Урок с элементами исследовательских заданий в 10-х классах по теме: "Силовые линии электрического поля"

Разделы: Физика


Цели урока:

1. Дать понятие силовых линий электрического поля и показать на опытах различные методы исследования распределения электрического поля в пространстве. Дать понятие однородного электрического поля.

2. Развивать логическое мышление, умения ставить экспериментальные задачи и анализировать полученный результат.

3. Воспитывать мировоззрение учащихся на основе метода научного познания природы, воспитывать наблюдательность и интерес к изучаемому предмету.

Ход урока:

  1. Оргмомент, цели и задачи урока
  2. Повторение предыдущего материала в форме игры “Вопрос – ответ”
  3. Изложение новой темы
  4. Фронтальное исследовательское задание
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание

1. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомимся с различными методами изучения электрических полей и выполним экспериментальную работу по обнаружению электрического поля и его распределению в пространстве.

2. Учитель: Сначала повторим основные понятия, связанные с электрическими полями. Я предлагаю сделать это в форме игры “Вопрос– ответ”. Правила следующие: 1 ряд задает вопрос – 2 ряд дает ответ, 2 ряд задает вопрос – 3 ряд дает ответ и т.д.

Примерные вопросы учащихся:

  1. Что называют электрическим полем?
  2. Какого главное свойство электрического поля?
  3. Какая теория объясняет существование электрического поля?
  4. В чем заключается теория близкодействия?
  5. В чем заключается идея Фарадея?
  6. Чем создается электрическое поле?
  7. Каковы характеристики электрического поля?
  8. Что называется напряженностью электрического поля?
  9. Как найти напряженность поля точечного заряда?
  10. Как направлен вектор напряженности в поле положительного заряда, в поле отрицательного заряда?

И другие вопросы.

3.Учитель: А теперь, ребята, подумайте можно ли обнаружить электрическое поле в пространстве с помощью опытов?

Возможный ответ: Способов обнаружить несколько.

Учитель: А можно ли электрическое поле увидеть, осязать, услышать?

Ответ: Электрическое поле невидимо, однако можно использовать главное свойство поля, подействовать на электрический заряд.

Посмотрим цифровой фрагмент 1(видеофрагменты были взяты с CD-диска1С:Школа, физика Библиотека наглядных пособий) (колебания шарика между параллельными заряженными пластинками)

Учитель: Однако, изображать электрическое поле в пространстве научились давно. М. Фарадей предложил изображать электрическое поле силовыми линиями. Теперь открываем рабочие тетради и записываем тему урока “Силовые линии электрического поля”.

Сначала дадим определение силовым линиям.

Силовыми линиями называются непрерывные линии, в каждой точке пространства которой по касательной направлен вектор напряженности электрического поля.

Силовые линии электрического поля помогают наглядно представить распределение поля в пространстве. Однако не следует думать, что силовые линии – это существующие в действительности образования, вроде упругих нитей. Их нет в реальности, однако их можно сделать “видимыми”.

Опыт 1. С помощью электрофорной машины сообщим султану электрический заряд. Можно ли увидеть наличие электрического поля вокруг “головы” султана? На основании каких данных об этом можно сказать?

(Ответы учащихся)

Сделаем рисунки в тетрадях (Рисунок 1).

Рисунок 1

Мы знаем, что на султанах разные по знаку заряды. Как же различать эти силовые линии?

Для этого существуют особые свойства силовых линий.

  • они начинаются на положительных зарядах и заканчиваются на отрицательных
  • они непрерывны в пространстве
  • они не пересекаются
  • густота силовых линий характеризует распределение электрического поля в пространстве.

В соответствии с этими свойствами покажем направление силовых линий (на рисунках поставить стрелки Рисунок 2)

Рисунок 2

Вопрос: как будет выглядеть электрическое поле одноименных и разноименных зарядов?

Давайте посмотрим на опыте с султанами.

4. Опыт 2. Исследовать электрическое поле в пространстве с помощью легкой стрелки из фольги или бумаги.

Фронтальный эксперимент для учащихся

Рисунок 3

Исследование электрического поля заряженных тел

Приборы и материалы (рис. 3): 1) стрелка бумажная (или из фольги) на острие, 2) линейка измерительная 30 см с миллиметровыми делениями (из оргстекла), 3) полоска резиновая размером 30X300 мм.

Порядок выполнения работы

1. Наэлектризуйте линейку и резиновую полоску, натирая их друг о друга.

2. Подносите стрелку к различным участкам заряженной линейки, не касаясь ее. Для каждого случая зарисуйте в тетради положение стрелки.

По какой линии располагается продольная ось стрелки?

3. Расположите заряженные линейку и резиновую полоску параллельно друг другу и при помощи стрелки на острие исследуйте электрическое поле между ними.

Как расположены линии напряженности этого поля?

4. Сделайте рисунок в тетради с указанием направления линий напряженности.

Рисунок 4                                       Рисунок 5

Между пластинами возникает однородное электрическое поле. Его изображают параллельными силовыми линиями(Рисунок 4 и 5).

Вывод: силовые линии перпендикулярны поверхности проводника (возможны другие выводы учащихся)

Запишем определение:

Электрическое поле, напряженность которого одинакова во всех точках пространства, называется однородным.

С этим понятием мы встретимся в теме “Конденсаторы”.

Опыт 3. Наблюдение силовых линий с помощью мелких частиц в вязкой жидкости.

Посмотрим цифровой фрагмент 2 “Силовые линии электрического поля”.

Таким образом, мы изучили три способа исследования электрических полей.

Подведем итоги экспериментов (формулируем с помощью учащихся)

  1. Густота силовых линий больше вблизи заряженных тел, где напряженность поля больше.
  2. Силовые линии перпендикулярны поверхности заряженного тела.
  3. Силовые линии наглядно представляют наличие электрического поля в пространстве, в действительности их нет.
  4. Напряженность электрического поля, созданного неподвижным зарядом направлена по касательной к силовой линии.

Сделаем еще один рисунок в тетради (Рисунок 6).

Рисунок 6

Дополнительное задание на дом:

Показать с помощью силовых линий электрическое поле заряженного шара, цилиндра, тела неправильной формы.

5. Подведем итоги урока:

Сегодня мне понравилось…

За работу можно поставить следующие оценки… (По ходу урока)

6. Домашнее задание:

§ 40, вопросы, выучить основные понятия, уметь изображать электрическое поле заряженных тел.