Системы управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных

Разделы: Информатика


Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся давно (более 40 лет). Система образования всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В тоже время эти программные средства никогда не обеспечивали потребности педагога.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

МОУ “Лицей №1” является профильной физико – математической школой. По учебному плану данного профиля на изучение информатики и информационных технологий отводиться 4 часа в неделю в 10 классе и 4 часа в неделю в 11 классе. Поэтому программа для основной (полной) школы модифицируется, утверждается на НМС лицея. В данную программу приходиться укладывать весь изучаемый материал. Эффективность изучения той или иной темы можно осуществить используя программные продукты, которые разрабатываются как самим учителем, так и с помощью учащиеся.

Вашему вниманию предоставляется конспект урока по теме: “Освоение системы управления базой данных Access. Создание структуры табличной базы данных” для 10 “В” класса, обучающегося по учебнику “Информатика и информационные технологии” 10 – 11 класс под редакцией Н.Д. Угриновича.

Тема урока: “Освоение системы управления базой данных Access. Создание структуры табличной базы данных”.

Цели обучения:

  • дать общую характеристику системы управления базой данных (СУБД) и объектов базы данных;
  • обучить основным технологоческим приемам создания и редактирования однотабличных баз данных.

Учащиеся должны знать:

  • назначение базы данных;
  • структуру и основные объекты базы данных;
  • основные технологические приемы;
  • создания и редактирования базы данных;
  • сортировки и фильтрации данных;
  • представления информации базы данных в виде форм и отчетов.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать однотабличную базу данных;
  • проводить сортировку и фильтрацию данных;
  • создавать и редактировать форму и отчет;
  • выполнять технологические приемы работы в среде СУБД Access.

Ключевые понятия:

  • база данных;
  • система управления базой данных (СУБД);
  • таблица;
  • поле;
  • запись;
  • сортировка;
  • фильтр;
  • запрос;
  • форма;
  • отчет.

Вид урока: урок-объяснение нового материала.

Оборудование: компьютеры.

Цель урока:

  • научить учащихся работать в среде СУБД, а именно создавать форму ввода, запросы, отчеты и познакомить с основными понятиями базы данных.

Новые понятия:

  • база данных;
  • структурирование данных;
  • поле;
  • запись;
  • таблица;
  • структура базы данных.

Опорные понятия: информационная модель.

Задачи учителя:

  • научить учащихся работать в базе данных, импортировать файлы из других офисных приложений, составлять отчеты в созданной базе;
  • описать основные объекты базы данных.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин;
  2. Повторение материала предыдущего урока – 5 мин;
  3. Новый материал – 25 мин; (конспект учителя прилагается)
  4. Закрепление материала – обобщить все ключевые и основные понятия – 8 мин; на втором уроке – выполняем практическую работу “Атлас для курсовой” – 30 мин;
  5. Физкультминутка – 3 мин;
  6. Заключительный этап – 7 мин; подведение итогов, выставление оценок в журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение материала предыдущего урока

Учитель приводит примеры баз данных. Наиболее знакомый учащимся пример некомпьютерной базы данных – это библиотечный каталог. Хотя, надо заметить, что не все ученики этого возраста хорошо представляют, что это такое имеют опыт работы с библиотечным каталогом. Рекомендуется обсудить, как устроен каталог, какие в нем представлены данные, как осуществляется поиск книги. Приведите примеры других некомпьютерных баз данных (телефонный справочник, школьный журнал). Обсудите, какая информация представлена, как она расположена и как с ней работают. Также необходимо вспомнить понятие информационных моделей всех баз данных.

III. Новый материал (конспект учителя).

Рассмотрим какие существую базы данных? Какие представлены объекты в MS Access?
Существуют три типа базы данных: иерархические, сетевые, табличные или реляционные. Иерархические базы графически могут быть представлены как перевернутое дерево, состоящие из объектов различных уровней (например, иерархической БД является каталог папок Windows).
Табличные или реляционные базы представлены в виде таблиц, состоящую из вертикальных столбцов и горизонтальных строк. Вертикальные столбцы принято называть – полями, а горизонтальные строки – записями. Единицей хранимой информации является горизонтальная строка – запись, которая хранит информацию.
Сетевая база данных является обобщением иерархической за счет допущения объектов, имеющих более одного предка. Вообще, на связи между объектами в сетевых моделях не накладывается никаких ограничений (сетевой базой данных является Интернет).

Объекты MS Access.

1. Таблица – является базовым объектом MS Access.

2. Форма не является самостоятельным объектом MS Access, она просто помогает вводить, просматривать и модифицировать информацию в таблице или запросе.

