Цели урока:
- Расширить кругозор учащихся в области языкознания; накопить и обогатить словарный запас (подбор синонимов, антонимов, заимствованных слов и т.д.). Углубить представление о роли слов в нашем языке.
- Развивать мышление учащихся, культуру общения.
- Прививать любовь к родному языку. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Оборудование:
- мультимедиа проектор, компьютер.
- магнитофон, аудиозапись мелодии.
- карточки – подсказки
- карточки – рисунки для работы, в группах
- сувенир “Сердечко”
- словари.
Титульный слайд №1
I. Организационный момент. (Слайд №2)
У. – сравни свое настроение с настроением этих ребят.
Вывод: Хорошее настроение – залог успеха на уроке.
II. Эмоциональный настрой. (Слайд №3)
У. – Объясни смысл пословицы (Работа над пословицей).
Вывод: если ты чего-то не знаешь, не нужно бояться в этом признаться, нужно стремиться это узнать.
Выступление ученика (стих.)
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
III. Речевая разминка:
У. – Урок русского языка требует не только внимания и аккуратности, но и четкого произношения.
Упражнение для губ и языка. (четкое произношение предложений хором с правильным положением губ и языка по образцу учителя).
IV. Минутка чистописания.
(С элементами повторения пройденного материала). Слайд №4 с анимацией.
У. – Назови буквы, которые видишь на экране. (Ученик читает буквы вслух)
У. – Какую роль выполняют буквы в русском языке?
У-к. – Буквы в русском языке обозначают звуки.
У. – Какие звуки обозначают буквы а, л, ж, я?
У-к. – Буква А обозначает звук (а), буква Л – звуки (л, л‘), буква Ж – звук (ж), буква Я – звук (а), если стоит в слиянии, а также звуки (й‘,а), если стоит отдельно.
На экране появилось подтверждение ответа ученика.
У. – Раздели данные буквы на группы. Объясни по какому признаку произведено деление.
У-к. – Эти буквы можно разделить на 2 группы – гласные и согласные.
На экране появились группы букв.
У. – Какие из данных букв имеют одинаковые или похожие элементы написания?
У-к – Одинаковые элементы написания у букв С, О, А.
На экране появились эти буквы.
Запись данных букв по образцу учителя.
V. Постановка цели урока.
У. – Узнать тему нашего урока вы сможете, если составите из этих букв слово. (Дети составляют слово – “слова”). Слайд №5.
У. – Сегодня мы поговорим о словах, а точнее об их значении. Повторим изученное. Узнаем много нового. Слайд №5.
У. – объясни, почему так говорят в народе?
У-к. – словом можно обрадовать, а можно обидеть, но сказанное слово не вернешь назад. Поэтому сначала надо подумать, а потом говорить.
Слайд №6
У. – Много на земле живых существ, но только человек обладает даром слова. Подружись с ним и ты откроешь для себя удивительную страну.
VI. Обобщение и систематизация полученных знаний с элементами нового материала.
У. – Кто догадался в какую страну мы попали?
У-к. – Это страна – ЛЕКСИКА.
Слайд №7 с анимацией.
У. – Страна слов велика и необъятна.
Сегодня ждут нас новые друзья.
Узнаем вместе все об этом ты и я,
На башне флаг с названием страны
Скорей читай…
На экране: “ЛЕКСИКА”. (Дети читают хором название страны)
У – Что такое лексика?
У-к. – Лексика – это наука о словах, а также об их назначении.
Слайд №8 (чтение правила хором).
СИНОНИМЫ
У. – Начинаем наше путешествие.
Слайд №9 с анимацией (появляется стрелка к рисунку “пламя – огонь”)
У. – Знакомы ли вам жители этого королевства?
У-к. – Это синонимы.
У. – Что такое синонимы?
У-к. – Синонимы – это слова различные по написанию, но близкие по значению
Слайд №10 (хоровое повторение правила).
Слайд №11 (с анимацией).
У. – Прочитай слова. Выпиши “лишнее” третье слово в каждой строке.
Проверка задания: по ходу объяснения уч-ся на экране подчеркиваются “лишние слова”.
