Цели:
- Формировать умения определять последовательность частей в повествовательном тексте.
- Формирование умения составлять план текста.
- Формирование умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.
Оборудование:
- Опорные слова (показался, выносит, лежат, вводная часть, основная часть, заключительная).
- Иллюстрации: белка, бурундук, медведь.
Ход урока 1
1. Постановка учебной задачи. Чтение текста.
Сегодня на уроке мы пишем изложение. Работать будем 2 урока. Ваша задача – к концу второго урока написать подробный пересказ текста.
(Текст напечатан, лежит перед каждым учеником).
Заботливый зверёк.
Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.
Это зверёк выносит свои ягоды на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.
Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.
Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.
Прочитайте название. Попробуйте определить тему текста. О чём будет идти речь? (гипотеза) (О заботливом зверьке, который запасает припасы на зиму).
На доске записаны опорные слова: показался, выносит, лежат + картинки: белка, бурундук, медведь.
Прочитайте текст.
Что необычного вы заметили в построении текста? (Части текста перепутаны).
Можно ли так написать текст в изложении? Почему? (Неясно, трудно понять текст).
Как должны располагаться части в тексте? (Части должны идти по порядку, т. е. по развитию события).
2. Восстановление последовательности частей текста.
Как нужно расположить части, чтобы получился связный рассказ?
- Вводная (начало).
- Основная часть.
- Заключительная.
Представьте, как происходило событие? С чего всё началось? Что было дальше? Как развивались события? Чем все закончилось?
Работа в парах.
Расположите части в правильном порядке. Работаете в парах.
Проверим, как выполнили задание. Какая часть должна быть первой? О чем говорится в ней? Прочитайте. (Автор шел по лесной тропе).
Это начало события. Вводная часть. Поставьте цифру 1.
Как дальше развивается действие? (Дети читают 2 часть).
Какое слово соединяет эти 2 части? (Вдруг)
Подчеркните это слово.
Какая часть должна следовать за ней? (Дети читают 3 часть – это…)
Что делал зверёк? (Сушил запасы ягод и орехов на зиму).
Каким словом соединяются 2 и 3 под части? (Это).
Подчеркните слово.
Как называется эта часть? (Основная).
Сколько получилось мини – частей в основной части? (2 маленькие части).
Чем закончился рассказ? (Автор не трогает зверька, он уходит).
Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, это).
Прочитайте текст, который у нас получился.
3. Чтение текста упр. 259 с. 97. Анализ содержания и языковых средств.
Откройте учебник. Прочитайте текст. Сравните с текстом, который мы составили.
Подтвердилась ли наша гипотеза. Какова тема рассказа? О чем говорится в тексте? (Бурундук – заботливый, запасливый зверек).
Физминутка.
Попробуем определить главную мысль текста. Для этого понаблюдаем, как автор описывает своих героев, их поступки, события, какие использует слова.
Найдите в тексте, описание бурундучка. Какие слова употребляет автор, чтобы вы могли представить зверька? (Щеки у зверька раздуты тугими пузырями).
Какие слова использует, чтобы показать, что это заботливый, аккуратный зверек? (Он выносит свои запасы на просушку. Орехи, ягоды и грибы лежат рядками).
Что еще зверек запас на зиму? (Кедровые орешки, ягоды черники и малины).
Какова главная мысль текста? Как человек отнесся к бурундуку? (Человек очень внимателен к заботливому зверьку. Он поспешил уйти, как только увидел, что зверек заметался).
4. Составление плана.
Сегодня мы составим план рассказа.
Когда произошла встреча?
Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.
Из скольких предложений состоит вводная часть? (1)
Как озаглавим?
Кого человек встретил на поляне? За каким занятием?
Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.
Как озаглавим?
Что зверек запас на зиму? С какой целью бурундук выносил запасы из норки?
Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.
Как озаглавим?
Как человек отнесся к бурундуку?
Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.
Как озаглавим?
План.
1. По лесной тропе.
2. Встреча с бурундуком.
3. Запасы на просушку.
4. Напрасная тревога.
Попробуем пересказать текст по плану. (Пересказываем все вместе, используя движения).
Кто может пересказать сам. (Пересказывает ребенок, учитель показывает движения).
Пересказ детей в парах, друг другу.
Инсценировка текста (Пересказ).
Ход урока 2
5. Орфографическая подготовка.
Что нужно делать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Разобрать в словах орфограммы).
Работать будем в книжках малышках.
Вспомните правило, которое нужно знать, чтобы правильно написать гласные в словах: (слова написаны на доске) л..сной, тр..пе, п..ляне, пок..зался, зв..рька, к..дровые, св..и, р..дками, л..жат, гр..бы. Проверьте гласные в словах.
Найдите в тексте словарные слова.
Вдруг, орехи, солнце, ягоды, черники, малины.
Объясните написание согласных в словах: ла..ками, оре..ки, просу..ку.
Найдите в тексте однокоренные слова. Шел – вышел, орехи – орешки.
Обратите внимание на написание слов: осенним, замер, щёки, тугими пузырями, сдавил, посыпались, на просушку, греются, заметался, поспешил.
Обратите внимание, в тексте есть сложное предложение.
Чертится схема предложения. |_____, и изо ________.
Физминутка.
Закройте учебник. Прослушайте внимательно рассказ еще раз. (Текст читает учитель).
6. Запись текста.
Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?
Откройте тетради для творческих работ. Напишите число, изложение, название. Приступайте.
(Дети, написавшие раньше других, получают задание: продолжить текст, нарисовать картинку к тексту).
7. Проверка изложения.
8. Итог урока.
Чему учились на уроке? (Определять последовательность частей, тему текста, выделять главную мысль рассказа).
Что помогает определить последовательность частей? (Порядок событий и слова, связывающие части между собой).