Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся давно (более 40 лет). Система образования всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В тоже время эти программные средства никогда не обеспечивали потребности педагога.
В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
МОУ “Лицей №1” является профильной физико – математической школой. По учебному плану данного профиля на изучение информатики и информационных технологий отводиться 4 часа в неделю в 10 классе и 4 часа в неделю в 11 классе. Поэтому программа для основной (полной) школы модифицируется, утверждается на НМС лицея. В данную программу приходиться укладывать весь изучаемый материал. Эффективность изучения той или иной темы можно осуществить используя программные продукты, которые разрабатываются как самим учителем, так и с помощью учащиеся.
Вашему вниманию предоставляется конспект урока по теме: “Освоение системы управления базой данных Access. Создание структуры табличной базы данных” для 10 “В” класса, обучающегося по учебнику “Информатика и информационные технологии” 10 – 11 класс под редакцией Н.Д. Угриновича.
Тема урока: “Освоение системы управления базой данных Access. Создание структуры табличной базы данных”.
Цели обучения:
- дать общую характеристику системы управления базой данных (СУБД) и объектов базы данных;
- обучить основным технологоческим приемам создания и редактирования однотабличных баз данных.
Учащиеся должны знать:
- назначение базы данных;
- структуру и основные объекты базы данных;
- основные технологические приемы;
- создания и редактирования базы данных;
- сортировки и фильтрации данных;
- представления информации базы данных в виде форм и отчетов.
Учащиеся должны уметь:
- создавать и редактировать однотабличную базу данных;
- проводить сортировку и фильтрацию данных;
- создавать и редактировать форму и отчет;
- выполнять технологические приемы работы в среде СУБД Access.
Ключевые понятия:
- база данных;
- система управления базой данных (СУБД);
- таблица;
- поле;
- запись;
- сортировка;
- фильтр;
- запрос;
- форма;
- отчет.
Вид урока: урок-объяснение нового материала.
Оборудование: компьютеры.
Цель урока:
- научить учащихся работать в среде СУБД, а именно создавать форму ввода, запросы, отчеты и познакомить с основными понятиями базы данных.
Новые понятия:
- база данных;
- структурирование данных;
- поле;
- запись;
- таблица;
- структура базы данных.
Опорные понятия: информационная модель.
Задачи учителя:
- научить учащихся работать в базе данных, импортировать файлы из других офисных приложений, составлять отчеты в созданной базе;
- описать основные объекты базы данных.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин;
- Повторение материала предыдущего урока – 5 мин;
- Новый материал – 25 мин; (конспект учителя прилагается)
- Закрепление материала – обобщить все ключевые и основные понятия – 8 мин; на втором уроке – выполняем практическую работу “Атлас для курсовой” – 30 мин;
- Физкультминутка – 3 мин;
- Заключительный этап – 7 мин; подведение итогов, выставление оценок в журнал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение материала предыдущего урока
Учитель приводит примеры баз данных. Наиболее знакомый учащимся пример некомпьютерной базы данных – это библиотечный каталог. Хотя, надо заметить, что не все ученики этого возраста хорошо представляют, что это такое имеют опыт работы с библиотечным каталогом. Рекомендуется обсудить, как устроен каталог, какие в нем представлены данные, как осуществляется поиск книги. Приведите примеры других некомпьютерных баз данных (телефонный справочник, школьный журнал). Обсудите, какая информация представлена, как она расположена и как с ней работают. Также необходимо вспомнить понятие информационных моделей всех баз данных.
III. Новый материал (конспект учителя).
Рассмотрим какие существую базы данных? Какие
представлены объекты в MS Access?
Существуют три типа базы данных: иерархические,
сетевые, табличные или реляционные.
Иерархические базы графически могут быть
представлены как перевернутое дерево, состоящие
из объектов различных уровней (например,
иерархической БД является каталог папок Windows).
Табличные или реляционные базы представлены в
виде таблиц, состоящую из вертикальных столбцов
и горизонтальных строк. Вертикальные столбцы
принято называть – полями, а горизонтальные
строки – записями. Единицей хранимой информации
является горизонтальная строка – запись,
которая хранит информацию.
Сетевая база данных является обобщением
иерархической за счет допущения объектов,
имеющих более одного предка. Вообще, на связи
между объектами в сетевых моделях не
накладывается никаких ограничений (сетевой
базой данных является Интернет).
Объекты MS Access.
1. Таблица – является базовым объектом MS Access.