Объяснение уч-ся – слова грустный и печальный в первой строке являются синонимами. Значит слово глубокий – “лишнее” и т.д.
У. – Зачем нам в речи нужны синонимы?
У-к. – Чтобы наша речь была более точной и выразительной.
Слайд № 12
У. – Синонимы обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли. Давайте в этом убедимся.
Слайд № 13 с заданием.
У. – прочитайте текст
Дети читают текст про себя.
У. – определи стиль данного текста
У-к. – это диалог
У. – Что такое диалог?
У-к. – Диалог – это разговор двух или нескольких людей.
У. – Какие речевые недочеты вы заметили в этом диалоге?
У-к. – частое повторение слова “сказал”.
У. – замените слово “сказал” синонимами. Данные синонимы запишите в тетрадь.
Дети работают над заданием, выбрав для себя вариант его выполнения:
- (красный цвет) – делаю сам;
- (зеленый цвет) – беру подсказку №1.
Подсказка поможет ученику справиться с данным упражнением, но не лишает его возможности думать, рассуждать, принимать решение.
Содержание подсказки: нашел, спросил, ответил, спел, поинтересовался, увидел, воскликнул, шепнул, прокричал.
Проверка задания. Слайд №14 с анимацией.
Дети предлагают свои варианты подобранных синонимов и сравнивают их с вариантом, предложенным компьютером.
У. – Прочитайте получившийся текст.
Дети читают текст вслух.
У. – Что теперь можнос казать об этом тексте?
У-к. – Текст стал более выразительным.
Слайд №15
У. – Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Запомнить все синонимы невозможно. Да и не нужно этого делать. Нам всегда поможет “Словарь синонимов”. В этом словаре 90 тыс. синонимических рядов.
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА
У. – Мне очень нравится как вы работаете. Молодцы!
- Что я сейчас сделала?
- Вы нас похвалили.
- Подберите родственное существительное к слову “похвалила”.
- Это слово “похвала”.
- Подберите синоним к слову “похвала”.
Слайд № 16 с анимацией.
Дети выбирают из двух слов синоним к слову “похвала”. Появившаяся на экране стрелка подтверждает правильность ответа детей.
У-к. – Синонимом слова похвала является слово “комплимент”
У. – К каким словам относится слово комплимент?
У-к. – Слово комплимент относится к заимствованным словам.
Слайд №17.
У. – Какие слова называют заимствованными?
У-к. – Это слова, пришедшие к нам из других языков.
Выступления детей: (чтение стихов о заимствованных словах: грамматика, арифметика, хоккей, футбол).
Физминутка
Игра “Комплимент”. Звучит мелодия Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”.
У. – Часто ли вам говорят комплименты? А ведь это так приятно. Вместе с лестными словами вы дарите другому человеку частичку своего доброго сердца.
Дети передают тому, кому пожелают сувенир в форме сердца, произнося при этом комплимент.
Слайд № 18.
У. – Русский народ издавна славился гостеприимством. Еще в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались и в речь проникали иноизычные слова.
Слайд №19.
Узнать откуда пришло заимствованное слово, что оно обозначает поможет “Словарь иностранных слов”.
Работа со словарями (у детей словари иностранных слов).
У. – Выпишите из словаря три заимствованных слова, укажите, откуда оно пришло в наш язык.
По окончании работы дети обмениваются тетрадями и запоминают слова, которые выписал товарищ.
У. – назови заимствованные слова, которые ты запомнил. (отвечают 3-4 ученика).
АНТОНИМЫ
У. – Интересные были слова,
Но в дорогу опять нам пора.
Слайд №20 (хоровое чтение записи)
У. – Что это за парочки?
У-к. – Это антонимы.
У. – Что такое антонимы?
У-к. – Антонимы это слова противоположные по значению.
Слайд №21 – хоровое чтении записи.
Слайд №22 – составление стихотворения по рисункам.
Чтение стихотворения вслух.
Слайд №23 с анимацией.
У. – Какие антонимы живут в нашей волшебной стране (стрелка указывает на королевство антонимов).