3. Запрос и отчет – выполняют самостоятельные функции, запрос позволяет получить нужные данные из одной или нескольких таблиц, а отчет предназначен для печати данных.

4. Макрос – набор специальных макрокоманд (открыть форму, напечатать отчет).

5. Модуль – это программа, написанная на специальном языке.

IV. Закрепление нового материала – обобщение ключевых понятий.

1. Вопросы для устного разбора темы урока:

  • Чем отличаются сетевые базы данных от реляционной базы данных?
  • Какие существуют виды объектов MS Access?
  • Что такое информационная модель?

2. Выполнение практической части (отработка практических навыков работы с базами данных).

Практическая работа рассчитана на 6 уроков, сегодня мы будем пользоваться следующим материалом: это файл – Атлас, файл – бланк для ответов, методическое пособие для работы в базе данных.

– Сегодня мы будем пользоваться методическим пособием, темы №1, №2, №3, которые приведены ниже. Файлы других документов хранятся на рабочем столе в папке Атлас.

Постановка задачи Атлас (см. Приложение 1, Приложение 2)

Задание 1. На основе существующих данных создать таблицу базу данных, которая характеризовала бы распределение населения и территории по странам мира и континентам. Используя полученную таблицу, фильтр и поиск, ответить на вопросы.

Задание 2. Для полученной таблицы создать форму для ввода и работы с данными. Используя полученную форму, фильтр и поиск, ответить на вопросы.

Задание 3. Для полученной таблицы создать отчет по данным. Скорректировать отчет в режиме конструктора. Создать Автоотчет. Скорректировать отчет в режиме конструктора.

Задание 4. Для полученной таблицы создать запросы на выборку по данным.

Задание 5. Для полученной таблицы и созданных форм, отчетов, запросов разработать Кнопочную форму.

  1. Необходимо разработать структуру Кнопочной формы.
  2. Выбрать объекты, которые будут включены в Кнопочную форму.
  3. Выбрать команды, соответствующие этим объектам.
  4. Разработать Внешний вид Кнопочной формы.

Тема 1: “Создание таблиц путем импорта из других приложений”.

Задание. Создать базу данных, которая характеризовала бы распределение населения и территории по странам мира и континентам. Письменно ответить на вопросы.

Ход выполнения задания.

  1. Создать таблицу путем импорта данных из файла Атлас для курсов.xls.
    1. Для выполнения задания необходимо:
      1. Подготовить файл Атлас для курсов.xls для импорта данных.
        На каждом листе:
        1. Добавить столбец Материк.
        2. Указать в этом столбце для каждой страны название материка, на которой она находится.
        3. Убрать лишние строки (строки, содержащие название материка, фразу “Факты и цифры”, пустую строку).
    2. Выполните импорт данных для каждого листа файла Атлас для курсов.xls:
      1. Кнопка “Создать”? Импорт таблиц? Тип файлов указать Microsoft Excel? Имя файла Атлас для курсов.xls
      2. Указать флажок “Первая строка содержит заголовки столбцов”.
      3. Каждый лист импортировать в новую таблицу.
      4. Название полей оставить, как было в исходной таблице.
      5. Ключ не создавать.
      6. Имя таблицы задать по названию материка.
  2. После импорта данные объединить в одну таблицу с именем Земля.
    1. Для этого за основу взять любую из таблиц.
    2. Переименовать ее в “Земля”.
    3. Скопировать в нее данные из других таблиц.
    4. Если при копировании возникли ошибки, смотреть таблицу “Ошибка вставки”.
    5. Пустые строки из таблицы удалить.
  3. Используя фильтры и поиск, сделать выборки по вопросам.
    Для записи ответов откройте лист “Таблица” в файле Для ответов.xls.
    1. Указать общее число записей в таблице Земля.
    2. Определить сколько стран находится на каждом материке.
    3. Определить страны, площадь которых больше, чем 100 тыс. км2.
    4. Определить страны, площадь которых меньше, чем 3 тыс. км2.
    5. Определить страны, население которых больше, чем 100 млн. человек.
    6. В какой стране валюта – бат?
    7. В какой стране валюта – квача?
    8. Столица какой страны – город Додома?
    9. В какой стране нет официального языка?

Тема 2: “Создание формы ввода для готовой таблицы”.

Задание. Дана готовая таблица с базой данных, которая характеризовала бы распределение населения и территории по странам мира и континентам. Создать форму для ввода и работы с данными. Используя полученную форму, фильтр и поиск, письменно ответить на вопросы.

Теоретическая часть. Алгоритм создания формы ввода.