2. Форма не является самостоятельным объектом MS Access, она просто помогает вводить, просматривать и модифицировать информацию в таблице или запросе.
3. Запрос и отчет – выполняют самостоятельные функции, запрос позволяет получить нужные данные из одной или нескольких таблиц, а отчет предназначен для печати данных.
4. Макрос – набор специальных макрокоманд (открыть форму, напечатать отчет).
5. Модуль – это программа, написанная на специальном языке.
IV. Закрепление нового материала – обобщение ключевых понятий.
1. Вопросы для устного разбора темы урока:
- Чем отличаются сетевые базы данных от реляционной базы данных?
- Какие существуют виды объектов MS Access?
- Что такое информационная модель?
2. Выполнение практической части (отработка практических навыков работы с базами данных).
Практическая работа рассчитана на 6 уроков, сегодня мы будем пользоваться следующим материалом: это файл – Атлас, файл – бланк для ответов, методическое пособие для работы в базе данных.
– Сегодня мы будем пользоваться методическим пособием, темы №1, №2, №3, которые приведены ниже. Файлы других документов хранятся на рабочем столе в папке Атлас.
Постановка задачи Атлас (см. Приложение 1, Приложение 2)
Задание 1. На основе существующих данных создать таблицу базу данных, которая характеризовала бы распределение населения и территории по странам мира и континентам. Используя полученную таблицу, фильтр и поиск, ответить на вопросы.
Задание 2. Для полученной таблицы создать форму для ввода и работы с данными. Используя полученную форму, фильтр и поиск, ответить на вопросы.
Задание 3. Для полученной таблицы создать отчет по данным. Скорректировать отчет в режиме конструктора. Создать Автоотчет. Скорректировать отчет в режиме конструктора.
Задание 4. Для полученной таблицы создать запросы на выборку по данным.
Задание 5. Для полученной таблицы и созданных форм, отчетов, запросов разработать Кнопочную форму.
- Необходимо разработать структуру Кнопочной формы.
- Выбрать объекты, которые будут включены в Кнопочную форму.
- Выбрать команды, соответствующие этим объектам.
- Разработать Внешний вид Кнопочной формы.
Тема 1: “Создание таблиц путем импорта из других приложений”.
Задание. Создать базу данных, которая характеризовала бы распределение населения и территории по странам мира и континентам. Письменно ответить на вопросы.
Ход выполнения задания.
- Создать таблицу путем импорта данных из файла Атлас для курсов.xls.
- Для выполнения задания необходимо:
- Подготовить файл Атлас для курсов.xls для импорта
данных.
На каждом листе: - Добавить столбец Материк.
- Указать в этом столбце для каждой страны название материка, на которой она находится.
- Убрать лишние строки (строки, содержащие название материка, фразу “Факты и цифры”, пустую строку).
- Выполните импорт данных для каждого листа файла Атлас для курсов.xls:
- Кнопка “Создать”? Импорт таблиц? Тип файлов указать Microsoft Excel? Имя файла Атлас для курсов.xls
- Указать флажок “Первая строка содержит заголовки столбцов”.
- Каждый лист импортировать в новую таблицу.
- Название полей оставить, как было в исходной таблице.
- Ключ не создавать.
- Имя таблицы задать по названию материка.
- После импорта данные объединить в одну таблицу с именем Земля.
- Для этого за основу взять любую из таблиц.
- Переименовать ее в “Земля”.
- Скопировать в нее данные из других таблиц.
- Если при копировании возникли ошибки, смотреть таблицу “Ошибка вставки”.
- Пустые строки из таблицы удалить.
- Используя фильтры и поиск, сделать выборки по
вопросам.
Для записи ответов откройте лист “Таблица” в файле Для ответов.xls. - Указать общее число записей в таблице Земля.
- Определить сколько стран находится на каждом материке.
- Определить страны, площадь которых больше, чем 100 тыс. км2.
- Определить страны, площадь которых меньше, чем 3 тыс. км2.
- Определить страны, население которых больше, чем 100 млн. человек.
- В какой стране валюта – бат?
- В какой стране валюта – квача?
- Столица какой страны – город Додома?
- В какой стране нет официального языка?
Тема 2: “Создание формы ввода для готовой таблицы”.
Задание. Дана готовая таблица с базой данных, которая характеризовала бы распределение населения и территории по странам мира и континентам. Создать форму для ввода и работы с данными. Используя полученную форму, фильтр и поиск, письменно ответить на вопросы.
Теоретическая часть. Алгоритм создания формы ввода.
