Обобщающий урок русского языка во 2-м классе личностно-ориентированной направленности по теме: "Лексика"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Расширить кругозор учащихся в области языкознания; накопить и обогатить словарный запас (подбор синонимов, антонимов, заимствованных слов и т.д.). Углубить представление о роли слов в нашем языке.
  2. Развивать мышление учащихся, культуру общения.
  3. Прививать любовь к родному языку. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор, компьютер.
  • магнитофон, аудиозапись мелодии.
  • карточки – подсказки
  • карточки – рисунки для работы, в группах
  • сувенир “Сердечко”
  • словари.

Титульный слайд №1

I. Организационный момент. (Слайд №2)

У. – сравни свое настроение с настроением этих ребят.

Вывод: Хорошее настроение – залог успеха на уроке.

II. Эмоциональный настрой. (Слайд №3)

У. – Объясни смысл пословицы (Работа над пословицей).

Вывод: если ты чего-то не знаешь, не нужно бояться в этом признаться, нужно стремиться это узнать.

Выступление ученика (стих.)
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

III. Речевая разминка:

У. – Урок русского языка требует не только внимания и аккуратности, но и четкого произношения.

Упражнение для губ и языка. (четкое произношение предложений хором с правильным положением губ и языка по образцу учителя).

IV. Минутка чистописания.

(С элементами повторения пройденного материала). Слайд №4 с анимацией.

У. – Назови буквы, которые видишь на экране. (Ученик читает буквы вслух)

У. – Какую роль выполняют буквы в русском языке?

У-к. – Буквы в русском языке обозначают звуки.

У. – Какие звуки обозначают буквы а, л, ж, я?

У-к. – Буква А обозначает звук (а), буква Л – звуки (л, л‘), буква Ж – звук (ж), буква Я – звук (а), если стоит в слиянии, а также звуки (й‘,а), если стоит отдельно.

На экране появилось подтверждение ответа ученика.

У. – Раздели данные буквы на группы. Объясни по какому признаку произведено деление.

У-к. – Эти буквы можно разделить на 2 группы – гласные и согласные.

На экране появились группы букв.

У. – Какие из данных букв имеют одинаковые или похожие элементы написания?

У-к – Одинаковые элементы написания у букв С, О, А.

На экране появились эти буквы.

Запись данных букв по образцу учителя.

V. Постановка цели урока.

У. – Узнать тему нашего урока вы сможете, если составите из этих букв слово. (Дети составляют слово – “слова”). Слайд №5.

У. – Сегодня мы поговорим о словах, а точнее об их значении. Повторим изученное. Узнаем много нового. Слайд №5.

У. – объясни, почему так говорят в народе?

У-к. – словом можно обрадовать, а можно обидеть, но сказанное слово не вернешь назад. Поэтому сначала надо подумать, а потом говорить.

Слайд №6

У. – Много на земле живых существ, но только человек обладает даром слова. Подружись с ним и ты откроешь для себя удивительную страну.

VI. Обобщение и систематизация полученных знаний с элементами нового материала.

У. – Кто догадался в какую страну мы попали?

У-к. – Это страна – ЛЕКСИКА.

Слайд №7 с анимацией.

У. – Страна слов велика и необъятна.
Сегодня ждут нас новые друзья.
Узнаем вместе все об этом ты и я,
На башне флаг с названием страны

Скорей читай…

На экране: “ЛЕКСИКА”. (Дети читают хором название страны)

У – Что такое лексика?

У-к. – Лексика – это наука о словах, а также об их назначении.

Слайд №8 (чтение правила хором).

СИНОНИМЫ

У. – Начинаем наше путешествие.

Слайд №9 с анимацией (появляется стрелка к рисунку “пламя – огонь”)

У. – Знакомы ли вам жители этого королевства?

У-к. – Это синонимы.

У. – Что такое синонимы?

У-к. – Синонимы – это слова различные по написанию, но близкие по значению

Слайд №10 (хоровое повторение правила).

Слайд №11 (с анимацией).

У. – Прочитай слова. Выпиши “лишнее” третье слово в каждой строке.

