Нетрадиционная форма проведения урока
Существует гипотеза, что нестандартный урок необходим для воспитания творчески активной личности.
Цели:
1. Педагогические
а) обучающая
- на основе собственных наблюдений, наблюдений практической работы систематизировать знания о коже, её строении, функциях.
- Рассмотреть вопрос оказания первой помощи при повреждениях кожи, вопросы гигиены.
б) развивающая
- развитие речи, кругозора учащихся, развитие психических процессов: мышления, произвольного внимания, памяти.
- Развитие у детей познавательного интереса.
в) воспитывающая
- Воспитание аккуратности, чистоплотности, бережному отношению к своему здоровью
2. Оздоровительная
- использование психического настроя для снятия напряжения, физминутки для снятия у детей утомления и коррекции зрения.
3. Цель профессионально-личностного развития
- овладение принципиально новыми приёмами планирования и проведения уроков с учётом психолого-физиологической характеристики детей.
1. Организационный момент (под музыкальный фон)
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Игра “Заморочки из бочки”
Я предлагаю вам поиграть в игру “Заморочки из бочки”. В бочонке находятся разные предметы, вам нужно с завязанными глазами определить что это (в бочонке находятся яблоко, пластилин, вата, морковь).
- Ребята, с помощью какого органа чувств вы узнали предметы, не видя их? (Учитывая психологические особенности детей на данном этапе работу можно предложить кинестетикам)
3. Подготовка к восприятию нового материала
Посмотрите, какие вы нарядные, красивые. Но, к сожалению, одежда может порваться, намокнуть, испачкаться. Вот бы приобрести такую одежду, которая не будет мяться, ни промокать, и не станет маленькой…
А ведь такая одежда у вас есть. Догадались, о чём идёт речь? (Конечно же, это кожа)
4. Сообщение темы урока, постановка цели.
На прошлом уроке мы говорили коже как органе осязания, сегодня мы рассмотрим кожу, как орган человеческого организма.
Тема нашего урока “Надёжная защита организма”
Как вы это понимаете? Чтобы всё выяснить о коже, предлагаю отправиться в научно – исследовательский институт и посетить: лабораторию исследования кожи, гигиеническую, кабинет оказания первой помощи.
- Как вы думаете, что мы нового узнаем после посещения этих лабораторий, чему новому научимся? (Совместная постановка целей урока выносится на доску)
- Выясним, для чего нужна кожа, её строение и функции
- Поговорим о гигиене кожи
- Будем учиться оказывать первую медицинскую помощь при повреждении кожи
Тема урока, цели для аудиалов прочитываются вслух, для восприятия визуалов, записываются на доске, перед кинестетиками поставлены проблемные вопросы.
5. Новое
Научно-исследовательский институт (Приложение 1)
Первая лаборатория, которую мы посетим, “Лаборатория исследования кожи” (Приложение 2)
Позвольте назначить младшими научными сотрудниками….
Работать будем по бригадам. В каждой бригаде по 6 человек.
1-я бригада работает с лупами по инструкции №1.
2-я бригада работает со стеклянными приборами по инструкции №2. (Приложение 3)
(Бригады составлены по взаимодополняемости. Здесь представлены все типы восприятия, темперамента. В каждой бригаде есть лидер, с высоким уровнем предпочтения. Такая организация бригад, способствует высокой работоспособности, бесконфликтности.)
-Перед вами план работы и приборы для опыта. В бланках можете делать записи. По окончании работы вам предстоит сделать вывод. Удачной вам исследовательской работы!
Фронтальная работа с классом
Внимательно осмотрите кожу на своей руке. Потрогайте её, потяните.
Что вы можете о ней сказать? Посмотрите кожу на кончиках пальцев. Что вы видите? Есть ли у людей на кончиках пальцев одинаковые рисунки? Что об этом знаете?
Подведение итогов исследования
Выступление бригады №1 и бригады №2.
По ходу их выступления на доске появляется схема:
На доске
Вы наверное, заметили, что у разных людей разный цвет кожи. У одних она темнее, у других светлее. Это зависит от пигмента меланина.
- Посмотрите, как выглядит кожа под микроскопом. (Приложение 4)
- Из скольких слоёв состоит наша кожа?
Что находится в первом слое? Для чего нужны поры?
Что находится во втором слое?
Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется и наше тело охлаждается. Подкожный жир защищает от ушибов и сохраняет тепло.
К кожным покровам относятся также волосы и ногти. Компьютер в нашей лаборатории выдал интересную информацию о коже и её образованиях, давайте с ней ознакомимся.
Закрепление. Самостоятельная работа.
