Тема: Деление многозначных чисел на однозначное.
Цель:
- Отрабатывать навыки решения примеров, решения задач.
- Развивать логическое мышление.
- Прививать любовь к Родине, родному краю.
Оборудование: карточки для устного счета – игра ''Домино’’, карточки с датами, длинами рек Оби и Иртыша фамилия Дунин-Горкавич.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Сегодня мы будем отрабатывать навыки деления многозначных чисел на однозначные, а заодно узнаем о нашем крае.
II.Устный счет
1. Игра "Домино".
Написанные заранее примеры розданы детям. Ребенок выходит к доске, прочитывает пример и говорит сосчитанный ответ. К нему должен присоединиться другой ребенок, у которого первое число примера является ответом предыдущего. Получилась цепочка. Карточки с числами перевернуть, получается слово СИБИРИАДА (в переводе с тюркского языка СИБ – засыпающая, ИР – земля. Засыпающая земля).
7 * 6 = 42
27 * 3 = 81
42 : 2 =21
81 : 9 = 9
21: 7 = 3
9 * 5 = 45
3 * 9 = 27
45 : 3 = 15
15 * 5 = 75
– Что значит для нашего округа число 75? Верно, нашему округу в этом году исполняется 75 лет.
2. Решив эти два примера, мы узнаем две даты, связанные с нашим городом.
2005 – 368 1637 Указом Михаила Романова |
2005 – 75 1930 10 декабря |
Пока 2 ученика у доски решают примеры, весь класс работает с учителем.
3. Задача.
– Я задумала два числа. Сумма этих двух чисел 75. Разность 25. Какие два числа я задумала?
(75 – 25) : 2 + 25 = | 50 и 25 |
Проверка примеров и объяснение дат.
III. Ребята, кто назовет реки, у слияния которых стоит наш город? Да, Иртыш и Обь. А знаете ли вы, какова длина этих рек? Давайте решим задачу по номером 1 и узнаем.
Сумма длин двух великих рек 8593км. Разность длин этих рек 97км. Причем Обь длиннее Иртыша. Найди длину каждой реки.
1. 8593
– 97
8496 (км) – сумма двух рек без разности.
2. 8496 : 2 = 4248 (км). – длина реки Иртыш.
3. 4248 + 97 = 4345(км). – длина реки Обь.
Ответ: длина реки Иртыш 4248км, Оби 4345км.
IV.
Иртыш и Обь. Здесь я родилась.
Здесь детство все прошло мое.
Я помню, в шлюпку весело садились.
Затем тянули сеть, кричали Будем есть уху!
– Что такое уха? Верно, это суп из рыбы. Наш край богат рыбой. Названия каких рыб вы знаете? А вот сколько всего видов рыб в реках и озерах нашего округа вы вряд ли сможете назвать. Давайте сосчитаем. (столбиком)
378 : 9 = 42 вида рыбы
V. Физминутка
“Рыбаки”.
1. Выполняют движения при рыбалке на удочку.
2. Выполняют движения при рыбалке неводом.
VI. Разминку сделали, вспомнили движения, которые пригодятся при рыбалке. А сейчас мы будем рыбачить. Вместо рядов у нас будут бригады. Чтобы решить такие примеры, что нужно вспомнить? Верно, нужно вспомнить величины, а потом все числа возвести в единую величину, только потом решать.
1 ряд
29т 7 ц 29 кг + 63 т 9 ц 35 кг – 37 т 12 кг = 56652 кг
1. 29729 + 63935 93664 |
2. 93664 – 37012 56652 |
2 ряд
72 т 356 кг – 14 т 672 кг + 3 т 5 ц = 61184 кг
1. 72356 – 14672 57684 |
2. 57684 + 3500 61184 |
3 ряд
19 т 2 ц + 65 т 245 кг – 27 т 98 кг = 57347 кг
1. 19200 + 65245 84445 |
2. 84445 – 27098 57347 |
– МОЛОДЦЫ!
VII. А чем еще богат наш край? Да, это пушнина, древесина, торф, нефть, газ…
Задание по рядам. Решение выполнить столбиком.
1 ряд Узнать когда был дан первый фонтан нефти. 13713 : 7 = 1959 год 25 сентября в Шаиме. |
2 ряд Узнать когда был дан первый фонтан газа. 15624 : 8 = 1953 год 21 сентября в Березово. |
VIII. Самостоятельная работа
– А кроме рыбы, нефти, газа, пушнины наш край богат природой. Много видов грибов, ягод, растений. Первый ученый который описал природу нашего края был…. А вот кто это, мы узнаем решив эти примеры. Кстати, в его честь одна из улиц нашего города носит его имя. Решите примеры под номером 2 столбиком.
ДУНИН – ГОРКАВИЧ
Д 875 : 7 = 125 У 720 : 6 = 120 Г 518 : 7 = 74 Н 920 : 8 =115 О 504 : 7 = 72 А 522 : 9 = 58 |
И 594 : 6 = 99 Р 567 : 9 = 63 К 472 : 8 = 59 В 342 : 6 = 57 Ч 384 : 8 = 48 |
125 |
120 |
115 |
99 |
115 |
74 |
72 |
63 |
59 |
58 |
57 |
99 |
48 |
|
Д |
У |
Н |
И |
Н |
– |
Г |
О |
Р |
К |
А |
В |
И |
Ч |
Проверка.
IX.
Топи болот, да бездонные реки.
Тучи мошки, да холодные ветры.
Вот что зовется Сибирью вовеки.
Раньше была кандалами окована,
Ныне ты славишься
И наливаешься соком культуры
Бывшая каторга, тюрьмы.
– Да, наш край все больше становится красивым, культурным. Каких известных людей края вы знаете? (Е.Айпин, М.Шульгин, Ю.Шесталов, А.Тарханов, Т.Чучелина, А.Конькова, М.Волдина, С.Данч, Ю.Кошкаров, Е.Редькин, Э.Рябов, Круглов, Майгуров…и т.д.)
– Ваши родители трудятся для блага Югры и тоже оставят след в истории края. Вы подрастете, а список почетных людей пополнится и вашими фамилиями.
Сибирь! Сибирь!
Горжусь, что я твой сын!
Одни народы, путь у нас один.
Моей ты стала судьбой.
Мой дивный край, моя Сибирь! (Ю.Шесталов)
X. Итог урока
– Что нового о своем крае вы узнали?
– Назовите фамилию ученого, который первым
описал природу Югры.
– Длина которой реки больше Оби или Иртыша?
– Что означает для края 1637 год? 1930 год?
– Что в переводе с тюркского означает Сибириада?
– Урок окончен. Спасибо, до свидания.
XI. Дополнительное задание
Сколько торфяных месторождений в округе?
13056 : 6 = 2176