У-к. – В нашей стране живут антонимы.
У. – Выпишите данные антонимы в тетрадь.
Слайд №24 с анимацией.
У. – Даже великие поэты и писатели не могли обходиться без использования антонимов в своих произведениях. Чей это портрет? (на экране появляется надпись “М.Ю.Лермонтов”). знакомы ли вам произведения М.Ю. Лермонтова? (дети называют известные им произведения, одно стихотворение читают наизусть).
Слайд №25 с анимацией (подчеркиваются слова грусть – веселье)
У. – Найдите антонимы в этой фразе.
У-к. – В этой фразе антонимы грусть – веселье
У. – Докажите, что это антонимы
У-к. – Эти слова отвечают на один и тот же вопрос, противоположные по значению.
Слайд №26 с анимацией (при проверке появляются слова: зимнюю, длинный, меньше)
У. – Составь пословицы, подобрав подходящие антонимы.
Дети работают над заданием, выбрав для себя степень сложности его выполнения:
- (красный цвет) – делаю сам;
- (зеленый цвет) – беру подсказку №1.
Содержание подсказки: Новую, чистую, зимнюю
Белый, синий, длинный
Быстрее, меньше, ниже
Слайд №27
У. – Словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: “Это хорошо или плохо?”, “Еще рано или уже поздно?”.
В словаре антонимов Львова представлено 20тыс. анатомических пар.
Физминутка.
ОМОНИМЫ
Слайд № 28
.У – Продолжим наше путешествие. Когда путь кажется короче?
У-к. – Путь кажется короче, когда с тобой друзья и веселая песенка.
Дети шагают и поют песню “Вместе весело шагать”. Песню детей прерывают спором двух мальчиков.
Сценка:
- Ты знаешь, Саша, я сегодня ключ потерял?
- Сережа, как же так? Ты что заблудился? Я же только сегодня из него пил, хорошая там водица – светлая, вкусная.
У. – Почему мальчики не поняли друг друга?
У-к. – Один из них говорил про ключ от замка, другой про ключ – родник.
У. – Как называют такие слова?
У-к. – Такие слова называются омонимами.
У. - Что такое омонимы?
У-к. Это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению.
Слайд № 27.
У. – Почему омонимы называют близнецами?
У-к. – Омонимы очень похожи, либо одинаковые в написании.
У. – Омонимы – близнецы. Отличить их друг от друга просто невозможно. А что же помогает понять значение слов омонимов?
У-к. - Сочетание с другими словами в предложении и тексте.
Работа в группах. Игра “Кто быстрее?” слайд №30
На столе у каждой группе рисунок с изображением слов омонимов, карточка с набором прилагательных:
Скрипичный, сломанный, нотный, железный, девичья, острая, тугой, музыкальный, длинная, меткий, горький, рыжая, зеленый, злой, вкусный, хитрая, свежие.
Необходимо к каждому рисунку подобрать подходящие по смыслу прилагательные.
Проверка:
Слайд №31 (I группа) с анимацией (подход
прилагательных)
Слайд № 32 (II группа)
Слайд №33 (III группа)
Слайд №34 (IV группа)
Слайд № 35
У. – Словарь омонимов незаменимый помощник в работе с этими обманчивыми словами
ИТОГ УРОКА:
У. – Наше путешествие подходит к концу. Остается совсем мало времени. А так хотелось бы узнать мнение каждого из вас о нашем уроке.
Нам поможет ваша мимика и наши новые друзья.
Слайд №36
У. – Если для вас урок прошел с пользой, Если вы узнали много нового и интересного, Если вы довольны результатом своего труда, То улыбнитесь как один из наших новых друзей.
У. – Дайте совет второму мальчику.
Словарная работа
У. – Что помогло сделать наш урок таким интересным?
У-к. – компьютер
У – К каким словам, по вашему, относится слово компьютер.
У-к. – компьютер – заимствованное слово
Слайд №37
У. – Это слово словарное. Запомните его написание.
Дети записывают слово в тетрадь.
У. – Вы очень хорошо потрудились. (Учитель выставляет оценки в журнал).
Спасибо за урок.