У каждого ученика на парте компьютерная распечатка. (Приложение 5)
(Распечатки представлены тремя вариантами. Материал использовался из детских энциклопедий. Изложен научно, доступно, интересно. Для визуалов использовали иллюстрированный материал)
Проверка. А знаете ли вы…
Вы ознакомились с интересным дополнительным материалом. Своё выступление предлагаю начать словами: “А знаете ли вы. . ”
Обобщение. Давайте обобщим с вами всё, что узнали в данной лаборатории. Отметим тех, кто наиболее активно работал, делал правильные научные выводы.
- Продолжим нашу экскурсию дальше.
Гигиеническая лаборатория (Приложение 6)
Почему лаборатория так называется? Какая связь с темой нашего урока? Что такое гигиена? (Гигиена – свод правил, которые надо соблюдать, чтобы быть здоровым)
(Проблемные вопросы заинтересуют кинестетиков. Они в толковом словаре найдут ответы, на поставленные вопросы.)
В данной лаборатории младшими научными сотрудниками назначаются…
Самостоятельная творческая работа бригады
Задание: Составить гигиенические правила ухода за кожей.
Если у детей данное задание вызывает затруднение можно использовать опорную схему для визуалов. (Приложение 7)
Работа с классом.
- А знаете ли вы, что на 1см. кожи скапливается до 40. 000 микробов. Какой вывод нужно сделать?
Чтение учащимися стихотворения “Жил на свете мальчик странный”
Жил на свете мальчик странный, просыпался поутру,
И бежал скорее в ванну, умываться, я не вру.
Руки мыл зачем-то с мылом, а лицо мочалкой тёр.
На руках все пальцы смыл он, щёки в дырках до сих пор.
Сыну мама запретила, умываться по утрам, убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран. Хотите, верьте, хотите, нет!
Мальчик этот был упрямым, маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он и конечно, заболел.
Тут к нему позвали разных, самых лучших докторов
И диагноз был таков: если мальчик будет грязным, будет он всегда здоров!
Хотите, верьте, хотите, нет!
Выступление группы исследователей. Правила гигиены.
Игра “Моё, наше” Приглашаются 2 ученика. На столе лежат различные предметы. Один должен выбрать те, которые используются только для личной гигиены. Другой те, которыми могут пользоваться все члены семьи.
(Полотенце, зубная щётка, мочалка, шампунь, носовой платок, расчёска)
- А какие знаете вы пословицы и поговорки о чистоте и чистоплотности?
Игра “Собери пословицу” (пословицы записаны на доске)
Выводы сделайте сами.
Продолжаем нашу экскурсию дальше.
Кабинет оказания первой помощи. (Приложение 8)
Какие иногда проблемы случаются с кожей?
Сейчас мы будем учиться оказывать первую помощь. Перед вами аптечка со всем необходимым (вата, бинт, лёд, йод, зелёнка, жгут. .)
А вот и пациенты. . (роль пациентов играют дети)
- Однажды я шёл по тропинке лесной
Вдруг, чувствую, кто – то идёт за спиной
Я шагу прибавил, упал прямо в ров
И ногу свою разодрал таки в кровь. Окажите первую помощь.
Повреждения бывают разные. Поверхностные и глубокие. Если повреждена не только кожа, но мышцы нужно обратиться к врачу.
- Я решил сварить компот
Взял изюм, орехи, мёд.
Всё кипело, пар клубился
Наконец компот сварился.
Маме я понёс на пробу
И себе ожёг я ногу. Окажите первую помощь
- Я взяла сегодня нож
И блестящ он и хорош,
Будет резать он припасы.
Что случилось, не пойму.
Нож лежит уж на полу.
А на пальчике, вот тут
Ранка появилась вдруг. Окажите первую помощь
- А какие неприятности могут произойти с кожей в зимнее время?
- Полезным ли для нас оказалось посещение этой лаборатории? Чему вы научились?
На данном этапе активное участие примут и аудиалы, и визуалы, и кинестетики. Аудиалы играют роль пациентов. Кинестетикам интересно будет принять участие в практической части при оказании помощи.
6. Обобщение
Наше путешествие в научно – исследовательский институт подходит к концу. Какие открытия вы для себя сделали? Выполнили ли всё, что планировали? Для чего нам нужны эти знания?
7. Итоговая проверка. Тест.
- Поднимите сигнальную карточку с правильным ответом.
1. Какое значение имеет кожа?
А) украшает
Б) защищает от повреждений
В) защищает от жары и холода
2. Что является кожным образованием?
А) уши
Б) волосы
В) ногти
3. Подкожный жир
А) сохраняет тепло
Б) защищает от загара
В) охлаждает
8. ИТОГ УРОКА
Оцените свою работу:
- Сегодня я работал…
- Мне особенно удалось…
Своей работой на уроке я. .
Д/з: Решить кроссворд (Приложение 9)