Тема. “Поэзия русской природы”. Пушкин А. С. “В этот год…”, Есенин С. А. “Поёт зима – аукает”. И. А. Бунин. “Первый снег”.
Цель. развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, формирование личностного видения окружающего мира.
Задачи.
- Раскрыть идею и смысл стихотворений.
- Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.
- Учить выразительности чтения.
- Выучить одно стихотворение наизусть.
Оборудование.
- Портреты А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
- Толковый словарь С. И. Ожегова.
План.
- Информационный ввод учителя – 2 мин.
- Речевая разминка – 2 мин.
- Работа со стихотворным текстом до чтения – 3 мин.
- Работа со стихотворным текстом во время чтения – 7 мин.
- Разучивание стихов (работа в парах сменного
состава) –20 мин.
Контроль учителя за работой пар: Науменко – Рунк; Вегнер – Кукина. - Декламация разученных стихотворений – 6 мин.
- . Работа со стихотворным текстом после чтения (творческое задание) – 3 мин.
- . Итог урока.
ХОД УРОКА
I. Информационный ввод учителя
Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что же такое поэзия? (Стихи).
– Прочтите предложения:
- Поэзия зимнего утра.
- Поэзия зимнего леса.
- Поэзия родной природы.
– Что теперь вы скажете о поэзии? Каким другим словом можно заменить слово поэзия? (Красота).
– Прочитайте эти предложения вновь, заменив слово поэзия словом красота.
– Сколько же значений имеет слово поэзия, обратимся к словарю С. М. Ожегова.
- Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.
- Поэзия – красота, прелесть чего-либо.
– В мире поэзии слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения.
II. Речевая разминка
– Прочтите слова, чётко выговаривая звуки.
Шум, лес, гам, всплеск.
– Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково).
– Это один из признаков стихотворений. Как он называется? (Рифма).
– Все ли слова мы произносим одинаково?
– А как этот признак называется в стихотворении? (Интонация).
– Прочитайте скороговорку:
“Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки”.
– А сейчас попробуйте сказать эту скороговорку, произнося её восторженно. (Какой усердный ученик!)
– А если её произнести с удивлением? (Почему щёки в чернилах?)
– А теперь отгадайте загадку.
“Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь”. (Жук).
– Какой звук вам помог отгадать эту загадку? (ж).
– Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, кричат птицы и многое другое. Этим средством часто пользуются поэты, и называется это звукопись.
III. Работа со стихотворным текстом до чтения
– Сегодня нас ожидает встреча с великими русскими поэтами. Прочитайте их имена.
– У этих стихотворений нет названий, но есть иллюстрации, рассмотрите их и выскажите свои предположения, на какую тему эти стихи?
IV. Работа со стихотворным текстом во время чтения
– Прочтите отрывок из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина про себя. Уточним свои предположения. Что описывает А. С. Пушкин? (Приход зимы, первый снег).
Чтение по частям вслух.
I часть.
– Какое состояние природы рисует поэт?
II часть.
– Что увидела Татьяна утром в окно?
– Какое чувство могло охватить Татьяну, когда она увидела, как преобразилась земля?
– Как понимаете “Деревья в зимнем серебре”?
Итоговые вопросы.
- Как вы думаете, что чувствовал поэт, когда создавал это стихотворение?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Прочитаем ещё раз это стихотворение, передавая настроение и чувства поэта.
- Прочтите стихотворение С. Есенина про себя.
- Какие картины возникают при чтении этого стихотворения? (Зимний лес, двор).
Чтение по частям вслух.
I часть. – Как описывает поэт зимний лес?
II часть. – С кем сравнивается метель?
III часть. – Какое чувство вызывают у поэта
воробышки?
IV часть. – Какой вопрос ты задал бы товарищу по
этой части? (Какой снится в студёную зиму
воробышкам весна?).
Итоговые вопросы.
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Нет грусти, а задумчивое любование красотой).
Чтение стихотворения “Первый снег” И. А. Бунина.
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
на поля и на леса,
ярким пурпуром зажглися
пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
а с рассветом на село,
на поля, на сад пустынный
первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
белой скатертью полей
мы простились с запоздалой
вереницею гусей.И. А. Бунин.
– Что объединяет эти два стихотворения? (Во-первых, на одну тему; во-вторых, проникнуты чувством любви к родной природе).
Физминутка
- Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, назовёт любое снежное слово, а класс угадывает, кто его сказал.
- Открыли глаза, встали и понаблюдали, как эта снежинка будет кружиться под порывами ветра по заданной траектории (по таблице Базарного).
V. Разучивание стихов (работа в парах сменного состава)
– А теперь наша задача – выучить эти стихи наизусть.
– Повторим алгоритм разучивания стихотворений по методике А. Г. Ривина.
Алгоритм разучивания стихов
I. Работа с первым партнёром.
- Первый партнёр читает вслух первую строфу своего стихотворения. (Второй партнёр закрывает глаза и мысленно “рисует” картину, созданную поэтом).
- Второй партнёр читает первому вслух эту же строфу. (Первый партнёр, закрыв глаза, “рисует” себе картину увиденного).
- Первый партнёр читает вслух ещё раз первую строфу “своего” стихотворения, разбирая каждую строчку на уровне понимания.
- Первый партнёр ещё раз пробегает глазами эту же строфу, пытаясь пересказать её наизусть.
- Он же, восстанавливая в памяти первую строфу, “отстукивает” средним пальцем ритм.
- Таким же образом (по пунктам 1-5) работают над первой строфой стихотворения второго партнёра.
II. Переход в новую пару.
- Первый партнёр рассказывает первую строфу своего стихотворения (второй партнёр проверяет по учебнику и помогает).
- Первый партнёр читает вслух вторую строфу своего стихотворения (над ней работают так же, как над первой строфой с первым партнёром по пунктам 1-5).
- Второй партнёр читает вслух вторую строфу своего стихотворения (первый партнёр проверяет по учебнику и помогает).
- Второй партнёр читает вслух вторую строфу своего стихотворения (над ней работают так же, как над первой строфой с первым партнёром по пунктам 1-5).
III. Переход в новую пару.
- Первый партнёр рассказывает первую и вторую строфу своего стихотворения. Отрабатывают третью строфу по пунктам 1-5.
- Второй партнёр рассказывает первую и вторую строфу своего стихотворения. Отрабатывают третью строфу по пунктам 1-5.
Переходов в новую пару будет столько, сколько
строф в стихотворении.
После работы в парах сменного состава даётся 3
минуты для индивидуальной работы и подготовки к
декламации.
Работа учащихся в парах сменного состава.
VI. Декламация разученных стихотворений
VII. Работа со стихотворным текстом после чтения (творческое задание)
– Подберите слова, рифмующиеся с данными словами.
Снежинки – …
Зима – …
Мороз – …
Речка – …
– А теперь попробуем написать стихотворную строчку по его началу – “Как прекрасен зимний лес…”
VIII. Итог урока
– С помощью мимики (улыбнитесь, нахмурьтесь) покажите, понравился ли вам урок?
– Что понравилось?
– Что удивило?
– Что запомнилось?
– Спасибо за работу на уроке!