В разделе объекты выбрать Формы.
Создайте форму с помощью мастера.
В разделе Таблицы и запросы выберите нужную
таблицу
(в примере – таблица Регистрация)
Из раздела Доступные поля при помощи кнопок
перевести в
Выбранные поля нужные (в примере – все).
Выберите внешний вид формы из стандартных, используя группу выбора (в примере – в один столбец). Внешний вид определяется методом перебора элементов группы.
Выберите требуемый стиль из стандартных, используя Список (в примере – Стандартный). Требуемый стиль определяется методом перебора элементов Списка.
Задайте индивидуальное имя для формы. Желательно задать емкое имя, чтоб не спутать его с другими формами
Флажок “Просмотреть форму” позволит перейти сразу в режим “Просмотра”.
Флажок “Изменить макет формы” позволит перейти сразу в режим “Конструктора”.
Если нужно, выведите справку, пометив соответствующий флажок.
Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Готово”
Ход выполнения задания.
- Создать форму ввода, используя таблицу из файла
Атлас.mdb.
Для выполнения задания необходимо: - Найти и открыть файл Атлас.mdb.
- Перейти к объектам формы, используя соответствующую кнопку.
- Выбрать “Создание формы с помощью мастера”.
- Следовать указаниям мастера для таблицы Земля.
- В форму включить все поля.
- Внешний вид выбрать “В один столбец”.
- Стиль выбрать “Рисовая бумага”.
- Имя формы задать “Основная”.
- Используя фильтры и поиск, сделать выборки по
вопросам.
Для записи ответов откройте лист “Форма” в файле Для ответов.xls. - Указать общее число записей в таблице Земля.
- Определить сколько стран находится на каждом материке.
- Определить страны, площадь которых больше, чем 100 тыс. км2.
- Определить страны, население которых больше, чем 100 млн. человек.
- В какой стране валюта – угия?
- Столица какой страны – город Уагадугу?
- Определить сколько стран, в которых валюта – франк КФА и официальный язык – испанский?
- Определить сколько стран, в которых валюта – франк КФА и официальный язык – французский?
- Определить сколько стран, официальный язык в которых английский или французский?
- Создать форму, используя автоматическое создание средствами Access.
- Нажать кнопку “Создать”.
- Выбрать “Автоформа: Ленточная”. Выбрать в поле со списком таблицу Земля.
- Сохранить форму под именем “Лента”.
- В режиме Конструктора отредактировать форму:
- Чтобы название полей было видно полностью. Можно название расположить в несколько строк.
- Чтобы данные в каждой записи были видны полностью. Для этого отредактировать высоту и ширину объектов в Области данных.
- В режиме Формы проверить результаты редактирования для всех записей.
Тема 3: “Создание отчетов для готовой таблицы”.
Задание. Дана готовая таблица с базой данных, которая характеризовала бы распределение населения и территории по странам мира и континентам.
- Создать отчет по данным. Скорректировать отчет в режиме конструктора.
- Создать Автоотчет. Скорректировать отчет в режиме конструктора.
Теоретическая часть. Создание отчетов с помощью мастера.
Для создания отчета
необходимо выбрать:
|
||||||||
В разделе “Таблицы и запросы” выберите таблицу (запрос), по которой будет создаваться отчет | ||||||||
Из раздела
“Доступные поля” в раздел “Выбранные поля” при
помощи кнопок переместить поля, данные из
которых будут использоваться в отчете Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее” |
||||||||
Уровни группировки позволяют объединить данные в однотипные группы и подгруппы. Порядок размещения полей на образце определяет порядок объединения данных. Окно просмотра покажет, как разместятся данные. | ||||||||
При помощи кнопок
можно установить или убрать уровни группировки. Изменение уровня подчинения можно кнопками уровня |
||||||||
При помощи кнопки можно задать
интервалы группировки Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее” |
||||||||
Если необходимо, задайте порядок сортировки записей, выбрав из списка имя поля | ||||||||
Кнопка Итоги позволит произвести вычисления, выполняемые для записей | ||||||||
Окно просмотра покажет,
как разместятся данные. Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее” |
||||||||
Здесь для числовых полей можно вычислить промежуточные итоги, пометив флажки для следующих функций: | ||||||||
Sum – сумма чисел; Avg – количество значений; Min – наименьшее значение; Max – наибольшее значение |
||||||||
Если нужно, можно
показать только итоги, пометив группу
переключателей. Если нужно, можно вычислить проценты, пометив флажок. Когда все установки сделаны, нажмите кнопку “ОК” |
||||||||
Выберите вид макета
для отчета. Макет обозначьте, пометив флажок группы переключателей. Для отчетов, не помещающихся на одном листе, пометьте флажки “Ориентация” и “Настроить ширину полей для размещения на одной странице” |
||||||||
Окно просмотра покажет,
как разместятся данные. Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее” |
||||||||
Выбор типового
стиля даст возможность авто оформления с
использованием заранее заданных стилей. Окно просмотра покажет, как разместятся данные и образцы заголовков. Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее” |
||||||||
Задайте индивидуальное имя для данного отчета. Желательно задать емкое имя, чтоб не спутать его с другими отчетами | ||||||||
Флажок
“Просмотреть отчет” позволит перейти сразу в
режим “Просмотра”. Флажок “Изменить макет отчета” позволит перейти сразу в режим “Конструктора”. |
||||||||
Если нужно, выведите
справку, пометив соответствующий флажок. Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Готово” |
Редактирование отчетов с использованием режима “Конструктор”.
