”. Предложено четыре блузки и две юбки для Маши. Сколькими вариантами она сможет составить себе костюм). Рисунок 4.
- Итак, одежда разнообразна по цвету. Каждый человек сам себе выбирает тот цвет, который ему больше к лицу.
А есть ли случаи в жизни, когда человек должен быть в одежде только определенного цвета?
- Во время свадьбы невеста должна быть в белом платье. Люди, у которых траур, в одежде черного или темного цвета.
- Правильно. Но традиции в разных стран отличаются друг от друга. Например, в Индии невеста должна быть в ярком, желательно красном платье – сари. И цвет траура в этой же стране не черный, а белый.
А в нашей стране есть традиция перевязывать новорожденного мальчика - голубой или синий лентой, а девочку – красной или розовой. Поэтому одежду можно разделить на…
- Мужскую и женскую.
- А еще по каким признакам можно разделить одежду?
(При затруднении можно показать иллюстрацию взрослого человека и ребенка). Рисунок 5.
- По возрасту.
- А на какие группы?
- На детскую и взрослую.
- Именно поэтому существуют магазины детской одежды и взрослой. И детская, и взрослая одежда бывает разных размеров. Существуют люди нестандартного размера, т.е. очень высокие или очень полные – для этих людей создаются специализированные магазины одежды “Три толстяка”, “Богатырь” и т. д.
- Как еще можно разделить?
(При затруднении можно показать иллюстрацию верхней и нижней одежды, а также нарядной и домашней). Рисунок 6. Рисунок 7.
- На верхнюю и нижнюю, праздничную и повседневную.
- Зачем такое разделение? Почему нельзя каждый день быть в праздничной одежде?
- Быстро пачкается, и если каждый день носить, уже не праздничной.
- Выбор одежды еще связан и с назначением, т.е. для чего она нужна. Например, для дома нужна какая одежда?
- Удобная и которую не сильно жалко.
- Скажите. А гостей принимать дома в такой одежде можно?
- Нет. В домашней одежде человек будет выглядеть небрежно.
- Для каких занятий существует специализированная одежда, т.е. только для этого и ничего другого.
- Для спорта, для школы, и т.д.
- А можно ли по одежде сказать, кем работает человек?
- Да. (Называются специальности людей и виды спецодежды)
- Вы ученики, и нам необходимо поговорить о школьной одежде.
Зачем она нужна и какой она должна быть?
- (Размышления на данную тему: должна дисциплинировать, настраивать на учебу, и т.д.)
- А сейчас проверим, как вы знаете назначение одежды.
Я буду показывать иллюстрацию, а вы будете выбирать нужный наряд для Маши и Миши.
(Игра с картинками. Дети одевают Машу и Мишу в предложенные костюмы.).
- К одежде люди подбирают разные аксессуары.
(словарная работа) Это могут быть головные уборы, шарфы, перчатки, украшения, обувь. И по аксессуарам мы тоже можем понять, для чего предназначен тот или иной наряд.
Сейчас я буду показывать картинки, а вы мне будете называть назначение одежды и какие аксессуары помогли вам это понять.
(Игра с картинками).
- Со словом одежда в речи употребляются слова одеть и надеть.
Скажите, чем же они отличаются друг от друга?
- Одеть можно кого-то, а надеть только на себя.
- Проверим. Проведем набольшую физкультминутку.
Я буду называть эти слова, а вы будете показывать, кого вы одеваете: себя или своего соседа. Игра “Одеть - надеть”.
- За изменением одежды следит госпожа Мода. Эта особа очень изменчива и ветрена. А как называют людей, которые придумывают разные новые стили и модели одежды?
- Модельеры и стилисты.
- Существует очень много пословиц и поговорок о внешности и об одежде. Давайте их назовем.
Дети вспоминают пословицы и поговорки.
А означают эти крылатые выражения одно – по одежке встречают, а провожают по уму.
- На следующем занятии мы поговорим о цвете одежды, о сочетающихся цветах, о влиянии цвета на настроение и настроения на выбор цвета.
- А теперь скажите, что вы хорошо запомнили на этом занятии? (Обобщение)
А теперь последнее задание: одеть свою куклу в любую одежду, для этого у вас на столах есть бумажная кукла. Сделайте ей наряд при помощи цветных карандашей.
Дети выполняют практическую работу.