Конспект урока по физике на тему: "Давление"

Разделы: Физика


Деятельность - это занятия и труд, то есть это активное взаимодействие человека с окружающей средой или конкретно с каким-нибудь предметом, то есть физическим телом.

Исследовать – это значит подвергнуть изучению.

Исследовательская деятельность – это значит занятия и труд по изучению конкретного физического тела. Ребенок легче познает мир через исследовательскую деятельность. Учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества.

Технология деятельного подхода: целепологание, планирование деятельности, реализация, рефлексивно-оценочная деятельность. Все действия учителя, используемые им средства и приемы, направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию их деятельности на уроках.

Типы деятельного подхода:

  • пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать);
  • репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений);
  • частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках);
  • исследовательская деятельность (самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера).

Исследовательская деятельность - один из видов деятельности учащихся:

  • при изучении нового материала;
  • при закреплении изученного материала;
  • при решении типовых задач;
  • при обобщении материала по теме;

В своей работе я отдаю предпочтение исследовательской деятельности учащихся парами (Если один не знает, то второй что – то знает ) и такая работа в группах сплачивает ребят, воспитывает чувство товарищества, способствует созданию на уроке деловой обстановки, облегчает контроль над знаниями.

Выполнение любой деятельности начинается с выполнения программы, то есть с разработки системы действий, последовательное выполнение которой позволит получить конечный результат, указанный в цели деятельности. При работе используются схемы, обобщенные планы по элементам физических знаний по следующим видам:

  • деятельность по распознанию;
  • деятельность по “нахождению значения физической величины в конкретной ситуации”;
  • деятельность по составлению уравнений конкретной ситуации;
  • деятельность по воспроизведению физических явлений в конкретной ситуации.

Конечный результат любой деятельности – это учащиеся, владеющие определенными знаниями, умениями.

Предлагается конспект урока в 7-м классе:

Тема: Давление

Цели урока:

Познавательные:

формировать умение планировать и проводить физические опыты.

Образовательные:

1. Закрепить представление о давлении, как о физической величине.

2. Сформировать умение находить давление практически.

3. Научить делать выводы .

Воспитательные:

1. Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы (Экспериментальная работа)

2. Развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно работать с исследуемым телом.

2. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.

3. Способствовать расширению кругозора учащихся.

I. Организация начала урока

Учитель зачитывает строки из стихотворения А.С. Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.

Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Народная мудрость гласит: “Ум – хорошо, а два лучше”. Сегодня мы работаем в группах из трех человек.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся закрепить материал, который проходили на предыдущих уроках. Давайте приложим все свои знания и умения, чтобы вспомнить то, что мы изучили, а поможет нам в этом кроссворд (Приложение 1).

II. Выявление имеющихся знаний

№1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется?

№2. Чем характеризуется действия силы? Одна из ее характеристик силы.

№3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину?

№4. Физическая величина, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина?

№5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого?

№6. Как называется единица силы?

№7. Как называется сила, возникающая в пружине?

№8. Как называется сила, с которой знания притягивают к себе все тела?

А теперь давайте назовем физическую величину, которую получили по вертикали в кроссворде. (давление)

III. Повторение изученного материала

Учитель: Мы с вами разгадали Давление. Как вы считаете, что нужно узнать чтобы найти давление?

Учащиеся: называют, что нужно узнать силу тяжести и площадь опоры данного физического тела.

Давление = сила давления / площадь

р = F / S

.S – площадь (м2),

F – сила (Н),

p – давление (Па)

Учитель: В каких единицах измеряется давление?

Ученики: В Паскалях.

За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности.

(1 Н/м2 = 1 Па)

Что значит р = 1500 (Па) ?    5 (Па) ?       45 (Па) ?

Используют и другие единицы:

гекто Паскаль (гПа),      кило Паскаль (кПа)
1 кПа = 1000 Па      1 Па = 0,001 кПа
1 Гпа = 100 Па         1 Па = 0, 01 гПа

Учитель: В каких единицах измеряется площадь опоры?

Ученики: Площадь опоры измеряется в м2 .

Учитель: Как перевести см2 в м2

Ученики: Чтоб перевести см2 в м2 необходимо разделить на 10000.

IV Экспериментальная работа

Тема: Исследование кирпича – как физическое тело.

Приборы: Кирпич, пружинные весы, пакет, линейка.

Ход работы:

1. Разделяемся на группы по 2 ученика и находим давление кирпича на стол в трех положениях и постараемся ответить на следующие вопросы.

1. В каком положении давление самое большое? Самое маленькое?

2. Почему?

3. Как зависит давление от площади поверхности?

4. Выполняем необходимые измерения и заполняем таблицу (Приложение 2)

5. Вычисляем плотность кирпича, для этого нужно вспомнить следующие формулы

V=a*b*c

P=m/V

6. Выполняем необходимые измерения и заполняем таблицу (Приложение 3)

V. Закрепление урока.

1. Выполните тест (приложение 4).

 Вариант 1.

1. Как называют величину, равную отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности?

А. Сила трения.
Б. Сила упругости.
В. Давление.
Г. Сила давления.

2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?

А. Н.
Б. Па.
В. кг.
Г. кг/м2.

3. Два одинаковых бруска поставлены друг на друга тремя способами, как показано на рисунке. В каком случае давление, производимое ими на стол, будет наименьшим?

А.1.
Б. 2.
В. 3.
Г. Во всех случаях одинаковое.

 Вариант 2

1. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать давление?



2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения давления?

А. кг.
Б. Н.
В. Н/м2.
Г. кг/м2.

3. Какой из трех одинаковых брусков производит на стол большее давление (см. рисунок)?

А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. Все бруски производят одинаковое давление.

V. Систематизация и обобщение знаний.

Итак, мы разгадали вашу тайну, имя которой – давление. Что же мы узнали о ней?

1. Что характеризует давление?

2. Дайте определение давлению?

3. В каком направлении передается давление?

4. Какова единица давления?

5. Как уменьшить или увеличить давление?

VI. Организация работы дома

  1. Составить кроссворд.
  2. Написать стихотворение о давление.

Учитель: Ну что ж, вот мы и раскрыли еще одну тайну. И это прекрасно. Как сказал А. Эйнштейн “Самое прекрасное и глубокое из достигнутых ними чувств – это ощущение тайны, ибо в ней – источник истинной науки”.

Благодарю всех за внимание и прошу тщательно подготовиться к следующему занятию.

Если человек своим трудолюбием и упорством достигает истину в чем-либо, то это и есть его открытие. (Отмечает работу групп, отдельных учеников).

Презентация