Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта можно представить в виде схемы:
Учебный проект
Проблема проекта | “Почему?” | Актуальность проблемы – мотивация |
Цель проекта | “Зачем?” (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | “Что?” (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | “Как?” (мы это можем делать) | Выбор способ и методов, планирование |
Результат | “Что получится?” (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
- Погружение в проект;
- Организация деятельности;
- Осуществление деятельности;
- Презентация результатов.
В эффективности метода учебных проектов я убедилась на своей практике.
Первой попыткой организации проектной деятельности на уроке литературы в 5 классе явилось создание небольшого учебного проекта по сказкам “Тысяча и одна ночь”. Учащимся, объединенным в 3-4 группы, дается задание: подготовить коллаж из рисунков-иллюстраций учащихся, выполненных дома, коллаж, который может стать обложкой книги “Тысяча и одна ночь”. Кроме этого, школьники должны представить, защитить свой проект. Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.
Подобные задания вызывают большой интерес у учащихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме “Сказки народов мира”, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и учащихся, нуждающихся в поддержке учителя.
Такие творческие задания в 5-7 классах вызывают живой интерес учащихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Работа над различными проектами продолжается в следующих классах.
Учебный проект, предложенный учащимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием “История моей семьи в истории Родины”, выполнялся после изучения рассказа В.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Отправной точкой к созданию проекта явилась последняя фраза из рассказа: “Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история”.
Алгоритм работы над проектом можно представить в виде схемы (схема прилагается).
Для решения возникшей проблемы учащиеся должны были найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Презентация проекта обычно совпадает с празднованием Дня Победы, что имеет особое воспитательное значение.
По отзывам участников проекта (а ими становятся не только дети, но и другие члены семьи) подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у учащихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы “отцов” и “детей”.
Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.
Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, пытались узнать, где и когда была сделана фотография, описывали костюмы начала и середины 20 века, что способствовало развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.
В 9 классе самая значимая и объемная тема – “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта “Памятник А.С.Пушкину”. Работа над этим проектом подробно описана в журнале “Литература в школе” №6 за 1998 год (статья Р.Д.Мадер “Как мы создавали памятник Пушкину”). Реализация этого проекта помогла ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже “родным”.
Развитию информационной и коммуникативной компетентности учащихся 10 класса способствовала подготовка сборника работ учащихся, посвященного 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается школьниками, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах. Эта проблема мотивировала появление проекта по творчеству одного из самых сложных поэтов, изучаемых в 10 классе.
На 1-м этапе – погружении в проект – учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации, учитель совместно с учащимися определяют цель и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.
На 2-м этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например:
- Представить краткий биографический очерк;
- Найти среди наших современников земляков Тютчева и взять у них интервью;
- Собрать и представить материал о
художественном мире поэта по различным
направлениям:
- Философские взгляды Тютчева и философская поэзия;
- Природа в ранней и поздней лирике Тютчева;
- Особенности композиции стихотворений;
- Роль антитезы в стихотворениях поэта и др.
При определении заданий для каждой группы учитываем характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.
3-й этап – осуществление деятельности. Именно на этом этапе учащиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, учащиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Например, группа, работающая над сбором и оформлением воспоминаний земляков поэта, наших современников, должна владеть такими методами, как составление опросника, проведение интервью, его обработка и речевое оформление. Учить этому необходимо заранее, до начала работы над проектом, при изучении курсов русского языка и литературы в средних классах.
Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
4-й этап презентация проекта – как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Продуктом проектной деятельности учащихся стали тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям Тютчева. Эти работы составили сборник “Все во мне – и я во всем”. Уроки по защите проекта проводились в дни празднования юбилея поэта, что усилило эмоциональную и познавательную стороны процесса изучения творчества Тютчева.
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы учащихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность учащихся, креативность, качество и объем использования источников.
Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений. Поэтому проект, предложенный учащимся 11 класса, предусматривал создание компьютерных презентаций по теме “Модернизм в русской литературе”. Этапы и характер работы были традиционными. Новым явилась форма презентации, базирующаяся на использовании интегративных знаний и умений, на владении основами информационных технологий. Группы учащихся работали по направлениям “Символизм”, “Акмеизм”, “Футуризм”, собирая, классифицируя, обобщая довольно объемный теоретический материал, который является во многом основой для восприятия и понимания творчества поэтов серебряного века.
Алгоритм работы представлен ниже.
Конечно, работы учащихся не были идеальными в техническом отношении, но проявившийся интерес даже самых далеких от литературы учащихся, их стремление творчески подойти к делу, даже, может быть, удивить, заслуживал внимания учителя. Кроме этого, прежде чем сжато и емко представить материал по теме, пришлось найти его в разных источниках, прочитать и отобрать необходимое, что создавало условия для усвоения новых знаний. А также осуществление данного проекта способствует нивелированию противопоставления гуманитарных наук информатике.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Алгоритм работы над учебным проектом
Предмет: русская литература
Проект: “История моей семьи в истории моей Родины”
Класс: 8
Тип проекта: творческий
Проблема | Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков |
Почему? | Не интересуемся Не сохранилось достаточно сведений Отсутствие семейных традиций Родители тоже плохо знают историю своей семьи Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные |
Что делать? | Изучить историю семьи |
Как? | Узнать у родителей, бабушек, дедушек,
родственников сведения о семье Изучить документы, семейные реликвии, фотографии |
Что получить? (результат) | Сочинение “История моей семьи в
истории моей Родины” Познавательный (знания об истории семьи, предках) Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность) |
Предмет: русская литература
Проект: “К 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева”
Класс: 10
Тип проекта: исследовательский, творческий
Проблема | Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах |
Почему? | Недостаточно знаний о жизни и
творчестве поэта Философская поэзия трудна для восприятия учащимися 15-16 лет Поэзия Тютчева недостаточно изучается в средних классах |
Что делать? | Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме |
Как? | С использованием дифференцированных
групповых заданий С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра) |
Что получить? (результат) | Сборник работ учащихся “Все во мне – и
я во всем” Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева) Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения) |
Предмет: русская литература
Проект: “Модернизм в русской литературе”
Класс: 11
Тип проекта: творческий
Проблема | Модернистские течения в русской литературе начала 20 века недостаточно глубоко воспринимаются учащимися |
Почему? | Большой объем материала Изучение материала требует развитых навыков классификации, сравнения, обобщения Традиционные формы работы |
Что делать? | Мотивировать учащихся на изучение программного материала с использованием современных технологий |
Как? | Использовать современные
информационные технологии Использовать групповые формы работы |
Что получить? (результат) | Компьютерная презентация по темам
“Символизм”, “Акмеизм”, “Футуризм” Познавательный (программные и внепрограммные знания по теме “Модернизм в русской литературе”) Воспитательный (эстетическое, нравственно-духовное воспитание, толерантность) Развивающий (информационная, коммуникативная компетентность) |