Цели:
- провести анализ эпизода “Дуэль Базарова и Павла Петровича” (гл. 24) и выявить композиционную и идейную его роль в романе, определив дуэль как завершение идеологических споров героев; совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;
- развивать устную речь учащихся;
- формировать нравственные основы, пробуждать интерес к классической литературе.
Оборудование: ТСО, г/запись, рисунки учащихся, плакаты.
Оформление доски:
И. С. Тургенев “Отцы и дети” Анализ эпизода “Дуэль” (гл. 24) |
Дуэль |
…Они друг другу в тишине готовят
гибель хладнокровно… А. С. Пушкин |
План
1. Дуэль. ------------------------------------- 2. Дуэль? -------------------------------------- 3. Дуэль! --------------------------------------- 4. Дуэль… Гл. 24
Уроки интерактивного типа заставляют в привычном, знакомом материале находить новые грани. Обращение к эпизоду романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” “Дуэль” (гл. 24) позволяло обратить внимание учащихся на мельчайшие детали описания, на композиционную роль данного эпизода, его место в раскрытии идейного содержания произведения.
Предварительно в качестве домашнего задания десятиклассникам было предложено перечитать главу. Перед уроком на боковой доске разместили 3 плаката, к которым ученики прикрепили свои записки в соответствии с записью на каждом плакате (“Деталь, на которую я обратил внимание”, “В данной теме меня больше всего волнует…”, “В этом эпизоде я не понял…”).
Оформление доски соответствовало замыслу. Кроме скрещенных шпаг, изображенных на листе ватмана, была сделана запись плана предстоящей беседы. Подобный план заставляет остановиться на различных аспектах рассмотрения предложенной темы. В самом начале урока было указано на особенности записи эпиграфов. Слова одного из них не были даны, но ниже содержалась “подсказка”, что найти их можно в анализируемой главе. Эти слова наиболее точно раскрывают авторскую позицию по отношению к дуэли Базарова и Павла Петровича. Заинтересованность в теме разговора и желание услышать ответы на свои собственные вопросы активизировали деятельность учащихся. Выводы, сделанные старшеклассниками, свидетельствовали не только о хорошем знании текста произведения, но и о глубоком и вдумчивом его прочтении, о том, что ребята понимают основную мысль романа.
ХОД УРОКА
Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон.
Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошел в литературу, с одной стороны, как часть дворянского быта той эпохи, с другой – как прием, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки. Нам предстоит выяснить, какова же роль данного эпизода в композиции и в идейном содержании романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Запишите в тетрадь тему урока и эпиграф. Обратите внимание на знак вопроса: я попрошу вас в конце урока вписать второй эпиграф – строчки из главы, которые, как вам станет ясно, и заключают в себе идейный смысл данного эпизода.
Итак, дуэль. Помните, у Пушкина:
…злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще…
(Прослушивание г/записи)
– Почему Павел Петрович не объяснил Базарову истинную причину вызова на дуэль?
– Что же тогда послужило внешним предлогом для дуэли?
Ожидаемый вывод: Дуэль – закономерный финал, закономерный итог конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым. Согласившись на дуэль, Базаров отдает дань тем принципам, которые он презирал. Павел Петрович также изменил своим идеалам, потому что согласился на дуэль с человеком ниже его по происхождению.
– Согласился бы Базаров принять вызов на дуэль в свой 1-й приезд в Марьино?
– Мог бы участвовать в этой аристократической комедии?
Дуэль?
В систему “принсипов” Павла Петровича входит защита средневековых привилегий, отстаивание старых, дворянских понятий чести.
– Почему история с дуэлью изображена комически?
– Как этого комизма добивается автор романа?
Ожидаемый ответ: “Преувеличенный комизм” достигается в основном реакцией Базарова на вызов Павла Петровича, поэтому нужно быть особенно внимательным к репликам героев. Одни и те же слова, произнесенные персонажами, звучат по-разному: серьезно и напыщенно у Павла Петровича и с шутливой издевкой у Базарова.
И все-таки это дуэль!
И шаги будут отсчитаны, и пистолетные выстрелы прозвучат, и кровь прольется. И никакая ирония не заставит нас забыть об этом.
О том, что все могло повернуться иначе, говорит один небольшой эпизод – сон Базарова.
(Мы наблюдаем и здесь отступление от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли накануне традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль).
То, что Базаров видит сон, уже не увязывается с “антиромантизмом”.
Во сне все персонажи предстают участниками абсурдного и мучительного хоровода (= абсолютного и мучительного жизненного круговорота).
И все-таки это дуэль!
Дело-то вовсе не шуточное.
Повод к дуэли только кажется пустяковым: подумаешь, Базаров поцеловал Фенечку – экое преступление!
А если представить, к чему могли привести эти пустяки?
И разве Павел Петрович счел необходимым стреляться только из собственного тайного чувства к Фенечке? Счастье и благополучие Николая Петровича, Фенечки, их сына оказалось под угрозой.
– Есть люди, готовые из-за своей прихоти играть чужими жизнями. Таков ли Базаров?
– Каково отношение автора к своему герою? Согласны ли вы с ним?
– Попробуем определить функцию пейзажа в данном эпизоде.
– Найдите отрывок, описывающий утро дуэли. Прочитайте его выразительно.
Ожидаемый вывод: Нелепость, вздорность, ненужность этого поединка подчеркивается описанием “свежего” утра.
Природа не зависит от событий, происходящих вокруг, а остается неизменно красивой. Этой картиной писатель еще раз подчеркивает мысль о том, что все острополитическое, сиюминутное уходит на 2-й план перед вечным. Об этом напомнит нам позднее финал романа.
Дуэль…
Сцена расположена строго посередине между основными сюжетными эпизодами произведения. Она соединяет два круга странствий Базарова, и именно этой сцене роман обязан композиционно-смысловым единством.
Но это и конфликтный узел произведения.
Вторая часть романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями.
Ожидаемый вывод: Очень важно, что человеческие, личностные отношения Базарова и Павла Петровича начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа.
Их нелепая дуэль за убеждения оканчивается вполне реальной кровью.
И внезапно перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не “идиот-дядюшка”, но страдающий морально и физически пожилой человек, в которого он, Базаров, стрелял.
Для возникновения диалога необходимы не только убеждения, которые хочется высказать. Необходимо желание выслушать противника. Помните, мы говорили о споре? что? – оба заведомо были уверены каждый в своей правоте.
Разглядев в идейном противнике человека, человеческие достоинства и недостатки, они обнаружили, что не так уж непреодолима пропасть, их разделяющая. Острое чувство неловкости, охватившее обоих дуэлянтов, порождено не только нелепостью поединка, но и нелепостью, абсурдностью всего их былого противостояния.
– А теперь обратимся ко второму эпиграфу. Постарайтесь найти его в тексте.
“Каждый из них сознавал, что другой его понимает”.
Какой высокий нравственный урок дает нам Тургенев!