Цели занятия:
- обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков и самостоятельной работы учащихся знания о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов, об отношении к революции её современников и потомков;
- обучать старшеклассников работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой;
- развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.
Эпиграф:
“В ком сердце есть –
тот должен слышать время…”О. Мандельштам
Оборудование:
- плакат с вопросами для обсуждения;
- магнитофонные записи песен И. Талькова “Генеральская тетрадь”, “Россия”;
- портреты А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, О. Мандельштама, И. Бунина, М. Волошина, М. Горького, Н. Гумилёва и других
Примечание №1:
Урок спаренный, на стыке литературы и истории, проводится в форме “круглого стола”. Это заключительный урок после изучения раздела “Литература 20-х годов”.
Перед изучением раздела на первом уроке совместно с учащимися был сформулирован основополагающий вопрос предстоящего семинара, одиннадцатиклассникам был предложен список литературы для самостоятельного чтения, включающий как произведения 20-х годов, так и современные. В ходе изучения раздела в соответствии с пожеланиями учащихся был распределён материал, назначены чтецы, проводились индивидуальные консультации.
Примечание №2:
Данный урок можно провести традиционно, как семинарское занятие, можно использовать проектную технологию.
Вопросы к семинару:
Основной вопрос:
Октябрьская революция: величайшее событие XX века или социальная катастрофа?
- Как отнеслась к Октябрьской революции русская творческая интеллигенция? Какую позицию по отношению к Октябрю заняли писатели?
- В чём писатели и философы видели причины и цели Октябрьской революции?
- Каково отношение писателей к народу, свершившему революцию?
- Как оценивают они действия нового правительства большевиков, их вождя В.И. Ленина?
- Как могло случиться, что светлая мечта, зародившаяся в лучших умах человечества, обернулась такой реальностью, о которой нельзя сегодня вспомнить без стыда и ужаса?
- Оправдывает ли, по мнению русских писателей и философов, цель средства?
- Какое влияние оказала революция на творческие судьбы писателей, на их талант?
- Можно ли считать Октябрьскую революцию началом нового художественного летоисчисления?
- Как оценивают Октябрьскую революцию наши писатели-современники, Вы лично?
- В чём сегодня актуальность данной темы?
Ход урока
Урок начинается стихотворением М. Вишнякова в исполнении заранее подготовленного ученика:
Пути России обозримы
С каких высот?
Расцвет Афин, паденье Рима
Нас ныне ждёт?Не надо быть большим провидцем,
Но вся страна
От стен столицы до провинций
Потрясена.Глаголют мёртвые. Живые
Не ценят хлеб.
Сей мир в минуты роковые
Всё так же слеп.Всё так же старики и дети
Бредут на свет.
Всему есть судьи и свидетели,
Прозренья нет.
I. Вступительное слово учителя.
“Железному канцлеру” Германии прошлого века приписывают следующее довольно зловещее изречение: “Если хотите построить социализм, то выберите страну, которую не жалко”. История выбрала Россию.
Мы, по Маяковскому, “повернули истории бег”, за что и последовала чудовищная расплата. “На нашу страну, - писал Ленин, - падают теперь особенно тяжёлые муки первого периода начавшегося акта родов – родов ноого общества”. Этот “первый период” – гражданская война – унёс более 5 миллионов человеческих жизней, из которых около двух миллионов эмигрантов, кои сами остались живы, но для которых родина умерла, а это тоже смерть наполовину.
“Ураган времени – революция, корабль бытия пляшет в волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания”. Так, невольно воскрешая образы библейского потопа, вселенской катастрофы, а с другой стороны, картину сотвореия мира, света из тьмы и тверди посреди воды, написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году.
Попытаемся и мы сегодня воскресить атмосферу того времени, соединив, как в мозаике, из свидетельств очевидцев – поэтов, публицистов, философов – целостную картину того сложного и трагического времени, имя которому – Революция.
Когда-то известный вольнодумец и философ Пётр Чаадаев сказал: “Мы будем истинно свободны… лишь с того дня, когда вполне уразумеем пройденный нами путь, когда из наших уст помимо нашей воли вырвется признание во всех наших заблуждениях, во всех ошибках нашего прошлого, когда из наших недр исторгнется крик раскаяния и скорби, отзвук которого наполнит мир. Тогда мы естественно займём свое место среди народов, которым предназначено действовать в человечестве не только в качестве дубин и таранов, но и в качестве идей.” Памятуя эти слова, не утратившие своей актуальности и сегодня, воскресим страницы нашей истории, рассматривая её через призму искусства.
