Деятельность - это занятия и труд, то есть это активное взаимодействие человека с окружающей средой или конкретно с каким-нибудь предметом, то есть физическим телом.
Исследовать – это значит подвергнуть изучению.
Исследовательская деятельность – это значит занятия и труд по изучению конкретного физического тела. Ребенок легче познает мир через исследовательскую деятельность. Учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества.
Технология деятельного подхода: целепологание, планирование деятельности, реализация, рефлексивно-оценочная деятельность. Все действия учителя, используемые им средства и приемы, направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию их деятельности на уроках.
Типы деятельного подхода:
- пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать);
- репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений);
- частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках);
- исследовательская деятельность (самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера).
Исследовательская деятельность - один из видов деятельности учащихся:
- при изучении нового материала;
- при закреплении изученного материала;
- при решении типовых задач;
- при обобщении материала по теме;
В своей работе я отдаю предпочтение исследовательской деятельности учащихся парами (Если один не знает, то второй что – то знает ) и такая работа в группах сплачивает ребят, воспитывает чувство товарищества, способствует созданию на уроке деловой обстановки, облегчает контроль над знаниями.
Выполнение любой деятельности начинается с выполнения программы, то есть с разработки системы действий, последовательное выполнение которой позволит получить конечный результат, указанный в цели деятельности. При работе используются схемы, обобщенные планы по элементам физических знаний по следующим видам:
- деятельность по распознанию;
- деятельность по “нахождению значения физической величины в конкретной ситуации”;
- деятельность по составлению уравнений конкретной ситуации;
- деятельность по воспроизведению физических явлений в конкретной ситуации.
Конечный результат любой деятельности – это учащиеся, владеющие определенными знаниями, умениями.
Предлагается конспект урока в 7-м классе:
Тема: Давление
Цели урока:
Познавательные:
формировать умение планировать и проводить физические опыты.
Образовательные:
1. Закрепить представление о давлении, как о физической величине.
2. Сформировать умение находить давление практически.
3. Научить делать выводы .
Воспитательные:
1. Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы (Экспериментальная работа)
2. Развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.
Развивающие:
1. Развивать умение самостоятельно работать с исследуемым телом.
2. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.
3. Способствовать расширению кругозора учащихся.
I. Организация начала урока
Учитель зачитывает строки из стихотворения А.С. Пушкина:
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.
Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Народная мудрость гласит: “Ум – хорошо, а два лучше”. Сегодня мы работаем в группах из трех человек.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся закрепить материал, который проходили на предыдущих уроках. Давайте приложим все свои знания и умения, чтобы вспомнить то, что мы изучили, а поможет нам в этом кроссворд (Приложение 1).
II. Выявление имеющихся знаний
№1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется?
№2. Чем характеризуется действия силы? Одна из ее характеристик силы.
№3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину?
№4. Физическая величина, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина?
№5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого?
№6. Как называется единица силы?
№7. Как называется сила, возникающая в пружине?
№8. Как называется сила, с которой знания притягивают к себе все тела?
А теперь давайте назовем физическую величину, которую получили по вертикали в кроссворде. (давление)
III. Повторение изученного материала
Учитель: Мы с вами разгадали Давление. Как вы считаете, что нужно узнать чтобы найти давление?
Учащиеся: называют, что нужно узнать силу тяжести и площадь опоры данного физического тела.
Давление = сила давления / площадь
р = F / S
.S – площадь (м2),
F – сила (Н),
p – давление (Па)
Учитель: В каких единицах измеряется давление?
Ученики: В Паскалях.
За единицу давления, принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности.
(1 Н/м2 = 1 Па)
Что значит р = 1500 (Па) ? 5 (Па) ? 45 (Па) ?
Используют и другие единицы:
гекто Паскаль (гПа), | кило Паскаль (кПа) |
1 кПа = 1000 Па | 1 Па = 0,001 кПа |
1 Гпа = 100 Па | 1 Па = 0, 01 гПа |
Учитель: В каких единицах измеряется площадь опоры?
Ученики: Площадь опоры измеряется в м2 .
Учитель: Как перевести см2 в м2
Ученики: Чтоб перевести см2 в м2 необходимо разделить на 10000.
IV Экспериментальная работа
Тема: Исследование кирпича – как физическое тело.
Приборы: Кирпич, пружинные весы, пакет, линейка.
Ход работы:
1. Разделяемся на группы по 2 ученика и находим давление кирпича на стол в трех положениях и постараемся ответить на следующие вопросы.
1. В каком положении давление самое большое? Самое маленькое?
2. Почему?
3. Как зависит давление от площади поверхности?
4. Выполняем необходимые измерения и заполняем таблицу (Приложение 2)
5. Вычисляем плотность кирпича, для этого нужно вспомнить следующие формулы
V=a*b*c
P=m/V
6. Выполняем необходимые измерения и заполняем таблицу (Приложение 3)
V. Закрепление урока.
1. Выполните тест (приложение 4).
Вариант 1. 1. Как называют величину, равную отношению
силы, действующей перпендикулярно к поверхности,
к площади этой поверхности? |
Вариант 2 1. Какое из приведенных ниже выражений
позволяет рассчитать давление? |
V. Систематизация и обобщение знаний.
Итак, мы разгадали вашу тайну, имя которой – давление. Что же мы узнали о ней?
1. Что характеризует давление?
2. Дайте определение давлению?
3. В каком направлении передается давление?
4. Какова единица давления?
5. Как уменьшить или увеличить давление?
VI. Организация работы дома
- Составить кроссворд.
- Написать стихотворение о давление.
Учитель: Ну что ж, вот мы и раскрыли еще одну тайну. И это прекрасно. Как сказал А. Эйнштейн “Самое прекрасное и глубокое из достигнутых ними чувств – это ощущение тайны, ибо в ней – источник истинной науки”.
Благодарю всех за внимание и прошу тщательно подготовиться к следующему занятию.
Если человек своим трудолюбием и упорством достигает истину в чем-либо, то это и есть его открытие. (Отмечает работу групп, отдельных учеников).