Организация и проведение данного мероприятия – дело непростое. При подготовке у меня возникли следующие проблемы:
- Определиться с материалом, который необходимо выбрать для представления себя с наилучшей стороны. Так хочется поделиться многим, но время ограничено.
- На какую аудиторию будет рассчитана представляемая информация: учителя информатики или учителя других предметов.
- Какую наглядную продукцию приготовить, что дать в качестве сопроводительного материала.
- Разработать и отрепетировать материал.
- Подготовить кабинет.
И вот творческий процесс в разгаре. Педагогическая гостиная мероприятие не из тривиальных. Лучше всего представлять таким образом свой опыт на уровне округа, города или области. Конечно же, это добавляет остроты ощущений проводящему учителю, но и работает на его репутацию. Администрация при этом тоже не остается в стороне, организуя визитную карточку педагога.
Тезисный план:
1. Представление работы педагога администрацией.
Представление педагога как профессионала и личности. Выполняется в свободной форме с привлечением коллег и учащихся.
2. Приветственное слово педагога
Уважаемые коллеги я рада вас приветствовать в стенах нашего образовательного учреждения. Надеюсь, что время проведенное со мной оставит в вашей душе только положительные отклики.
Начиная подготовку к сегодняшней педагогической гостиной, столкнулась с проблемой – что показать, чем поделиться. С одной стороны хочется рассказать всё, с другой – время общения имеет границы. И мне захотелось показать информатику немного под другим углом. Ведь у многих информатика ассоциируется с математикой, а значит сухость и формальность. Но она как прекрасный бриллиант – многогранна, главное об этом помнить в серости привычных будней и рутинности процесса. Иногда мне снится сон – я снова учусь в школе:
Хоть я умом и понимаю,
Что аттестат уже в кармане,
Но все же надо поучиться
Во всех предметах укрепиться.
Припомнить всё, что изучали,
И поучаствовать в обмане своей души,
Времен страницу перевернуть
И вновь – учиться.
Вас приглашаю всех к себе.
Живу на 3-м этаже.
Работаю там педагогом
И расскажу вам понемногу
И о себе, и о работе,
О нуждах наших, о заботе,
О том, что в жизни получилось,
О том, как этого добилась.
3. Правила поведения в компьютерном классе
Правила поведения в компьютерном классе повторяются с учениками из года в год. Каждый первый урок в учебном году в компьютерном классе начинается именно с этого. Выучив правила один раз, учащиеся их повторяют каждый год и к концу обучения урок по технике безопасности становится для них полнейшей обязаловкой.
Как сделать данный урок интересным и разнообразным на протяжении всего периода обучения – вот вопрос, на который я хотела бы ответить, обозначая данную тему.
Опрос можно провести в неформальном виде:
- Занимая рабочие места за компьютерами, ученик по дороге уронил два стула, задел трех одноклассников. Какие правила техники безопасности они нарушил?
- Ученице подарили новый сотый телефон. Не желая с ним расставаться, она прихватила его на урок информатики. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то какие?
- Ученики весело обкидывали друг друга снежками на переменке возле школы. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то какие?
4. Задачи с неполным условием
В последнее время учащиеся очень любят получать задачи, которые требуют минимальных умственных затрат. Прочитал, сходу все понял и получил быстренько готовый ответ. Дабы избежать подобного – стараюсь на своих уроках использовать задачи с неполным условием. Правила работы с ними очень просты: учащиеся, выслушав условие, могут задавать любые вопросы, на которые учитель отвечает только да или нет. И таким образом нужно дойти до сути, найти ответ. Просто? Как сказать…
Итак, рассмотрим задачи:
- Обитательница водоема поймала деревянный предмет, после чего ее жизнь круто переменилась. Что произошло? (она вышла замуж за Ивана-царевича – лягушка)
- Он очень трудолюбив. Работает от зари до зари. Он очень силен – мог бы быть рекордсменом по поднятию тяжестей. Но он не участвует в соревнованиях. Он ежедневно выполняет тяжелую физическую работу и не получает за это зарплату. Почему? (потому что он Муравей)
- Человек вышел из комнаты, громко хлопнув дверью. Когда он вернулся, Клементина уже умерла. От чего умерла Клементина? (От удушья – она была рыбкой, у которой разбился аквариум)
Подобные задачи дети любят составлять сами, и любой урок становится при этом интересным и занимательным.
При чем такие задачи можно придумать и для поиска в сети Интернет. Только там ответы дает уже не учитель, а соответствующая поисковая система. Учитель только вправе подтвердить правильность или неправильность выбранного пути поиска.
Мне показалось, что к этому же разделу можно отнести задачи, которые были предложены на Брянской областной командной олимпиаде школьников по информационным и коммуникационным технологиям:
- Этот человек “… в сфере программирования значит столько же, сколько Эдисон в отношении к электрической лампочке: отчасти инноватор, отчасти предприниматель, отчасти торговец, но неизменно гений”. Так считает журнал “People”, хотя в свое время этот человек так и не окончил среднюю школу, оставил учебу в университете на 3-м курсе. (Билл Гейтс)
- Этот человек получил звание профессора Колумбийского университета, но сам называл себя первым инженером – статистиком. Его машины использовались в США, Австрии, Канаде, Норвегии, а так же в России в конце 19 века. (Герман Холлерит)
5. Организация работы с электронной почтой.
Получив организованный доступ в Интернет, назрела насущная необходимость в освоении информационного пространства не отдельным личностям, а целым классным коллективам. Как же сделать урок интересным не только тем, кто подключился к этому процессу только сейчас, но и тем, кто считает себя профессионалом.
В первую очередь необходимо выяснить есть ли у присутствующих адреса электронной почты. Если таких меньшинство, то предложить им отправить письма на почтовый ящик школы или учителя, в то время как остальные будут заняты созданием своей электронной почты. В процессе выполнения работы участники выходят к доске и пишут свои электронные адреса. Предлагается завязать переписку. Как правило, это вызывает оживленную реакцию. Урок проходит в хорошем темпе и настроении.
6. Ответы на вопросы
В течение мастер – класса возникают различные вопросы, требующие разъяснений. Очень важно провести дискуссию по итогам проведенного мероприятия.