Так что же есть Октябрьская революция: “праздник угнетённых и трудящихся” или “окаянные дни”? Попробуем найти ответ на этот непростой вопрос.
II. Обсуждение вопросов урока в соответствии с заранее намеченным планом, сопровождаемое выразительным чтением стихов наизусть.
- Как отнеслась в Октябрьской революции русская творческая интеллигенция? Какую позицию по отношению к Октябрю заняли писатели?
Выступления учащихся о Маяковском, Блоке, Есенине, Клюеве, Ахматовой, Волошине, Мандельштаме, Северянине, Бунине, Ремизове. Учитель следит за регламентом выступлений (1-2 мин.), от учащихся требуются чёткие, краткие, обоснованные ответы.
Учитель: Итак, отношение поэтов и писателей к свершившейся революции было неоднозначным: от приветственных кличей Маяковского “О, четырежды славься, благословенная!” до бунинского проклятия “окаянным дням”.
- В чём писатели и философы видели причины и цели Октябрьской революции?
Краткие сообщения учащихся о С.Л. Франке, А.Блоке, В. Маяковском:
Вот что писал по этому поводу в “Размышлениях о русской революции” Семён Людвигович Франк: “ Откуда же взялась русская революция? Какие силы её породили?
Когда вглядываешься в прошлое, наученный настоящим, становится сразу же ясным одно: русская революция началась не в 17-ом году и не в 1905 году.
…Русская революция по своему основному, подземному социальному существу есть восстание крестьянства, победоносная и до конца осуществлённая всероссийская пугачёвщина начала 20 века…
Для русского мужика барин был не только “эксплуататором”, но – что, быть может, гораздо важнее – “барин”, со всей его культурой и жизненными навыками, вплоть до платья и внешнего обличья, был существом чуждым, непонятным и потому внутренне не оправданным, и подвластность этому существу ощущалась как бремя, которое приходится и даже нужно “терпеть”, но не как осмысленный порядок жизни..”
И далее он замечает:
“Русская революция по своему внутреннему социально-политическому существу есть болезненный кризис острой демократизации России – не больше, но и не меньше… народ, в преобладающей своей части разочаровавшийся в осуществлении революции, ещё не разочаровался в её замысле”
О грандиозности этого замысла хорошо сказал в своей статье “Интеллигенция и революция” Александр Блок: “… Мы, русские, переживаем эпоху, не имеющую равных себе по величию… Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью.
… Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимых недостойных; но – это её частности…
Размах русской революции.. таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесёт в заметённые снегом страны – тёплый ветер и нежный запах апельсиновых рощ; увлажнит спалённые солнцем степи юга – прохладным северным дождём. “Мир и братство народов”, – вот знак, под которым проходит русская революция.
Другой поэт Владимир Маяковский верил, что “там, за горами горя, солнечный край непочатый” и мечтал о том, “чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем”
- Чья точка зрения на этот вопрос кажется вам наиболее правильной?
Учащиеся высказывают своё мнение по вопросу.
- Каково отношение писателей к народу, совершившему революцию? Как оценивают они действия правительства большевиков, их вождя В.И.Ленина?
Краткий рассказ учащихся о гражданской позиции М. Горького, И.Бунина, В.Короленко, С.Есенина, М.Волошина, В.Маяковского, Н.Бердяева с опорой на цитаты из их произведений, статей.
В “Несвоевременных мыслях” Горький ещё до Октября писал, что революционер “относится к людям, как бездарный учёный к собакам и лягушкам, предназначенным для жестоких научных опытов, с тою, однако, разницей, что и бездарный учёный, мучая животных бесполезно, делает это ради интересов человека, тогда как революционер сего дня далеко не постоянно искренен в своих опытах над людьми”
Тема эта – революция, опыт, эксперимент – вновь и ещё резче зазвучит в послеоктябрьские дни. Горький скажет о большевиках:
“Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России.”. И вновь: “Мне безразлично, как меня назовут за это моё мнение о “правительстве” экспериментаторов и фантазёров, но судьбы рабочего класса в России – не безразличны для меня. И пока я могу, я буду твердить русскому пролетарию: “Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного опыта, а в глазах вождей ты всё ещё не человек”.
