Учитель: Магадиева Райля Явдатовна учитель физики и информатики МОУ СОШ имени Рашита Султангареева села Новотаймасово Куюргазинского района Республики Башкортостан
Предмет: Информатика
Класс: 6
Тип урок: Урок-игра.
Цели урока:
- проверка уровня усвоения материала, изученного в течение учебного года;
- закрепление представлений учащихся о способах работы с информацией;
- развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня на уроке вы отправляетесь в увлекательное путешествие в мир информатики. На пути вас ожидает много открытий и приключений. У каждого ученика есть свой компьютер.
Из центра за ними будут наблюдать члены жюри.
Успех любого путешествия зависит от подготовки. Итак, дадим слово ученикам. Они представят своё приветствие на тему “В дорогу дальнюю”
2. Конкурс “Приветствие”
Учитель.
Жеребьёвка определит, какой ученик первым представит своё приветствие.
Члены жюри будут оценивать каждый конкурс по пятибалльной системе.
Спасибо ученикам. Жюри попрошу объявить оценки.
3. Разминка.
Учитель.
Для управления компьютерным кораблём необходимо умение. Клавиатура – важное устройство компьютера. Без знания клавиш работать на компьютере нельзя. Сейчас мы проверим, как вы усвоили назначение основных клавиш клавиатуры. Перед вами на столах лежат карточки с названиями клавиш клавиатуры. Я буду задавать вопросы обоим ученикам, а вы будете поднимать карточку с названием нужной клавиши. Побеждает тот ученик, который быстрее другого будет поднимать карточки с правильными ответами.
Вопросы.
- Какие клавиши заставляют курсор “прыгнуть” в начало текста? (Ctrl+Home)
- Какая клавиша заставляет курсор “прыгнуть” в конец текста? (Ctrl+End)
- Назовите клавиши удаления символов. (Delete, Backspace)
- Какая клавиша помогает вставить пропущенный символ? (Insert)
- Назовите клавишу выхода из текущего режима. (Escape)
- Какая клавиша заставляет курсор “прыгнуть” в конец строки?(End)
- С помощью какой клавиши можно увидеть предыдущую страницу текста на экране? (Page Up)
- Чтобы перейти в начало строки, надо нажать клавишу …. (Home)
- Как быстро переключиться с одного алфавита на другой? (Alt + Shift)
- С помощью какой клавиши, можно написать текст заглавными буквами? (Caps Lock)
Жюри подводит итоги.
4. Конкурс “Атака злоумышленников”.
Ведущий.
Не успели мы отправиться в путешествие, как тут же возникла опасная ситуация. Корабли подверглись атаке компьютерных злоумышленников.
Была испорчена информация о живых существах, которую ученики хотели взять с собой. Необходимо срочно восстановить потерянную информацию.
(На каждый компьютер в текстовом редакторе загружен текст стихотворения, в котором переставлены и убраны строки)
Жили у бабуси
Другой белый,
Один серый,
Два весёлых гуся.
Кланялись бабусе
Мыли гуси лапки
Вытянули шеи,
У кого длиннее –
Вот кричит бабуся:
“Ой, пропали гуси –
Гуси, мои, гуси!
Выходили гуси
Стихотворение для исправления (Приложение 2)
Прошу жюри подвести итоги конкурсов.
5. Конкурс “Передача информации”.
Ведущий.
И снова на пути очередное препятствие. Неполадки в системах связи кораблей. Обмен информацией возможен только невербальным способом, т.е. только с помощью мимики и жестов.
Сейчас ученики по очереди будут выступать в роли приёмников и источника информации. На подготовку ученикам даётся 3 минуты.
Задания.
Изобразить мимикой и жестами:
Задание 1. Компьютер завис.
Задание 2. Пользователь впервые взял в руки компьютерную мышь.
Задание 3. На экране монитора включилась заставка.
Жюри подводит итоги конкурса. Очки получают ученики, наиболее точно изобразивший задание и ученик, который быстрее всех догадались, о чём идёт речь.
6. Конкурс “Шифровальщики”
Ведущий.
В нашем путешествии в мир информатики встретились закодированные слова.
Задание.
Расшифруйте закодированные слова и укажите способ кодирования.
На экранах мониторов высвечиваются слова: довоксид, комляпьюлятерля, стикджой, ккллааввииааттуурраа, пригримми, пороионотоеоро, иклонок.
Ответы:
- Дисковод (способ кодирования: слово пишется наоборот).
- Компьютер (после каждого слога вставляется слог “ля”).
- Джойстик (слоги переставлены местами)
- Клавиатура (способ кодирования: каждая буква написано два раза)
- Программа (вместо гласных букв написали букву “И”).
- Принтер (после каждой буквы написано буква “О”).
- Колонки (слово пишется наоборот).
Побеждает ученик, первым выполнивший задание.
7. Конкурс “Знайка”
А сейчас настало время для поиска самого знающего ученика.
Ученик отвечает на вопросы теста (программа тестирования загружена на компьютере). В этом конкурсе количество баллов определяется по количеству правильных ответов.
Тема теста “Навыки работы с клавиатурой”.
Ответы к тесту. (Приложение 4)
8. Конкурс “Компьютерная графика”
Ученики должны в любом графическом редакторе создать иллюстрацию на тему “Мир информатики”.
Жюри подводит итоги конкурсов.