Цели урока:
- воспитательная – привить аккуратность в оформлении задач, воспитать трудолюбие, понимать товарища;
- обучающая – создать условия к переходу решения текстовых задач при помощи уравнений;
- развивающая – способствовать развитию обобщения, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания.
- мотивационная – обобщить и систематизировать знания по решению задач на “части” и “уравнивание”.
Методы используемые на уроке: частично поисковой, проблемный, исследовательский.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока:
I. Актуализация.
– Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук. Девочка сорвала в 2 раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и у девочки отдельно?
Эту задачу я взяла из повести Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома”, которая вам очень хорошо знакома. Может быть, кто-нибудь помнит, как Витя решал эту задачу?
– Прочитал я задачу, и даже смех разобрал. “Вот так задача! – Думаю. – Чего тут не понимать? Ясно. 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько сорвал мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60. Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задачнике сказано, что девочка сорвала в 2 раза меньше орехов. Ага! – думаю. – Значит, 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит, мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов. Посмотрел в ответ, а там: мальчик – 80, а девочка – 40”.
Витя смог решить задачу лишь тогда когда нарисовал девочку в переднике с одним карманом, а мальчика в курточке с двумя карманами. Ну, и как он решил? (Кто-нибудь из учеников отвечает, что эта задача на части, всего 3 части, 120:3=40 (ор) – I часть, т.е. это собрала девочка, а мальчик – 80 орехов (40*2)).
– Ну, а теперь помогите мне назвать тему урока. (Ребята называют).
– Как мы определяем, какая это задача: на части или уравнивание? (два ученика отвечают).
II. Обобщение и систематизация знаний.
1. Устная работа.
У каждого ученика на парте находятся 2 путевых листа (приложение 1, приложение 2), на одном из которых напечатаны задачи для устной работы.
Первые 5 задач решаем без составления схем, а 6-ую – вместе на доске составляем схему. После того как схема составлена, ребята сразу же дают ответ, что у мужика было 25 рублей.
2. Письменная работа.
На доску прикрепляются таблички, на которых заготовлены схемы задач; эти задачи решаются парами, т.е. один из пары формулирует задачу, другой – решение (Задачи приведены на рисунке 1).
Рисунок 1
После того как задачи по схемам будут решены, переходим к решению задачи №7 из путевого листа №1
Решение:
1) (ног) – после предположения
2) (ног) – передние
3) (ноги) – неучтенные
4) (шт.) – поросята
5) (шт.) – куры
Переходим к следующему заданию:
Выбрать из предложенных ответов верное равенство, соответствующее данным неравенствам:
1) а>b на 16
А. a-b=16, Г. b-a=16,
Б. a+b=16, Д. a-16=b.
В. b+16=a,
2) x>y в 3 раза
А. x=3y, Г. x:3=y,
Б. y=3x, Д. x:y=3,
В. y:3=x, Е. y:x=3.
Проблема: Как вы думаете, для чего мы с вами записали эти равенства?
– Да, верно, чтобы перейти к решению задач на части и уравнивание с помощью уравнений.
– У вас на путевом листе №2 сделаны заголовки задач, которые нужно решить с помощью уравнения.
Задачу №1 решаем вместе.
Прежде чем решать задачу №2, вспоминаем, что сумма углов треугольника равна .
– Ну, а теперь решим задачу о курах и поросятах, но уже с помощью уравнения.
III.
Далее, выясняем какой способ: арифметический или алгебраический решения этой задачи понравился ребятам. Каждый отстаивает свою точку зрения.
Задачи №8,9,10 остаются на дом.
В ходе решения задач каждый ставил себе знак “+” или “-”. По количеству “+” каждый ученик получает оценку за урок.
IV. Рефлексия.
- Что мы умели?
- Чему мы научились?
- Чему еще предстоит научиться?
- Твоё отношение к уроку?