Воспитательная работа с "неблагополучными" детьми летом

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Поселок Железнодорожный Иркутской области, является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.

Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.

Как следствие в последние годы наблюдается увеличение семей “группы риска” (малообеспеченных, неблагополучных), рост количества подростков с различными видами дивиантного поведения.

Резко ухудшается здоровье детей. По данным медицинского осмотра в школе из 413 осмотренных учащихся здоровы только 35 человек. Остальные, имеют какие-либо отклонения в здоровье.

Уменьшается доступность культурных центров, инфраструктуры детского досуга коммерциализируется, ориентируется на обслуживание интересов высокооплачиваемой части населения.

На сегодняшний день в поселке и районе нет ни одного учреждения, которое способно организовать летний отдых детей. Полноценная занятость учащихся школ приходиться на июнь месяц когда в школах работают площадки дневного пребывания для 1-х- 7-х классов, а остальные учащиеся отрабатывают трудовую практику. В остальные летние месяцы дети предоставлены сами себе.

Все эти проблемы стояли перед нами. Нужно было разработать такую систему воспитания, когда влияние на детей не прерывалось бы в летние месяцы. Так родилась программа туристического лагеря “Фортуна”.

Данная программа представляет возможность по средством туристического лагеря решить проблему занятости детей летом, сделать непрерывным процесс воспитания, что позволит сократить количество правонарушений среди учащихся в летний период.

Спортивно-туристскую деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления школьников.

Туризм и спорт имеют комплексный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребят, удовлетворении потребностей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.

Туризм и спорт самый лучший способ для закаливания организма, сохранения здоровья. Романтика дальних дорог, встречи, острые жизненные ситуации. Все это дает возможность проверить себя, пройти школу выживания, которая пригодится в будущем. Походная жизнь с купанием, загоранием, подвижными играми, здоровой пищей, сном на свежем воздухе, постоянными занятиями спортом – все это хорошая возможность для оздоровления детей.

Обязательная включенность детей в различные виды социальной практики, удовлетворение познавательных, личностных склонностей в коллективе и через коллектив делает лагерь успешной формой воспитания, дает большие возможности для изучения психологических особенностей детей и как следствие корректировки их поведения.

Лагерь - удачная фора работы для воспитания коллектива. В лагере востребована любая деятельность, каждый участвует в значимых делах, а это значит приходиться работать с другими ребятами. Все это позволяет сплотить коллектив. Опыт же коллективной работы позволит детям проявить себя в будущем.

Работая над реализацией программы мы преследовали следующие цели: сделать непрерывным процесс воспитания, создать условия для формирования положительных качеств личности, раскрытие интеллектуального, физического, духовного потенциала ребенка; организовать занятость детей “группы риска” в летнее время.

Во время нашей работы для их достижения приходилось решать несколько важных задач: создавать систему для развития потенциала личности; развивать у детей и подростков интерес к активным формам занятости; формировать потребности и умения самообслуживания, помощи окружающим; готовить детей и подростков к руководству и подчинению; оздоровить детей; развивать организаторские способности. И все это нужно сделать за короткий промежуток времени.

Пребывание в лагере добровольное, он дает перспективу интересной жизни, возможность удовлетворить интересы детей в общении.

Возраст участников с 10 до 17 лет. Предпочтение отдается детям из малообеспеченных, неблагополучных семей, состоящих на разного вида учетах.

Пребывание в лагере частично оплачиваемое, но к каждому мы подходим индивидуально: 4 ребенка в семье и более- бесплатно, 3 человека - 100% - старший, 50% - средний, третий - бесплатно; малообеспеченные - 50%.

Продолжительность лагеря 10- 15 суток. За это время участники в полной мере успеют насладиться романтикой походной жизни, а тоска по дому не станет преобладающим чувством.

Ежедневно в лагере проходят практические занятия по туризму на которых происходит развитие у детей интереса к спортивному туризму, даются знания по основам туристско-краеведческой деятельности, по технике туризма, прививаются навыки проживания в естественных условиях.

Общефизическая подготовка развивает интерес к спорту, здоровому образу жизни, опорно-двигательные навыки и умения.

Кроме того проводятся занятия по оказанию первой медицинской помощи, рукопашному бою. Ежедневно на это отводиться по 4 часа, время за которое дети не успеют устать, но смогут получить практические знания.

Значительное место уделяется работе над экологическим воспитанием. Воспитанием бережного отношения к окружающей среде. Знакомству с природой и географией родного края.

Для того чтобы дать детям возможность проявить инициативу и раскрыть свои потенциальные возможности, в лагере организовано самоуправление. Все участники лагеря распределены на отряды. Руководителями назначаются самые достойные ребята. Сочетание руководства и подчинения, возможность вносить свои предложения по улучшению жизни лагеря позволяет раскрыть себя каждому ребенку.

Взаимоотношения детей и взрослых строятся на основе соуправления и сотрудничества. Роль руководителя и воспитателей заключается в создании доброжелательной обстановки.

Вся жизнь в лагере планируется совместно взрослыми и детьми. Мероприятия направлены на развитие творческой активности и самостоятельности.

Участники лагеря имеют право обсуждать и высказывать свое мнение по любому вопросу. Для этого в режиме дня предусмотрена планерка, где ежедневно вместе с взрослыми дети планируют следующий день, оценивают проделанную работу. Инициатива одна из главных составляющих самоуправления. Участники лагеря имеют право обсуждать и высказывать свое мнение по любому вопросу. Во время работы в лагере выявились новые активные. Сейчас они входят в актив школы. Из вышесказанного следует, что организаторские способности в лагере являются одними из важнейших и ребята в полной мере их проявляют. Это, в свою очередь, позволяет сделать жизнь в лагере более разнообразной.

Руководство и подчинение являются неотъемлемой частью системы самоуправления, четкое функционирование которой не возможно без работы актива лагеря в который входили не только старшие ребята, но и младшие. Все участники лагеря были разбиты на 4 бригады во главе которых стояли наиболее активные и авторитетные ребята. Решение бригадира являлось законом для всех.

Самоуправление и самообслуживание в лагере – одни из наиболее важных элементов организации лагеря. Поскольку лагерь находится в так называемой “дикой местности”, то в первые дни силами ребят и педагогов проводятся большие работы по обустройству места дислокации лагеря: разбиваются палатки, строятся кухня и столовая, умывальники, туалет, очищается пляж, убирается территория. Таким образом, дети получают необходимые сведения по организации жизни в полевых условиях, учатся самообслуживанию. Происходит формирование трудовых навыков у ребят.

Пятилетний опыт работы показывает, что полевой лагерь “Фортуна” позволяет решить самые разнообразные задачи. Воспитательная работа с детьми “группы риска” продолжается и в летние месяцы. Это позволяет нам педагогам еще лучше познакомиться с ребятами, изучить их поведение в нестандартных ситуациях, что в последствии сказывается на работе с ними в учебное время. Дети раскрываются с неожиданной стороны. Порой ребенок на которого все уже давно махнули рукой показывает себя как хороший организатор походной жизни имеющий колоссальный опыт. Очень часто бывало что и детей и у учителей менялось отношение к таким ребятам они переставали быть изгоями и это положительно влияло на их поведение в дальнейшем.