Цели и задачи:
- Обобщить знания по теме “Наши предки в далеком прошлом”, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории.
- Закрепить навыки работы с картой, понятиями, датами, пословицами.
- Развивать умения работы в группе.
- Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою родную землю, своих предков.
- Ввести учащихся в глубь истории Российского государства, дать возможность почувствовать “Аромат времени”.
Оформление:
- настенная карта “Русь IX–XII век”.
- картины: “Съезд князей”, “Новгородское вече”.
- гербы русских городов.
- слайды “Культура Киевской Руси”.
- товары к ярмарке: зерно в мешках, меха, мед, оружие.
Ход урока
Учитель:
Ребята, мы с вами изучили тему “Наши предки в далеком прошлом”. Сегодня на уроке вы покажите свои знания истории Земли русской IX – XII века, умение работать с картой, датами, понятиями.
“Слава нашей стороне, слава русской старине
И про эту старину я рассказывать начну
Чтобы люди знать могли о делах родной земли”.
Наша родная земля, называемая Россией, имела некогда совсем другой вид. На громадном пространстве тянулись леса, озера, топкие болота, к югу степи (см. карту). Людей жило мало, селились они по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина. Это были племена восточных славян – предков русских, украинцев и белорусов. Проходили годы, десятилетия, поселения расширялись, превращались в города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск. Главным городом и столицей Киевской Руси стал город Киев. Простилалась она от Белого до Черного моря, от Вислы до Камы и Печеры.
Общие дела в городах решали на мирских сходах (вече). А на съездах князей решали вопросы внутренней и внешней политики, защите русских земель от половцев и печенегов. Так, например, на съезде в Любиче 1097 г. Решено было заботиться о родной земле, защищать ее, а не враждовать между собой. Сегодня наш урок “Славянский сход” должен выяснить какими были русские города.
Ученик 1:
Эй вы, люди добрые, слушайте нас. Мы зачитаем вам княжеский указ.
Ученик 2:
“Я великий князь. Созываю все княжества земли русской на славянский сход. Собирайтесь, поделитесь мудростью, знаниями истории земли русской, богатствами похвастайте, наряды из сундуков доставайте, да товар к торгу готовьте, дабы на праздник явиться веселыми, да нарядными”.
Учитель:
Ну что, ребята, отправимся на сход?
Ученики:
Да!
Учитель:
Для этого путешествия нужно приобрести билеты. Правильный ответ на вопрос это право на приобретения билета. Разделимся на 5 команд, и капитаны могут приступить к ответам.
Ученики отвечают на вопросы по билетам.
Билет №1. По берегам, каких рек селились славяне?
Билет №2. Как одевались наши предки?
Билет №3. О чем говорят эти пословицы? (приложение №1 “О занятиях славян”).
Билет №4. Здесь изображены духи, в которых верили славяне, назовите их.
Билет №5. Перечислите орудия труда и оружие славян.
Учитель:
Молодцы! Билеты куплены, теперь мы отправимся в путешествие во времени на ракете. “К запуску ракеты приготовиться!”
Ученики:
- Есть, приготовиться!
Учитель:
- Включить контакты!
Ученики:
- Есть, включить контакты!
Учитель:
- Завести мотор!
Ученики:
- Есть завести мотор! Поехали! Ура!
Учитель:
Произошло превращение. Вы теперь не команда, а представители русских городов, я комментатор.
А встречает нас князь, он ждет рассказов о городах Руси: Киеве, Новгороде, Рязани, Владимирове, Москвы.
Ученики получают оценочные листы с заданиями (приложение №7)и начинают по очереди рассказывать о своем городе по плану:
- Где находится город? (показать на карте)
- Почему так называется?
- Герб города.
- Богатства города (демонстрация товаров к торгу)
- Оформить путеводитель по городу.
Комментатор:
Первыми на наш сход прибыли жители Рязанского княжества, (представление города)
Ученик 1:
Не молодица любовалась, играя зеркальцем в руке,
И в день погожий отражалась Рязань – красавица в Оке.
В зеркальные гляделись воды, сбегая весело с холма,
Крылечки, башни, переходы – князей рязанских терема.
На площади собор богатый, за ним раскинулся базар.