В режиме просмотра можно увидеть
результаты работы мастера. Если отчет занимает больше одной страницы, то для обзора доступна только одна страница. Используйте кнопки для доступа к другим страницам. Также можно изменить масштаб с помощью следующих кнопок. Если отчет готов, его можно распечатать кнопкой “Печать” Чтобы отредактировать, используйте кнопку “Конструктор” |
Редактируя нужные элементы, создайте
отчет нужного вида. Работа с объектами происходит как с Рисунком. Для удобства редактирования группы объектов используйте Команды из меню Формат: Выровнять, Размер, Интервал по горизонтали, Интервал по вертикали. Можно использовать элементы управления Не забудьте просмотреть результате в режиме “Просмотра” Если отчет готов, его можно распечатать кнопкой “Печать” |
Ход выполнения задания.
- Создать отчет, используя таблицу из файла Атлас.mdb. Для выполнения задания:
- Найти и открыть файл Создание отчета.doc.
- Внимательно изучить Алгоритм Создание отчетов с помощью мастера.
- Найти и открыть файл Атлас.mdb.
- Перейти к объектам отчеты, используя соответствующую кнопку.
- Выбрать “Создание отчета с помощью мастера”.
- Следовать указаниям мастера для таблицы Земля.
- В отчет включить все поля.
- Уровень группировки по Материк.
- Сортировки для 1. задать поле Страна по возрастанию.
- Занести Итоги (по кнопке Итоги Sum) для полей Площадь и Население, Показать данные и итоги.
- Выбрать вид макета Структура1, Настроить ширину полей для размещения на одной странице. Ориентация Альбомная.
- Стиль выбрать “Строгий”.
- Имя отчета задать “Основной”.
- Просмотреть готовый отчет в режиме Предварительного просмотра.
- В режиме Конструктора скорректировать:
- в разделе Заголовок группы Материк – Надписи полей.
- в разделе Область данных – размеры Полей.
- Создать отчет, используя автоматическое создание средствами Access.
- Нажать кнопку “Создать”.
- Выбрать “Автоотчет: Ленточный”. Выбрать в поле со списком таблицу Земля.
- В режиме Конструктора скорректировать отчет.
- В режиме Предварительного просмотра проверить результаты редактирования для всех записей.
- Сохранить отчет под именем “Лента”.
- Создать отчет, используя только некоторые поля, средствами Access.
- Выбрать “Создание отчета с помощью мастера”.
- Выбрать таблицу Земля.
- В отчет включить поля в следующем порядке: Материк, Столица, Страна.
- Уровень группировки по Материк.
- Сортировки для 1. задать поле Столица по возрастанию.
- Выбрать вид макета По левому краю1, Настроить ширину полей для размещения на одной странице. Ориентация Книжная.
- Стиль выбрать “Строгий”.
- Имя отчета задать “По трем полям”.
- Просмотреть готовый отчет в режиме Предварительного просмотра.
В режиме Конструктора скорректировать.
VI. Заключительный этап – учитель проверяет практические задания по бланкам ответов (файлы для ответов) учащихся и выставляет оценки в журнал.
Домашнее задание: стр. 158–164, т.5.1., устно стр. 171, вопросы 1–7. Придумать свою базу данных и принести на электронном носителе.
Файлы для практической работы представлены в электронном варианте на дисках. Заранее благодарна – учитель информатики и ИКТ МОУ Лицей №1 – Феоктистова Оксана Евгеньевна