Педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Центр внешкольной работы” г. Кременки Жуковского района Калужской области.
Цели:
- формирование у ребят основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти;
- развитие их творческих способностей и задатков;
- утверждение в сознании школьников представления об образе, типе на национальном или региональном уровне;
- овладение необходимыми навыками и умениями в создании художественного образа поделки на основе повтора, вариации, импровизации.
Задачи:
- расширение представлений детей о народных традициях (внимательно вглядывайся, запоминай, сохраняй целостность культуры);
- формирование представлений о гармоничном единстве культуры России;
- формирование умения планировать свою деятельность, распределять операции, оценивать результат;
- воспитание внимательного и бережного отношения к истории своего народа;
- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.
Предварительная работа:
1. Изготовить костюм для снеговика (для этого потребуется 3 заготовки из белой ткани, оранжевая ткань для изготовления носа, синтепон для набивки).
2. Изготовить снежки из ваты (по количеству детей).
3. Изготовить открытки с посланиями и новогодними поздравлениями:
- Январь – году начало.
- Месяц январь – зимы государь.
- Январь всему году запевала.
- Январь – году начало, зиме середина.
- Январь на порог, прибыло дня на воробьиный скок.
- Январь – весне дедушка.
- В январе растет день, растет и холод.
- С января солнце на лето поворачивает.
4. Изготовить послание предков – кроссворд.
5. Изготовить образец поделки – АНГЕЛ – из ткани.
6. Приготовить новогоднее угощение для Снеговика.
Продукты для приготовления праздничного рождественско-новогоднего блюда:
(4 порции) – 1 кг. творога, 3 столовые ложки сахарной пудры, 1/2 чайной ложки ванильного сахара, изюм 24 штуки, апельсиновые цукаты, 4 яблока, 4 сладкой соломки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка. “Здравствуй, гостья Зима” (народная).
Дети вместе с ведущим проходят в класс. Посередине класса стоит снеговик – он грустный (на пол около снеговика можно немного налить воды – лужица). В сумке у снеговика находятся открытки с загадками, пословицами, приметами января.
Дети рассаживаются за рабочие столы, где находится материал для изготовления поделки “Рождественский Ангел”.
Материалы и оборудование: кусок белой ткани, белые нитки, тесьма, кусок ваты или синтепон для набивки головы, картон, карандаши, кисти, гуашь, фломастеры, ножницы, клей, фольга, пластиковые коробки от майонеза, сметаны и т.п.
Ведущий: Здравствуй Снеговик, отчего ты такой грустный?
Снеговик: Как же мне не грустить, ведь в этом году про меня все совсем забыли. И я остался без новогоднего подарка, и елочка моя в лесу грустит одна, потому что у неё нет украшений, так как мне никто не помог их сделать. А следующий новогодний праздник будет только через год.
Ведущий: Не грусти, Снеговик, мы обязательно тебе поможем. Но для начала я предлагаю всем отгадать кроссворд. В предложенном кроссворде Вы должны отгадать ключевое слово.
1. Щиплет уши, щиплет нос, Значит рядом Дед … (МОРОЗ) 2. Коль душой и сердцем
молод, 3. Словно снежная пылинка, 4. Голубой, как небосвод, 5. Зверька узнаем мы с тобой |
6. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце её припечет, Заплачет она и умрет …(СОСУЛЬКА) 7. Шоколадная
конфета – 8. Снежный ком мы слепим вмиг. 9. Снежный праздник к нам идет |
Все разгадывают кроссворд.
Ведущая: Молодцы, дети, вы очень быстро разгадали главное ключевое слово кроссворда.
Помню я как в детстве, в первый раз,
Слышала о РОЖДЕСТВЕ рассказ.
Я была взволнована до слез,
Ведь родился маленький Христос.
Снеговик: А что такое РОЖДЕСТВО?
Ведущая: А ты не знаешь?
Снеговик: У меня слишком маленький жизненный опыт.
Ведущая: Ну, тогда это простительно. Слушайте, я вам расскажу.
Рождество – это праздник, который непосредственно связан с религиозными убеждениями людей. В западных странах его празднуют за неделю до наступления Нового года – 25 декабря, а в России и странах, исповедующих православие, согласно православному календарю – через неделю после наступившего Нового года – 7 января. Поэтому в нашей стране Рождество является как бы продолжением Нового года. Оттого и атрибуты у него такие же – елка, подарки, сказочная атмосфера, которая сопровождает нас в течение всего праздника. Рождество – большая радость и для детей и для взрослых, потому что не закончена новогодняя сказка и есть возможность еще раз получить подарок .
Было это давным-давно, 2000 лет тому назад. В маленьком еврейском городке Вифлееме жила семья — молодая женщина по имени Мария и ее муж Иосиф. Однажды во время путешествия в город Иерусалим ночь застала путников, и они стали искать ночлег. Ко многим в дом просились Мария и Иосиф, но напрасно. Наконец, один человек сжалился над ними и пустил переночевать в сарай для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а бог. Он спасет мир от страданий и грехов, но за это сам будет вынужден страдать, поэтому его стали называть нашим Спасителем. В ознаменование рождения Иисуса Христа на небе загорелась новая звезда. И люди пошли за звездой, чтобы поклониться Иисусу и его матери. Они принесли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.