 

В разделе объекты выбрать Формы.
Создайте форму с помощью мастера.

В разделе Таблицы и запросы выберите нужную таблицу
(в примере – таблица Регистрация)

Из раздела Доступные поля при помощи кнопок перевести в
Выбранные поля нужные (в примере – все).

Выберите внешний вид формы из стандартных, используя группу выбора (в примере – в один столбец). Внешний вид определяется методом перебора элементов группы.

Выберите требуемый стиль из стандартных, используя Список (в примере – Стандартный). Требуемый стиль определяется методом перебора элементов Списка.

Задайте индивидуальное имя для формы. Желательно задать емкое имя, чтоб не спутать его с другими формами

Флажок “Просмотреть форму” позволит перейти сразу в режим “Просмотра”.

Флажок “Изменить макет формы” позволит перейти сразу в режим “Конструктора”.

Если нужно, выведите справку, пометив соответствующий флажок.

Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Готово”

Ход выполнения задания.

  1. Создать форму ввода, используя таблицу из файла Атлас.mdb.
    Для выполнения задания необходимо:
    1. Найти и открыть файл Атлас.mdb.
    2. Перейти к объектам формы, используя соответствующую кнопку.
    3. Выбрать “Создание формы с помощью мастера”.
      1. Следовать указаниям мастера для таблицы Земля.
      2. В форму включить все поля.
      3. Внешний вид выбрать “В один столбец”.
      4. Стиль выбрать “Рисовая бумага”.
      5. Имя формы задать “Основная”.
  2. Используя фильтры и поиск, сделать выборки по вопросам.
    Для записи ответов откройте лист “Форма” в файле Для ответов.xls.
    1. Указать общее число записей в таблице Земля.
    2. Определить сколько стран находится на каждом материке.
    3. Определить страны, площадь которых больше, чем 100 тыс. км2.
    4. Определить страны, население которых больше, чем 100 млн. человек.
    5. В какой стране валюта – угия?
    6. Столица какой страны – город Уагадугу?
    7. Определить сколько стран, в которых валюта – франк КФА и официальный язык – испанский?
    8. Определить сколько стран, в которых валюта – франк КФА и официальный язык – французский?
    9. Определить сколько стран, официальный язык в которых английский или французский?
  3. Создать форму, используя автоматическое создание средствами Access.
    1. Нажать кнопку “Создать”.
    2. Выбрать “Автоформа: Ленточная”. Выбрать в поле со списком таблицу Земля.
    3. Сохранить форму под именем “Лента”.
    4. В режиме Конструктора отредактировать форму:
      1. Чтобы название полей было видно полностью. Можно название расположить в несколько строк.
      2. Чтобы данные в каждой записи были видны полностью. Для этого отредактировать высоту и ширину объектов в Области данных.
    5. В режиме Формы проверить результаты редактирования для всех записей.

Тема 3: “Создание отчетов для готовой таблицы”.

Задание. Дана готовая таблица с базой данных, которая характеризовала бы распределение населения и территории по странам мира и континентам.

  1. Создать отчет по данным. Скорректировать отчет в режиме конструктора.
  2. Создать Автоотчет. Скорректировать отчет в режиме конструктора.

Теоретическая часть. Создание отчетов с помощью мастера.

Для создания отчета необходимо выбрать:
  • Объект-вкладку “Отчеты”;
  • Далее “Создание отчетов с помощью мастера”.
В разделе “Таблицы и запросы” выберите таблицу (запрос), по которой будет создаваться отчет
Из раздела “Доступные поля” в раздел “Выбранные поля” при помощи кнопок переместить поля, данные из которых будут использоваться в отчете

Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее”

Уровни группировки позволяют объединить данные в однотипные группы и подгруппы. Порядок размещения полей на образце определяет порядок объединения данных. Окно просмотра покажет, как разместятся данные.
При помощи кнопок можно установить или убрать уровни группировки.

Изменение уровня подчинения можно кнопками уровня

При помощи кнопки можно задать интервалы группировки

Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее”

Если необходимо, задайте порядок сортировки записей, выбрав из списка имя поля
Кнопка Итоги позволит произвести вычисления, выполняемые для записей
Окно просмотра покажет, как разместятся данные.

Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее”

Здесь для числовых полей можно вычислить промежуточные итоги, пометив флажки для следующих функций:
Sum – сумма чисел;

Avg – количество значений;

Min – наименьшее значение;

Max – наибольшее значение

Если нужно, можно показать только итоги, пометив группу переключателей.

Если нужно, можно вычислить проценты, пометив флажок.

