Цели урока:
- Повторить основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе, происходившие в период развитого феодализма.
- Повторить пройденный материал с точки зрения роли личности в истории. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма.
- Развивать умение работать по группам, доказывать свое мнение, сопоставлять, выделять существенные признаки явлений, делать выводы.
Оборудование: “линия времени”, раздаточный материал, клей, маркеры, ручки, жетоны, эмблемы команд.
Подготовительный этап: класс делится на три команды, каждая команда придумывает себе название, изготавливает каждому члену команды эмблему.
Оформление доски: на доске должна быть “линия времени”, цели урока, основные характеристики феодализма XI-XV вв., название игры, ее характер и условия.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: С XI и до конца XV в. продолжался второй период истории средних веков. Давайте, определим его место на “линии времени” (работа с “линией времени” на доске). Это время, когда феодальный строй получил полное развитие. Сегодня на уроке мы должны повторить основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе, происходившие в период развитого феодализма. Чем же характеризуется феодализм XI-XV вв.? Происходит совершенствование способов земледелия и повышение производительности труда. В средние века появились многие из ныне существующих городов. Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарное хозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия для образования централизованных государств и возникновения сословных собраний. В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия и другие.
История не может быть безликой. Самое интересное в истории – это судьбы народов, выдающихся деятелей с их характерами и поступками, а нередко и с удивительной неповторимой судьбой. Изучая второй период средних веков, мы познакомились с различными правителями, представителями духовенства, борцами за независимость родины, вождями народных движений. И так как в центре внимания каждого, кто изучает историю, всегда стоит человек и его дела, то мы сегодня на уроке повторим материал и с точки зрения роли личности в истории.
Урок наш будет проходить в форме игры “Вдогонку за лидером”. Игра будет носить соревновательный характер. Победит та команда, которая, пройдя через все этапы, наберет большее количество очков. Вы помните, что именно в изучаемом нами периоде появились хранилища больших сумм денег. У каждой команды сегодня будет свой банк. Каждое очко, заработанное командой, будет превращаться в монету.
Ход игры: Представление команд и капитанов.
I задание: “Дата”.
Учитель: Говоря о каких-то событиях, мы всегда ставим вопрос – когда? Когда произошло то или иное событие? Поэтому первым заданием будет игра “Дата”. Условия: ученик пишет на листе любую дату, связанную с пройденным материалом, и передает листок следующему. Если ученик не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Игра идет две минуты. Затем проверяем, верно ли записаны даты. За каждую дату – 1 очко.
II задание: “Пословицы и поговорки”.
Учитель: Затронув основные события, мы сейчас посмотрим, какое отражение некоторые из них нашли в поговорках. Вы должны будете сказать, что означало это выражение в средние века. Правильный ответ – 1 очко.
1 команда – “Что с возу упало, то пропало” (Во время феодальной раздробленности товар, упавший на землю, считался собственностью владельца земли)
2 команда – “Городской воздух делает свободным” (Если лично зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удалось прожить в городе год и один день, он становился свободным человеком)
3 команда – “Овца победила лен” (Население Европы перестало довольствоваться льняной одеждой, больше стали делать ткани из шерсти)
III задание: “Исторические портреты”.
Учитель: Каждое событие связано с какой-либо личностью. Сейчас мы вспомним некоторых выдающихся деятелей средневековья. Я буду зачитывать краткие характеристики, а вы должны определить – о ком идет речь? Правильный ответ – 1 очко.
1 команда – характеристики Жанны д Арк и Вильгельма Завоевателя
2 команда – характеристики Гильома Каля и Ричарда Львиное Сердце
3 команда – характеристики Яна Жижки и Филиппа IV Красивого
IV задание: “Кто, кому и по какому поводу мог сказать?”.
Учитель: Многие исторические деятели оставили в истории свой след, не только совершив то или иной поступок, но и своими знаменитыми высказываниями. Вы должны определить – кто, кому и по какому поводу мог сказать следующие слова. Правильный ответ – 1 очко.
1 команда:
- “Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду” (Ян Гус сказал своим судьям на Констанском соборе в ответ на их требование отречься от своих взглядов)
- “Так хочет Бог!” (В 1095 году в Клермоне папа римский Урбан II призывал к крестовому походу за освобождение гроба Господня из рук неверных в Иерусалим)
2 команда:
- “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать” (Это слова Людовика XI, который хитростью, лестью объединял страну)
- “Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих” (В XIII веке во времена альбигойских войн папского посла спросили, как отличить благоверных католиков от еретиков. После его ответа крестоносцы убили всех жителей города)
3 команда:
- “Они будут изгнаны из Франции. Кроме тех, кто найдет здесь погибель” (Эти слова Жанна д Арк говорила судившим ее инквизиторам об англичанах)
- “Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай” (Эти слова из Евангелия говорили проповедники своим прихожанам, призывая к смирению в этой жизни, чтобы после смерти попасть в рай)
V задание: “Соперники – союзники”.
Учитель: Мы вспомнили много деятелей средневековья. Некоторые из них были современниками и могли встречаться друг с другом, а могли и никогда не видеть друг друга. Ваша задача – подобрать пары соперников и союзников. Каждая правильно подобранная пара – 1 очко.
Учащимся выдается оформленный альбомный лист, на который они наклеивают карточки с именами, подбирая пары. Если эти личности были союзниками, они ставят между ними знак “+”, если соперниками, то знак “-”.
Людовик XI – Карл Смелый
Филипп IV – Бонифаций VIII
Григорий VII – Генрих IV
Жанна д Арк + Карл VII
Уот Тайлер + Джон Болл
Изабелла Кастильская + Фердинанд Арагонский
VI задание:
Учитель: Деятельность некоторых исторических личностей, о которых мы сегодня говорили, была направлена на образование централизованных государств. Но какое же государство мы называем централизованным? Чтобы ответить на этот вопрос вы должны знать признаки централизованного государства. В пакете вы найдете карточки с признаками феодальной раздробленности и централизованного государства. Их нужно распределить по порядку.
Учащимся выдается оформленный лист и пакет с признаками. Они должны с одной стороны наклеить признаки феодальной раздробленности, с другой – централизованного государства. Правильно выполненная работа – 5 очков.
Феодальная раздробленность |
Централизованное государство |
Страна распадается на отдельные феодальные владения | Завершено объединение страны в единое государство |
Крупные феодалы в своих владениях имеют почти неограниченную власть | Крупные феодалы лишились власти в своих владениях, они подчинены королю |
Король – “первый среди равных”, верховный сеньор. | Король – глава единой центральной власти в стране. |
Подведение итогов, награждение лидеров игры.