Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о воздействии энергетики на окружающую природную среду;
- выявить сформированость умений учащихся составлять экологический прогноз, самостоятельно прорабатывать источники информации, отстаивать свою точку зрения;
- формировать навыки работы с ПК.
Задачи:
- продолжить развитие навыков самостоятельного получения знаний;
- формирование новых знаний и умений;
- воспитание бережного и рационального отношения к природе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием ПК.
Форма проведения: урок-семинар
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, атласы, компакт-диск 1С:
Школа. Экология 10-11 классы. География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
“Природа не признаёт шуток
Она всегда правдива,
Всегда серьёзна,
Всегда строга.
Она всегда права
Ошибки же и заблуждения
исходят от людей”.
Гёте.
Надпись на экране видеопроектора.
Учитель: Наш семинар посвящен одной из наиболее важных экологических проблем – проблеме влияния электроэнергетики на окружающую среду.
Тема семинара на экране.
Энергетика составляет основу экономики любой страны, обеспечивая создание материальных благ. Очевидно, что без энергетики у человечества нет будущего. Однако, с другой стороны, энергетика оказывает мощное отрицательное воздействие на окружающую среду и жизнь людей. Человек в своей хозяйственной деятельности использует различные природные ресурсы. Подробнее остановимся на энергетических ресурсах – это все то, что обладает энергией, причем в различных видах и формах.
Какие виды энергии вы знаете?
В каких природных явлениях вы их можете наблюдать?
(Ответы учащихся.)
На экране – “Ресурсы участвующие в постоянном обороте энергии”.
А
1) Солнечная энергия.
2) Космическая энергия.
3) Энергия морских приливов и отливов.
4) Геотермальная энергия.
5) Гравитационная энергия и энергия давления.
6) Атмосферное электричество.
7) Земной магнетизм.
8) Е химических связей и естественного атомного
распада.
9) Биоэнергия.
Б. Депонированные энергетические ресурсы:
1) Нефть.
2) Природный газ.
3) Уголь.
4) Сланцы.
5) Торф.
В. Искусственно активированные источники энергии.
1)Атомная энергия.
2)Термоядерная энергия.
Учитель: Главная задача энергетики, используя эти энергетические ресурсы, получить энергию в виде электрического тока.
На каких предприятиях это происходит? (ответы учащихся АЭС, ТЭС, ГЭС.)
Взглянем на карту электроэнергетики. (Интерактивная карта)
1) Как размешены электростанции по миру? Неравномерно. Основные районы - Северная Америка, Европа. Это развитые страны. Соответственно, и загрязнение будет приходиться на эти регионы. Рассмотрим структуру электростанций по типам. По странам есть различия: Франция больше 65% АЭС. Остановимся подробнее на АЭС. Этот тип электростанций наиболее передовой, экономически выгодный, но всегда есть другая сторона. С какими проблемами можно столкнутся при работе АЭС? (ответы учащихся). Как можно решать эти проблемы?
Слайд-кадр №8. “Авария на Чернобыльской АЭС.
Просмотр видеофрагмента “Как может изменится облик Земли в ходе “Ядерной войны” №5.
Стоит задуматься о строительстве АЭС и ее эксплуатации. Отношение стран к строительству АЭС. (Сообщения учащихся)
Слайд-кадр № 7. Выводы: делают учащиеся.
Учитель: Переходит к следующему типу электростанций - это ТЭС.
1) Что служит топливом на ТЭС.
2) Какое влияние ТЭС оказывает на окружающую среду.
3) Какие существующие пути решения проблем загрязнения, связанные с работой ТЭС (ответы учащихся.)
Что такое парниковый эффект: короткие волны солнечных излучений проходят через атмосферу, а инфракрасное излучение от земной поверхности задерживается. Углекислый газ – 60%, метан -15%, фреоны -12%, озон-8%, оксид азота, пары воды.
Доля участия в создании парникового эффекта:
Энергетика - 57%. Просмотр диаграммы.
Промышленность - 20%.
Вырубка лесов - 9%. “Парниковый эффект”
Выводы: делают учащиеся.
Учитель: Переходим к следующему типу электростанций - это ГЭС.
1. На каких реках построены крупнейшие ГЭС в России и в мире?
2. Какие последствия имели строительства ГЭС на равнинных реках?
3. Пути решения проблем, связанные со строительством ГЭС (ответы учащихся).
Слайд-кадр “ Экологические проблемы и их решения”. Асуанская ГЭС.
Учитель: Кроме традиционных типов электростанций существуют и альтернативные электростанции.
Доклад учащихся об альтернативных источниках энергии.
Выявить “-” и “+” черты этих электростанций.
1. Приливные (ПЭС) - строительство вызывает:
а) береговую эрозию, размыв отмелей;
б) изменение природного сообщества;
в) изменение температуры воды;
г) электромагнитные загрязнения.
2. Ветровые (ВЭС)
а) шумовое загрязнение;
б) гибель птиц;
в) вывод земель из сельскохозяйственного
оборота.
3. Солнечные (СЭС) - требуют больших площадей. Зависит от географического положения местности.
4. Геотермальные (ГеоТЭС)
а) тепловое загрязнение;
б) увеличение концентрации сероводорода в
атмосфере;
в) проблема утилизации использованной воды.
Общий вывод: низкий КПД, дороговизна установок, непостоянная выроботка электроэнергии. Выводы: делают учащиеся.
Закрепление материала: работа учащихся с тестовым тренажером на ПК
а) базовый уровень;
б) повышенный уровень.
Решение экологических задач.
Д/З: параграф 17, задания 1,3.