Эффективной формой развития познавательного интереса учащихся к информатике и вычислительной технике может послужить игра, например КВН.
Такое мероприятие, как КВН по информатике можно проводить между командами, составленными из учащихся одного класса, параллельных классов, сборных от нескольких классов и т.д. с приглашением болельщиков. Данная игра составлена для пятых классов.
В каждой команде по 9 человек. В игре задействованы помощники из учеников, зрители. Ведущий – учитель.
Цель:
- Развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;
- развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
- воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
Оборудование: дидактический материал (задания для составления алгоритмов, карточки с названиями клавиш)
Этапы урока
I. Постановка задачи:
Здравствуйте, дорогие зрители и болельщики, уважаемое жюри!
Мы начинаем наш КВН. Тема сегодняшней игры “Занимательная информатика”.
II. Основная часть:
1 Конкурс “Приветствие команд”
Сначала жеребьевка определит, какая команда будет первой приветствовать нас с вами.
Итак, первой будет открывать наш КВН команда....
(Команды придумывают название и небольшое приветствие)
Жюри оценивает этот конкурс по 5-бальной системе.
Спасибо командам. Жюри попрошу объявить свои оценки.
Первые оценки команде.
Оценки команде.
За первый конкурс команды получают следующие оценки ...
Клавиатура – важное устройство компьютера. Без знания клавиш работать на компьютере нельзя. Сейчас проверим, как вы усвоили назначение основных клавиш ЭВМ.
2 Конкурс “Разминка”
Каждой команде выдаются карточки с названиями клавиш. Отвечая на вопрос, участники поднимают карточки с правильным ответом. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы:
Жюри оценивает этот конкурс по 5-бальной системе.
Спасибо командам. Жюри попрошу объявить свои оценки.
Первые оценки команде....
Оценки команде.....
За второй конкурс команды получают следующие оценки ...
Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, – получаете информацию. Нужную информацию мы стараемся запомнить или записать. Обдумав полученную информацию, поразмыслив над ней, другими словами обработав информацию, человек совершает некоторые действия или отвечает своему собеседнику. В таких случаях говорят, что человек передает информацию. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. Каждая команда выстраивается в ряд.
3 Конкурс “Испорченный телефон”
Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, слова “компьютер” и “алгоритм”, шепотом на ушко, (остальные не слышат); нужно передать информацию от первого участника до последнего. Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.
Жюри попрошу объявить свои оценки.
Первые оценки команде....
Оценки команде.....
4 Конкурс
Передать информацию невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов. Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты.
Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.
Задания: Изобразить мимикой и жестами:
I команде:
1. Принтер
2. Компьютер завис
II команде:
1. Мышь.
2. Мальчика, играющего в компьютерную игру.
Пока команды готовятся, у меня есть задание зрительному залу. У нас сегодня необычный КВН – вы тоже можете принять участие в конкурсе – кто быстрее даст правильный ответ, получит жетон, каждый жетон – 1 бал. В конце игры вы можете отдать свои жетоны понравившейся вам команде. Прежде чем хотите назвать ответ – поднимайте руку.
Отгадайте загадку:
“Кто абсолютно безразличен к роботам?” (Людоед)
А теперь задачи посложнее:
1. Мите подарили калькулятор. Возводя числа 2 и 5 в одинаковые степени, он обнаружил, что числа 25 =32 и 55 = 3125 начинаются с одной и той же цифры – 3. Могут ли одинаковые степени чисел 2 и 5 начинаться с другой (одной и той же для обоих чисел) цифры? Ответ: нет, не могут.
2. Я моложе своего деда во столько же раз, во сколько старше своей сестры. Сколько мне лет, если моей сестре еще нет и семи лет, а мне вместе с дедом уже 84 года? Ответ: 12 лет.
Команды готовы.
Выступление команд
Жюри попрошу объявить свои оценки.
Первые оценки команде....
Оценки команде.....
Общий бал за четыре конкурса команды …, команды ….
5 Конкурс “Алгоритм”
Команды получают задание: на карточках написаны действия алгоритма. Эти действия перепутаны.
Команды должны выстроиться в порядке действий и дать название алгоритму. 1 минута для подготовки.
Задания:
Для первой команды: алгоритм посадки дерева.
1. Взять лопату
2. Приготовить саженец
3. Выкопать яму
4. Посадить дерево
5. Полить
Для второй команды: алгоритм похода на дискотеку.
1. Навести макияж, прическа, одежда.
2. Доехать до ночного клуба.
3. Купить билет.
4. Пройти в гардероб
5. Танцевать до упаду.
Команды готовы.
Выступление команд.
Жюри попрошу объявить свои оценки.
Первые оценки команде....
Оценки команде.....
6 Конкурс
“Конкурс капитанов” (время для подготовки 3 минуты)Задание капитанам – написать алгоритм.
Капитану команды “…”:
Составить алгоритм на тему “Как прогулять школу”.
Капитану команды “…”:
Составить алгоритм на тему “Как списать на контрольной”.
Пока капитаны готовятся, у болельщиков есть возможность помочь командам заработать дополнительный бал. Прежде чем хотите назвать ответ – поднимайте руку.
Ответьте на вопросы:
- Как в информатике принято называть пошаговое описание действий?
- Как называют шаг алгоритма?
- Для чего в алгоритме используется ветвление?
- как в алгоритме записывают повторяющиеся шаги?
Капитаны готовы, прошу сдать свои задания на оценку жюри.
Капитан команды получает ...
Итак, мы подошли к долгожданному решающему конкурсу “Домашнее задание”.
7 Конкурс “Домашнее задание”
Каждой команде было предложено домашнее задание сочинить сказку на тему “Компьютер” и обыграть ее.
Каждая команда показывает свою сказку.
Оценки ...
Пока жюри подводит итоги, а наша счетная комиссия подсчитывает общий балл, который получили команды за 7 конкурсов, для вас конкурс:
У вас есть возможность помочь командам, за которые вы болеете, вам нужно называть фильмы, в названии которых есть число и говорить за какую команду вы отдаете свой голос, и к общему баллу команды добавляется 1 балл.
III. Подведение итогов
Выступление жюри, подведение итогов.
Итак, победителем нашего сегодняшнего конкурса стала команда “…”, мы вас поздравляем!
Поздравление команд, вручение подарков.