К этому слову - “эксперимент” - обращается и В.Г.Короленко в своих “Письмах к Луначарскому”:
Я не менее любого большевика люблю наш народ… Но я люблю его не слепо, как среду, удобную для тех или иных экспериментов, а таким, каков он есть в действительности”.
- Как могло случиться, что светлая мечта человечества, которая зародилась в лучших умах его, обернулась постыдной реальностью?
Сообщения учеников о точке зрения Н. Бердяева, И. Литвина на этот вопрос. Чтение заранее подготовленными учениками наизусть отрывка из поэмы Н. Коржавина “Танька” и стихотворения В. Казанцева “В борьбе полыхающей, жаркой…”
- Так оправдывает ли цель средства? Согласны ли вы с утверждением К.Маркса, что “цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель”?
Учащиеся высказывают своё отношение к проблеме, аргументируя его, опираясь при этом на примеры из прочитанных произведений, статей.
- Какое влияние оказала революция на творческие судьбы писателей, на их талант?
Краткие ответы учащихся на вопрос. Чтение наизусть стихотворений В.Солоухина “Три поэта”, И. Северянина “Поэза правительству”, М. Волошина “На дне преисподней” (по выбору)
Учитель: Последствия революции в культуре были тяжелы. Сначала часть писателей, предвидя свою ненужность в новом обществе и, следовательно, свою незавидную участь оказаться случайно или по ошибке расстрелянными, эмигрировали сами. Это такие писатели и поэты, как, например, И. Бунин и В. Ходасевич, философы, как Мережковский, композиторы, как С. Рахманинов, художники, как М. Кандинский и т. д.
Других, как, скажем, Бердяева и Сорокина, выслали в 1922 году.
Третьи, как Шаляпин, оказались “невозвращенцами”.
По неполным данным, 17 тысяч деятелей культуры, науки, искусства, из них только литераторов более тысячи, было погублено и ещё 600 с трудом выжило.
Но и те из лучших, кто по разным причинам остался, были обречены на полуголодное существование и безгласность, как, например, Платонов и Булгаков. Кое-кто не вынес и покончил с собой, как Есенин, или поначапу не согласившийся с ним Маяковский, или “возвращенка” М. Цветаева.
Наконец, кое-кто, опять-таки из лучших, из тех, кто принял режим и был обласкан им, оказались обречёнными на творческое бесплодие, как Блок и Горький, или вырождение таланта, как Фадеев, который в конечном счёте покончил с собой.
Остальных бесконечно шпыняли, третировали, обвиняли в “декадентстве”, как Ахматву, или впрямую называли “подонками советской литературы”, как М. Зощенко. За одно разоблачительное стихотворение поэта могли арестовать и погубить, как Мандельштама, а за величальное – даровать жизнь, как Пастернаку.
- Можно ли считать Октябрь началом нового художественного летоисчисления?
Сообщения учащихся об отношении М. Цветаевой, М. Волошина, Н. Бердяева к этому вопросу
Учитель: На это вопрос, пожалуй, хорошо ответила Марина Цветаева. В первые годы после Октября (1917 – 1922) она противопоставляла себя в стихах революционной действительности. То был своеобразный вызов за утраченный дорогой уклад жизни, за потерю родительского крова, когда рушились давние, романтически-книжные мечты о жизни. В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей дейситвительность без враждебности и раздражения, с жадным художническим вниманием. Уже будучи в эмиграции, она писала:
“ Признай, минуй, отвергни Революцию – всё равно она уже в тебе – и извечно. Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после революции не дрогнул и не вырос голос, - нет.”
- Как оценивают Октябрьскую революцию наши современники? Вы лично? В чём актуальность этой темы сегодня?