С включением ели в рождественскую христианскую обрядность она стала символизировать начало годового цикла и жизнь в целом. Плод ели, еловая шишка, содержит суть этой жизни, огонь жизни, ассоциируется с началом, восстановлением здоровья.
Сама ель из-за её формы выступала в качестве символа огня. Из ветвей еловых растений принято плести венки, декорируя их яркими шарами, разноцветными лентами.
Сами елочные украшения часто служат напоминанием о чудесном рождении Спасителя. Верхушка ели украшается фигуркой ангела или звездой, колокольчики и посохи напоминают о пастухах, первыми узнавшими о приходе в мир Христа.
Традиционная русская кукла проста в изготовлении, но вместе с тем оригинальна, так как добрых русских кукол изготавливали без ножниц и игл. У всех кукол есть своя история, есть своя история и у Рождественского ангела, которая нам пока полностью неизвестна, но ждет своего пытливого исследователя.
Детям представляются образцы Рождественского ангела для просмотра, изготовленные из разного материала, и предлагается самостоятельно изготовить поделку Рождественского ангела.
ПОРЯДОК РАБОТЫ:
1 вариант изготовления ангела
Рождественского ангела делают из простого
лоскута белой ткани размером 15x15 см без помощи
иглы, только перевязывая лоскут нитью. При изготовлении куклы сначала лоскут перегибают по диагонали пополам. Затем в центр его закладывают вату или синтепон. Комок обтягивают в центре лоскута, и закрепляют нитью (рис. а). Расправив в стороны два противоположных края лоскута, сложенных по диагонали, другие два противоположных края расправляют вниз. Белой нитью или узкой светлой тесьмой сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс, а затем от пояса через грудь куклы — крест-накрест (рис. б). Боковые края лоскута расправляют крыльями, а на голову куклы повязывают ленту или тесьму (рис. в). |
2 вариант изготовления ангела
Ангела можно вырезать из фольги, картона,
пластиковой коробочки, крышки от майонеза.
Данную поделку можно использовать в качестве
поздравительной рождественской открытки. |
В процессе работы детей в класс незаметно
заносится искусственная елка.
После завершение работы Снеговик размещает все
поделки детей на елку.
Ведущая: Есть еще одна отличительная черта Рождества – это гадание под Рождество. Гадать – значит испытывать судьбу, надеясь на удачу. Во время гадания в памяти люди держат только три заветных слова: ЖЕЛАЮ, НАДЕЮСЬ, ИСПОЛНИТСЯ. Именно эти заветные слова слышны в современных поздравительных новогодних открытках.
Рождественские поздравления впервые появились на специальных почтовых открытках в Англии в 1843 году. С тех пор изготовление красочных поздравительных миниатюр, отражающих рождественскую символику, превратилось в своеобразную отрасль изобразительного искусства.
Снеговик: Да я совсем забыл о том, что принес очень красивые поздравительные открытки, которые прошу вас прочитать около нашей елки (раздает детям открытки с приметами и новогодними поздравлениями). Дети по очереди зачитывают поздравительные открытки.
Снеговик: Рождество по древней традиции семейный праздник. Все родные собираются за праздничным столом и пробуют различные рождественские блюда. Все блюда рождественской праздничной трапезы заключают в себе сокровенный смысл магии первого дня. Различные блюда национальной кухни сохранили свои традиции. И я очень хочу вас сегодня угостить одним новогодним блюдом, которое называется “Творожный снеговик”.
(Снеговик угощает всех присутствующих своим блюдом – заранее приготовленным).
Ведущая: А теперь я предлагаю вам поиграть в одну интересную игру.
Объясняются правила игры.
Дети стоят вокруг Снеговика.
“К Снежной бабе близко, близко подойдем. (Подходят)
Снежной бабе низкий, низкий наш поклон. (Кланяются)
Мы поскачем вокруг бабы поскорей. (Прыгают)
Мы похлопаем в ладоши веселей. (Хлопают)
Мы над бабой посмеемся ха-ха-ха.
Хороша ты наша баба, хороша. (Хлопают)
Снеговик выбирает среди детей водящего, который становится в круг, после чего игра продолжается сначала.
Снеговик: Огромное спасибо вам, дети, за то, что вы помогли мне нарядили елочку, и она теперь красивая и веселая и у меня, глядя на неё, появилось праздничное настроение. В знак благодарности я предлагаю всем поиграть в мою любимую игру со снежками. Снеговик всем раздает снежки и объясняет правила игры.
Дети стоят врассыпную с поднятыми вверх руками, опускают руки и топают в такт.
Мы танцуем со снежками.
Посмотрите все на нас.
Вот так топаем ногами
Дружно, дружно раз-два-раз.
А теперь снежки положим
Прямо на пол, вот сюда.
И похлопаем в ладоши
Раз-два-раз, два-раз-два. (хлопают).
После чего игра повторяется.
Ведущая: На этом наше занятие заканчивается.
Сегодня на занятии мы познакомились с православным праздником Рождеством Христовым с его обычаями. В канун праздника я желаю вам счастья, здоровья, удачи, благополучия.
Я предлагаю вам погадать на погоду на предстоящий год.
Для этого вы должны записать наблюдения за первыми двенадцатью днями января, по известному поверью, именно так определяют погоду на 12 месяцев.