Урок по теме: "Задачи на части и уравнивание"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • воспитательная – привить аккуратность в оформлении задач, воспитать трудолюбие, понимать товарища;
  • обучающая – создать условия к переходу решения текстовых задач при помощи уравнений;
  • развивающая – способствовать развитию обобщения, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания.
  • мотивационная – обобщить и систематизировать знания по решению задач на “части” и “уравнивание”.

Методы используемые на уроке: частично поисковой, проблемный, исследовательский.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока:

I. Актуализация.

– Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук. Девочка сорвала в 2 раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и у девочки отдельно?

Эту задачу я взяла из повести Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома”, которая вам очень хорошо знакома. Может быть, кто-нибудь помнит, как Витя решал эту задачу?

– Прочитал я задачу, и даже смех разобрал. “Вот так задача! – Думаю. – Чего тут не понимать? Ясно. 120 надо поделить на 2, получится 60. Значит, девочка сорвала 60 орехов. Теперь нужно узнать, сколько сорвал мальчик: 120 отнять 60, тоже будет 60. Только как же это так? Получается, что они сорвали поровну, а в задачнике сказано, что девочка сорвала в 2 раза меньше орехов. Ага! – думаю. – Значит, 60 надо поделить на 2, получится 30. Значит, мальчик сорвал 60, а девочка 30 орехов. Посмотрел в ответ, а там: мальчик – 80, а девочка – 40”.

Витя смог решить задачу лишь тогда когда нарисовал девочку в переднике с одним карманом, а мальчика в курточке с двумя карманами. Ну, и как он решил? (Кто-нибудь из учеников отвечает, что эта задача на части, всего 3 части, 120:3=40 (ор) – I часть, т.е. это собрала девочка, а мальчик – 80 орехов (40*2)).

– Ну, а теперь помогите мне назвать тему урока. (Ребята называют).

– Как мы определяем, какая это задача: на части или уравнивание? (два ученика отвечают).

II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Устная работа.

У каждого ученика на парте находятся 2 путевых листа (приложение 1, приложение 2), на одном из которых напечатаны задачи для устной работы.

Первые 5 задач решаем без составления схем, а 6-ую – вместе на доске составляем схему. После того как схема составлена, ребята сразу же дают ответ, что у мужика было 25 рублей.

2. Письменная работа.

На доску прикрепляются таблички, на которых заготовлены схемы задач; эти задачи решаются парами, т.е. один из пары формулирует задачу, другой – решение (Задачи приведены на рисунке 1).

Рисунок 1

После того как задачи по схемам будут решены, переходим к решению задачи №7 из путевого листа №1

Решение:

1) (ног) – после предположения

2) (ног) – передние

3) (ноги) – неучтенные

4) (шт.) – поросята

5) (шт.) – куры

Переходим к следующему заданию:

Выбрать из предложенных ответов верное равенство, соответствующее данным неравенствам:

1) а>b на 16

А. a-b=16, Г. b-a=16,
Б. a+b=16, Д. a-16=b.
В. b+16=a,

2) x>y в 3 раза

А. x=3y, Г. x:3=y,
Б. y=3x, Д. x:y=3,
В. y:3=x, Е. y:x=3.

Проблема: Как вы думаете, для чего мы с вами записали эти равенства?

– Да, верно, чтобы перейти к решению задач на части и уравнивание с помощью уравнений.

– У вас на путевом листе №2 сделаны заголовки задач, которые нужно решить с помощью уравнения.

Задачу №1 решаем вместе.

Прежде чем решать задачу №2, вспоминаем, что сумма углов треугольника равна .

– Ну, а теперь решим задачу о курах и поросятах, но уже с помощью уравнения.

III.

Далее, выясняем какой способ: арифметический или алгебраический решения этой задачи понравился ребятам. Каждый отстаивает свою точку зрения.

Задачи №8,9,10 остаются на дом.

В ходе решения задач каждый ставил себе знак “+” или “-”. По количеству “+” каждый ученик получает оценку за урок.

IV. Рефлексия.

  1. Что мы умели?
  2. Чему мы научились?
  3. Чему еще предстоит научиться?
  4. Твоё отношение к уроку?