Когда все установки сделаны, нажмите кнопку “ОК”

Выберите вид макета для отчета.

Макет обозначьте, пометив флажок группы переключателей.

Для отчетов, не помещающихся на одном листе, пометьте флажки “Ориентация” и “Настроить ширину полей для размещения на одной странице”

Окно просмотра покажет, как разместятся данные.

Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее”

Выбор типового стиля даст возможность авто оформления с использованием заранее заданных стилей.

Окно просмотра покажет, как разместятся данные и образцы заголовков.

Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Далее”

Задайте индивидуальное имя для данного отчета. Желательно задать емкое имя, чтоб не спутать его с другими отчетами
Флажок “Просмотреть отчет” позволит перейти сразу в режим “Просмотра”.

Флажок “Изменить макет отчета” позволит перейти сразу в режим “Конструктора”.

Если нужно, выведите справку, пометив соответствующий флажок.

Когда выбор сделан, нажмите кнопку “Готово”

Редактирование отчетов с использованием режима “Конструктор”.

В режиме просмотра можно увидеть результаты работы мастера.

Если отчет занимает больше одной страницы, то для обзора доступна только одна страница. Используйте кнопки для доступа к другим страницам.

Также можно изменить масштаб с помощью следующих кнопок.

Если отчет готов, его можно распечатать кнопкой “Печать”

Чтобы отредактировать, используйте кнопку “Конструктор”

Редактируя нужные элементы, создайте отчет нужного вида.

Работа с объектами происходит как с Рисунком. Для удобства редактирования группы объектов используйте Команды из меню Формат: Выровнять, Размер, Интервал по горизонтали, Интервал по вертикали.

Можно использовать элементы управления

Не забудьте просмотреть результате в режиме “Просмотра”

Если отчет готов, его можно распечатать кнопкой “Печать”

Ход выполнения задания.

  1. Создать отчет, используя таблицу из файла Атлас.mdb. Для выполнения задания:
    1. Найти и открыть файл Создание отчета.doc.
    2. Внимательно изучить Алгоритм Создание отчетов с помощью мастера.
    3. Найти и открыть файл Атлас.mdb.
    4. Перейти к объектам отчеты, используя соответствующую кнопку.
    5. Выбрать “Создание отчета с помощью мастера”.
      1. Следовать указаниям мастера для таблицы Земля.
      2. В отчет включить все поля.
      3. Уровень группировки по Материк.
      4. Сортировки для 1. задать поле Страна по возрастанию.
      5. Занести Итоги (по кнопке Итоги Sum) для полей Площадь и Население, Показать данные и итоги.
      6. Выбрать вид макета Структура1, Настроить ширину полей для размещения на одной странице. Ориентация Альбомная.
      7. Стиль выбрать “Строгий”.
      8. Имя отчета задать “Основной”.
    6. Просмотреть готовый отчет в режиме Предварительного просмотра.
    7. В режиме Конструктора скорректировать:
      1. в разделе Заголовок группы Материк – Надписи полей.
      2. в разделе Область данных – размеры Полей.
  2. Создать отчет, используя автоматическое создание средствами Access.
    1. Нажать кнопку “Создать”.
    2. Выбрать “Автоотчет: Ленточный”. Выбрать в поле со списком таблицу Земля.
    3. В режиме Конструктора скорректировать отчет.
    4. В режиме Предварительного просмотра проверить результаты редактирования для всех записей.
    5. Сохранить отчет под именем “Лента”.
  3. Создать отчет, используя только некоторые поля, средствами Access.
    1. Выбрать “Создание отчета с помощью мастера”.
      1. Выбрать таблицу Земля.
      2. В отчет включить поля в следующем порядке: Материк, Столица, Страна.
      3. Уровень группировки по Материк.
      4. Сортировки для 1. задать поле Столица по возрастанию.
      5. Выбрать вид макета По левому краю1, Настроить ширину полей для размещения на одной странице. Ориентация Книжная.
      6. Стиль выбрать “Строгий”.
      7. Имя отчета задать “По трем полям”.
    2. Просмотреть готовый отчет в режиме Предварительного просмотра.

В режиме Конструктора скорректировать.

VI. Заключительный этап – учитель проверяет практические задания по бланкам ответов (файлы для ответов) учащихся и выставляет оценки в журнал.

Домашнее задание: стр. 158–164, т.5.1., устно стр. 171, вопросы 1–7. Придумать свою базу данных и принести на электронном носителе.

Файлы для практической работы представлены в электронном варианте на дисках. Заранее благодарна – учитель информатики и ИКТ МОУ Лицей №1 – Феоктистова Оксана Евгеньевна