Вокруг хоромы и палаты купцов рязанских и бояр.
За ними слободы людские, дворы, часовни городские.
Комментатор:
А вот приближаются к князю жители Новгорода Великого, вольного города, (представление города)
Ученик 2:
Ой, ты, Новгород Великий, господин торговых дел.
От боев с ордою дикой ты счастливо уцелел.
И стоит твой Кремль Детинец на высоком берегу,
Словно сахарный гостинец в светлый праздник на торгу.
Ой, ты, древний город вольный, не привык поклоны класть…
Новгородцы недовольны, уступая князю власть
Ты единственный меж всеми управлялся без князей
Только нынче ведь не время, вольной гордости твоей.
Комментатор:
Из колец сплетенных туго, это древняя кольчуга.
Шлемы гордо так несут, то владимирцы идут, (представление города)
Ученик 3:
Москва – река, тебе хвала! В веках ты видела не мало
Когда б ты говорить могла, ты многое бы рассказала
Ты б рассказала нам о том, как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом, росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ученик 4:
В граде Киеве палаты, и хоромы, и дворцы,
Стены в шашечку крашены, кровля высится венцом,
На балясниках точенных верх шатровый под крыльцом.
Белокаменные плиты украшают весь фасад.
За стеной, вьюнком увиты, расцветает чудный сад.
Вот это были города Руси лесистой и огромной
Столицей Киев был тогда.
Князь принимает дары.
Комментатор – учитель:
Какими же были русские города?
Предполагаемый ответ ученика:
Хорошо укрепленные, плодородные земли, богатые леса, реки. В городах процветало ремесло, торговля, грамотность, культура,(в подтверждение см слайды “Культура Киевской Руси” и решаем задачи Приложение №2)
Комментатор:
А теперь знаньями да мудростью блесните! “Ну-ка! Кто смелее, братцы! Выходи-ка мудрецы, покажите знанья ваши”
Предлагается работа по группам:
Новгородцы, киевляне, москвичи выбирают, что относится к их городу: “золотые ворота, остожье, вече, обед силен, Юрий Долгорукий, матерь городов русских, Софийский собор, подол, Днепр, Москва, Волхов, Ильмень.” (приложение №3)
Владимирцы занимаются исторической математикой:
988 год + князь Владимир =…
… год + Юрий Долгорукий = Москва
Рязанцы работают с терминами и понятиями: летописи, фреска, вече, мозаика, пергамент,(приложение №5)
Учитель работает с группами по очереди.
Звучит музыка, появляется скоморохи.
1-й скоморох:
Еще ворота на засовах, и площадь ярмарки пуста
А через час в рядах торговых уже начнется суета.
2-й скоморох:
Откроются ларьки, лабазы, и выложат товары, снедь.
И загудит в посадах сразу колоколов церковных медь.
3-й скоморох:
Ой вы гой еси, добры молодцы и красны девицы.
В час назначенный, в час положенный
Приглашаем вас на ярмарку русскую
Будем игры играть, будем песни петь, будем пляски плясать.
Купцы предлагают товары. Игры, (приложение №6)
Князь:
Спасибо вам москвичи, новгородцы, Рязанцы, владимирцы, киевляне. Любите вы свою землю, приумножайте богатство ее. Живите дружно, не ссорьтесь. Ведь ссоры ослабевают. А слабого победить легко.
Комментатор:
В какой город нам нужно возвратиться? (Новый Уренгой)
В какой год? (2007)
В какой век? (XXI)
Правильно! Приготовьтесь к запуску ракеты.
Ученики:
Ура! Вот мы и дома.
Сдаются оценочные листы.
Список используемой литературы.
- А.А. Данилов, Я.Г. Косулина “Истории России” 6 класс. Москва “Просвещение” 2003 год
- П.Н. Воздвиженский “Моя первая русская история”. Москва 1998 год
- Ишимова “История в рассказах для детей”. Москва “Просвещение” 1998 год
- С. Голицын “Сказания о земле Московской”. Москва “Детская литература” 1991 год
- С.Г. Горяйнов “Задачник по истории России”. Ростов-на-Дону “Феникс” 1996 год
- И.А. Федорчук “Интеллектуальные игры для школьников”. Ярославль “Академия развития” 1998 год