Реализация преемственности между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников

Разделы: Математика


При переходе из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. На решение проблемы преемственности в обучении в нашей школе мной был разработан проект “Преемственность в обучении при переходе учащихся из начальной школы в среднюю”. Идёт третий год эксперимента в нашей школе.

Цель инновации: формирование механизма приспособления ребёнка к требованиям и условиям обучения в переходный период, сохранение достигнутого уровня развития в начальной школе и успешное продвижение учащихся среднего звена.

Сущность инновации. Разработка технологических подходов к организации совместной деятельности учителей начальных классов, учителей-предметников средней школы, классных руководителей, психолога по адаптации детей к новым условиям.

Ожидаемые положительные результаты:

Формирование и укрепление здоровья учащихся путём их адаптации к физическим и психическим нагрузкам.

  • Сохранение высокого уровня умственной и физической работоспособности, учебной мотивации за счёт создания ситуации успешности.
  • Оптимизация учебного процесса.
  • Повышение качества обучения, развития подготовки учащихся.

Возможные неудачи:

1) социальные причины;

2) недостаточность профессионализма отдельных учителей.

Классификация инновации. Область применения

Управление, психология, валеология

Нововведение проходит апробацию, идет третий год. “Погружение” в теорию и методику преобразовательной деятельности, направленной на реализацию модельных представлений по проблеме преемственности между начальной и средней школой.

1. Формирование информационно-методического фонда разработок отдельных педагогов и групп учителей.

2. Отслеживание результативности образовательного процесса.

Препятствия на пути разработки:

  • социальные (психологическая служба не оказывает существенной помощи);
  • финансовые (оплата);
  • общепедагогические (частнометодические: недостаток литературы как методической,так и учебной).

Определение участников проектирования.

Этапы и условия успешной реализации программы

I этап. Проектно-мобилизационный (первый учебный год)

  1. Диагностика, мониторинг аспектов учебно-воспитательного процесса в 4-х, 5-х классах.
  2. Разработка концепции и программы её построения.
  3. Создание педагогической группы и определение стратегии и тактики деятельности.
  4. Решение проблем материально-технического и нормативно- методического обеспечения

II этап. Экспериментально-поисковый (второй учебный год)

  1. Опытно-поисковая деятельность группы по освоению новшеств в учебно-воспитательном процессе.
  2. Осмысление теоретических и методических основ преобразовательной деятельности. Разработка и апробация диагностического инструментария изучения эффективности.
  3. Качественное и количественное закрепление достигнутых результатов.
  4. Мониторинг инновационной деятельности.

III этап. Преобразовательный (третий и четвёртый учебные годы)

  1. “Погружение” в теорию и методику преобразовательной деятельности, направленной на реализацию модельных представлений по проблеме преемственности между начальной и средней школой.
  2. Формирование информационно-методического фонда разработок отдельных педагогов и групп учителей.

3. Отслеживание результативности образовательного процесса.

IV этап. Рефлексивно-обобщающий (пятый учебный год)

  1. Осуществление коллективной рефлексии в сообществах педагогов, учащихся и родителей на процесс и результаты образовательной программы.
  2. Обобщение и презентация опыта и результатов совместной деятельности.

В проекте реализуются следующие задачи:

  • координация и укрепление взаимодействия совместной работы учителей начальных классов и учителей-предметников, классных руководителей;
  • аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов учебно-воспитательного процесса в 4-м и 5-м классах;
  • разработать единые требования учителей начальных классов и учителей среднего звена;
  • разработать или отработать и апробировать различные методики, технологии обучения и здоровьесберегающих технологий воспитания, социально-педагогической защиты учащихся психологического обеспечения адаптации детей на переходном этапе от младшего к среднему;
  • создание условий для участия семей в учебно-воспитательном процессе;
  • повышение престижа, социальной и нравственной значимости труда учителей;

Конкретно выполняются следующие мероприятия:

  • изучение литературы по проблеме преемственности в обучении, школьной адаптации;
  • анкетирование и тестирование учащихся, учителей и родителей;
  • разработка уровней приспособления ребёнка к школе;
  • выявление негативных факторов возникновения стрессовых ситуаций учащихся при переходе из начальной в среднюю школу;
  • разработка единых методических приёмов, подходов при изучении отдельных тем учителей начальных классов и учителей математики, русского языка;
  • разработка общих приёмов, методов повышения вычислительных навыков и решения задач по математике учителями начальных классов и учителями математики;
  • проведение открытых уроков учителями начальных классов с приглашением учителей-предметников;
  • проведение открытых уроков учителями-предметниками с приглашением учителей начальных классов;
  • проведение открытых уроков в 4-х классах учителей будущих в 5-х классах;
  • проведение семинаров для учителей начальных классов и учителей математики, русского языка, истории, иностранных языков;
  • проведение педагогических консилиумов учителей, работающих в 4-м и 5-м классах;
  • разработка общих приёмов и подходов компетентности чтения учащихся учителями начальных классов и русского языка;
  • разработка общих методических приёмов по формированию общеучебных умений учителей истории, географии, биологии и учителей начальных классов;
  • разработка контрольно-измерительных материалов для выявления достижений учащихся уровня обучаемости;
  • проведение психолого-педагогических диагностик: уровня обученности, уровня обучаемости и развития, уровня воспитанности;
  • систематизация и оформление результатов исследований в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц, диагностических карт;
  • связь учителей, родителей и медицинских работников;
  • выявление причин психологического дискомфорта учащихся.

Уже не первый год тесно взаимодействуют и сотрудничают учителя начальных классов и учителя математики нашей школы. Учителями разрабатываются конкретные мероприятия по данной проблеме, анализируются учебно-воспитательный процесс в 4-5-х классах, выявляются и конкретизируются причины снижения или повышения успеваемости, рассматриваются различные методики, технологии обучения, социально-педагогическая защита учащихся психологического обеспечения адаптации детей на переходном этапе, определяются будущие учителя в пятых классах.

В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов проводят открытые уроки для учителей математики и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика. Учителя-математики составляют контрольные работы, и для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями и определения уровня подготовки они посещают уроки, проводят уроки в своих будущих классах, а в начале нового учебного года с приглашением учителей начальных классов показывают открытые уроки по математике. Таким образом, экономится время на знакомство с классом учителей и учащихся с новыми учителями, и адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу проходит безболезненно, хотя расставание с первой учительницей не может быть лёгким для учащихся.

На семинарах рассматриваются вопросы методики преподавания математики, развивающей системы обучения, технологии “открытия знаний”, вырабатываются единые требования, общие подходы к конкретному теоретическому материалу по математике, что благополучно сказывается на организации учебной деятельности, на психологическом состоянии ученика при переходе в пятый класс.

Для развития интереса к математике и повышения уровня математической подготовки наиболее способных учащихся ежегодно для четвероклассников проводятся математические олимпиады, принимают участие в международном математическом конкурсе по математике “Кенгуру”.

Эффективность данной работы проявляется в дальнейшем в результатах учебных достижений школьников в различных олимпиадах, научно- практических конференциях районного, республиканского, всероссийского уровня. Выпускники подтверждают свои знания при поступлении в вузы, и в дальнейшем проявляют себя в учёбе, при участии в вузовских олимпиадах.

Результатом сотрудничества учителей начальных классов и учителей математики можно назвать внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи развивающего обучения, освоение теории методики развивающего обучения, произошло обновление содержания начального, в частности математического образования, широко используются новые учебники, комплекты как обновлённых традиционных и вариативных (Л.Г.Петерсон, И.И. Аргинская). Преобразование содержания и методики преподавания в начальной школе находит своё продолжение в основной школе :учителя математики работают по новым учебно-математическим комплектам Л.Г.Петерсон. Тем самым не теряется мотивационный компонент учебной деятельности: не снижается интерес к изучаемому содержанию, сохраняется опора на имеющиеся представления и опыт, ощущается продвижение в познании, присутствует переживание ситуации успеха. Результативность при обучении математике во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения каждого ученика, особенно при решении задач. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей русского языка, истории, иностранных языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Таким образом, выполняется задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школой является важным условием для успешности и развития школьников.

Литература:

  1. Лебедченко С. Как повысить адаптационные возможности организма учащихся. Народное образование №3 2000 стр.134.
  2. Журавлёв Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Народное образование №8 2002 стр.99.
  3. Журавлёв Д. Дидактический невроз-цена образования. Народное образование №6 2003 стр.119.
  4. Классный руководитель №6 2001.
  5. Классный руководитель№5 2001.
  6. Преемственность в обучении при переходе учащихся из начальной школы в среднюю “Математика”№25 1997.
  7. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой. “Математика”№ 30 1998.