Одиннадцатиклассники высказывают своё мнение, звучат стихи В. Солоухина, “Еастала очередь моя”, “Друзьям”, И. Ляпина “Стихи о революции”, А. Межирова “Что ж ты плачешь, старая развалина?”, Ю. Друниной “Последние стихи”
Учитель: Вопрос об отношении к Октябрьской революции в частности и к революции как одному из способов радикального переустройства мира сегодня как никогда актуален. В последнее время произошла переоценка казавшихся ранее незыблемыми ценностей. Многие историки и политики пытаются переписать историю, сообразуясь со своими интересами. Белые пятна истории зачастую закрашиваются чёрной краской или, наоборот, происходит идеализация прошлого. Молодому поколению порой очень трудно разобраться, где правда, где ложь, кому верить, кому не верить. Пытаясь осмыслить историю своей страны, мы обращаемся к произведениям поэтов, писателей, публицистов, философов – свидетелей и участников тех событий и наших современников. И их свидетельства, часто очень эмоциональные, субъективные, противоположные друг другу, помогают нам разобраться и понять, как всё было на самом деле.
Тема отношения к революции сегодня вызывает огромный интерес у всех, кому небезразлична судьба Родины, её будущее. Наше время тоже можно назвать переломным революционным – история повторяется. Но, увы, наша история нас ничему не научила. Потому таким горьким разочарованием, трагическим мироощущением, предвестием надвигающейся катастрофы звучат слова современных поэтов. Слишком дорого даётся освобождение от иллюзий, слишком горько прозрение. Об этом одно из последних стихотворений А. Межирова, автора очень известного и популярного когда-то стихотворения “Коммунисты, вперёд!”
- В исполнении ученика звучит стихотворение “Что ж ты плачешь, старая развалина?”
Учитель: Не все смогли пережить крушение веры. Ушла добровольно из жизни поэтесса Юлия Друнина, оставив свои прощальные стихи (ст-ие “Покрывается сердце инеем…”)
Другой же наш современник В. Солоухин, окидывая мысленным взором историю нашей страны с октябрьских дней, пишет: “Настала очередь моя”. Ученик читает стихотворение.
- Какую позицию занимает автор? Разделяете ли вы её?
А каким горьким чувством проникнуто стихотворение Игоря Ляпина о нашем нынешнем дне (“Стихи о революции”) и песня Игоря Талькова!
Звучит магнитозапись песни Игоря Талькова “Генеральская тетрадь”
Итог урока.
Итак, что же такое революция: величайшее событие двадцатого века или социальная катастрофа?
Учащиеся высказывают своё мнение.
В исполнении ученика звучит стихотворение Ю. Беличенко “Опять у них Россия виновата…”
Заключительное слово учителя
Прошло почти 90 лет с того дня, как свершилась Октябрьская революция. Сменилось не одно поколение. Вы, ребята, являетесь правнуками тех, чья юность пришлась на 1917 год. Молодость ваших дедов совпала с Великой Отечественной войной. Юность ваших отцов и матерей пришлась на 70-ые годы – время, которое современные историки называют “застоем”. Ваша же юность принадлежит новому времени – времени перемен, когда, по сути, на глазах у всех произошла “тихая” революция, без выстрелов “Авроры”, без громких митингов и боёв. Эта революция произошла внутри нас всех: страна резко сменила курс, правительство сменило политику, многие люди изменили свои взгляды. Думаю, что сегодняшний урок помог вам глубже взглянуть на жизнь и на литературу и осмыслить многие вопросы.
Литература к уроку.
- А. Блок “Интеллигенция и революция”, “Крушение гуманизма”, “Без божества, без вдохновенья…”, “Двенадцать”
- В Маяковский “Я сам”, “Хорошо!”
- С. Есенин “Анна Снегина”, “Сорокоуст”, “Русь советская”
- В.Г. Короленко “Письма к Луначарскому”
- И.А.Бунин “Окаянные дни”
- А.М. Горький “Несвоевременные мысли”
- М. Волошин “Автобиография”, “Гражданская война”, цикл “Усобица”
- А. Ремизов “Слово о погибели земли Русской”, “Заповедное слово русскому народу”
- Н. Бердяев “Истоки и смысл русского комунизма”, философская автобиография “Самоопознание”
- С.Л. Франк “Размышления о русской революции”
- А.Л. Литвин “красный и белый террор в России”
- Сборник статей “Октябрьская революция: величайшее событие 20 века или социальная катастрофа?”
- Н. Коржавин, поэма “Танька”
- Стихи современных поэтов о революции (В. Солоухин, Н. Доризо, И. Ляпин, Е.
- Нефёдов, А. Межиров, Ю. Друнина, Ю. Беличенко, М. Вишняков и др.)