Проверка задания: по ходу объяснения уч-ся на экране подчеркиваются “лишние слова”.

Объяснение уч-ся – слова грустный и печальный в первой строке являются синонимами. Значит слово глубокий – “лишнее” и т.д.

У. – Зачем нам в речи нужны синонимы?

У-к. – Чтобы наша речь была более точной и выразительной.

Слайд № 12

У. – Синонимы обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли. Давайте в этом убедимся.

Слайд № 13 с заданием.

У. – прочитайте текст

Дети читают текст про себя.

У. – определи стиль данного текста

У-к. – это диалог

У. – Что такое диалог?

У-к. – Диалог – это разговор двух или нескольких людей.

У. – Какие речевые недочеты вы заметили в этом диалоге?

У-к. – частое повторение слова “сказал”.

У. – замените слово “сказал” синонимами. Данные синонимы запишите в тетрадь.

Дети работают над заданием, выбрав для себя вариант его выполнения:

  • (красный цвет) – делаю сам;
  • (зеленый цвет) – беру подсказку №1.

Подсказка поможет ученику справиться с данным упражнением, но не лишает его возможности думать, рассуждать, принимать решение.

Содержание подсказки: нашел, спросил, ответил, спел, поинтересовался, увидел, воскликнул, шепнул, прокричал.

Проверка задания. Слайд №14 с анимацией.

Дети предлагают свои варианты подобранных синонимов и сравнивают их с вариантом, предложенным компьютером.

У. – Прочитайте получившийся текст.

Дети читают текст вслух.

У. – Что теперь можнос казать об этом тексте?

У-к. – Текст стал более выразительным.

Слайд №15

У. – Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Запомнить все синонимы невозможно. Да и не нужно этого делать. Нам всегда поможет “Словарь синонимов”. В этом словаре 90 тыс. синонимических рядов.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

У. – Мне очень нравится как вы работаете. Молодцы!

- Что я сейчас сделала?

- Вы нас похвалили.

- Подберите родственное существительное к слову “похвалила”.

- Это слово “похвала”.

- Подберите синоним к слову “похвала”.

Слайд № 16 с анимацией.

Дети выбирают из двух слов синоним к слову “похвала”. Появившаяся на экране стрелка подтверждает правильность ответа детей.

У-к. – Синонимом слова похвала является слово “комплимент”

У. – К каким словам относится слово комплимент?

У-к. – Слово комплимент относится к заимствованным словам.

Слайд №17.

У. – Какие слова называют заимствованными?

У-к. – Это слова, пришедшие к нам из других языков.

Выступления детей: (чтение стихов о заимствованных словах: грамматика, арифметика, хоккей, футбол).

Физминутка

Игра “Комплимент”. Звучит мелодия Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”.

У. – Часто ли вам говорят комплименты? А ведь это так приятно. Вместе с лестными словами вы дарите другому человеку частичку своего доброго сердца.

Дети передают тому, кому пожелают сувенир в форме сердца, произнося при этом комплимент.

Слайд № 18.

У. – Русский народ издавна славился гостеприимством. Еще в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались и в речь проникали иноизычные слова.

Слайд №19.

Узнать откуда пришло заимствованное слово, что оно обозначает поможет “Словарь иностранных слов”.

Работа со словарями (у детей словари иностранных слов).

У. – Выпишите из словаря три заимствованных слова, укажите, откуда оно пришло в наш язык.

По окончании работы дети обмениваются тетрадями и запоминают слова, которые выписал товарищ.

У. – назови заимствованные слова, которые ты запомнил. (отвечают 3-4 ученика).

АНТОНИМЫ

У. – Интересные были слова,

Но в дорогу опять нам пора.

Слайд №20 (хоровое чтение записи)

У. – Что это за парочки?

У-к. – Это антонимы.

У. – Что такое антонимы?

У-к. – Антонимы это слова противоположные по значению.

Слайд №21 – хоровое чтении записи.

Слайд №22 – составление стихотворения по рисункам.

Чтение стихотворения вслух.

Слайд №23 с анимацией.

У. – Какие антонимы живут в нашей волшебной стране (стрелка указывает на королевство антонимов).

У-к. – В нашей стране живут антонимы.

У. – Выпишите данные антонимы в тетрадь.

Слайд №24 с анимацией.

У. – Даже великие поэты и писатели не могли обходиться без использования антонимов в своих произведениях. Чей это портрет? (на экране появляется надпись “М.Ю.Лермонтов”). знакомы ли вам произведения М.Ю. Лермонтова? (дети называют известные им произведения, одно стихотворение читают наизусть).

Слайд №25 с анимацией (подчеркиваются слова грусть – веселье)

У. – Найдите антонимы в этой фразе.

У-к. – В этой фразе антонимы грусть – веселье

У. – Докажите, что это антонимы

У-к. – Эти слова отвечают на один и тот же вопрос, противоположные по значению.

Слайд №26 с анимацией (при проверке появляются слова: зимнюю, длинный, меньше)

У. – Составь пословицы, подобрав подходящие антонимы.

Дети работают над заданием, выбрав для себя степень сложности его выполнения:

    • (красный цвет) – делаю сам;
    • (зеленый цвет) – беру подсказку №1.

Содержание подсказки: Новую, чистую, зимнюю

Белый, синий, длинный
Быстрее, меньше, ниже

Слайд №27

У. – Словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: “Это хорошо или плохо?”, “Еще рано или уже поздно?”.

В словаре антонимов Львова представлено 20тыс. анатомических пар.

Физминутка.

ОМОНИМЫ

Слайд № 28

.У – Продолжим наше путешествие. Когда путь кажется короче?

У-к. – Путь кажется короче, когда с тобой друзья и веселая песенка.

Дети шагают и поют песню “Вместе весело шагать”. Песню детей прерывают спором двух мальчиков.

Сценка:

- Ты знаешь, Саша, я сегодня ключ потерял?

- Сережа, как же так? Ты что заблудился? Я же только сегодня из него пил, хорошая там водица – светлая, вкусная.

У. – Почему мальчики не поняли друг друга?

У-к. – Один из них говорил про ключ от замка, другой про ключ – родник.

У. – Как называют такие слова?

У-к. – Такие слова называются омонимами.

У. - Что такое омонимы?

У-к. Это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению.

Слайд № 27.

У. – Почему омонимы называют близнецами?

У-к. – Омонимы очень похожи, либо одинаковые в написании.

У. – Омонимы – близнецы. Отличить их друг от друга просто невозможно. А что же помогает понять значение слов омонимов?

У-к. - Сочетание с другими словами в предложении и тексте.

Работа в группах. Игра “Кто быстрее?” слайд №30

На столе у каждой группе рисунок с изображением слов омонимов, карточка с набором прилагательных:

Скрипичный, сломанный, нотный, железный, девичья, острая, тугой, музыкальный, длинная, меткий, горький, рыжая, зеленый, злой, вкусный, хитрая, свежие.

Необходимо к каждому рисунку подобрать подходящие по смыслу прилагательные.

Проверка:

Слайд №31 (I группа) с анимацией (подход прилагательных)
Слайд № 32 (II группа)
Слайд №33 (III группа)
Слайд №34 (IV группа)
Слайд № 35

У. – Словарь омонимов незаменимый помощник в работе с этими обманчивыми словами

ИТОГ УРОКА:

У. – Наше путешествие подходит к концу. Остается совсем мало времени. А так хотелось бы узнать мнение каждого из вас о нашем уроке.

Нам поможет ваша мимика и наши новые друзья.

Слайд №36

У. – Если для вас урок прошел с пользой, Если вы узнали много нового и интересного, Если вы довольны результатом своего труда,  То улыбнитесь как один из наших новых друзей.

У. – Дайте совет второму мальчику.

Словарная работа

У. – Что помогло сделать наш урок таким интересным?

У-к. – компьютер

У – К каким словам, по вашему, относится слово компьютер.

У-к. – компьютер – заимствованное слово

Слайд №37

У. – Это слово словарное. Запомните его написание.

Дети записывают слово в тетрадь.

У. – Вы очень хорошо потрудились. (Учитель выставляет оценки в журнал).

Спасибо за урок.

Презентация