Реализация региональной целевой программы "Русский язык в Татарстане"

Разделы: Администрирование школы


В соответствии с региональной целевой программой “Русский язык в Татарстане” с учетом региональных, социально-экономических и этнографических особенностей социума МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5" города Чистополя определила концептуальные позиции ее реализации. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний, свободного владения русским языком независимо от национальной принадлежности, педагогический коллектив школы видел решение проблемы в наиболее полной реализации целей и задач гуманитарного лингвистического образования.

Целями школьной программы “Русский язык в Татарстане” являлись следующие:

Цели:

  • обеспечение активного развития и функционирования русского языка как государственного языка Республики Татарстан;
  • укрепление позиций русского языка как языка межнационального общения;
  • укрепление позиций русского языка как основы русской художественной литературы и взаимодействия культур;
  • обновление одержания и методов обучения русскому языку как родному и неродному;
  • формирование языковой личности ХХ1 века на традициях славянских, тюркских и других народов России.

Реализации программы “Русский язык в Республике Татарстан” идет по следующим направлениям:

  • русский язык как государственный язык РФ и РТ;
  • русский язык как основа русской художественной литературы и взаимодействия культур народов РТ;
  • русский язык как язык межнационального общения;
  • русский язык в системе образования (повышение квалификации учителей, пропаганда языка, проведение конкурсов и конференций учителей и учащихся);
  • обеспечение эффективности выполнения учебной программы;
  • совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества знаний по русскому языку, уровня грамотности и речевой культуры;
  • корректировка программ с учетом типа классов (русские, классы с преподаванием на родном татарском языке);
  • обеспечение необходимой учебной, методической и справочной литературой;
  • внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий.
мероприятия срок ответственные
1. Проведение неделя “Неделя родного языка” в рамках мероприятий во исполнение указа Президента республики Татарстан “Об учреждении празднования “Дня родного языка” 26 апреля” ежегодно с 20 по 30 апреля ШМО русского и татарского языков и литературы
2. Празднование Дня русского языка ежегодно в феврале ШМО русского языка и литературы
2. Организация и проведение конференций, семинаров, практикумов для учителей русского языка и литературы 2005- 2010 ШМО учителей русского языка и литературы, администрация
3. Проведение предметной недели русского языка и литературы ежегодно ШМО учителей русского языка и литературы
4. Подготовка исследовательских работ для участия в работе лингвистических секций ежегодной фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио", Поволжской научной конференции учащихся имени Н.В.Лобачевского и др. 2005-2010 Учителя-предметники
5. Участие в работе предметных секций ежегодной городской научно-практической конференции учащихся “Шаг в мир науки” 2004-2010 Администрация школы,ШМО, учителя-предметники
6. Работа с одаренными детьми в школьном научном обществе, подготовка рефератов, докладов по отдельным проблемам на секцию русского языка и литературы традиционного общешкольного “Дня знаний” 2005 - 2010 Учителя русского языка и литературы,

Руководитель ШМО, зам директора по УР

7. Проведение олимпиады по русскому языку и литературе для учащихся русский и татарских классов ежегодно ШМО учителей русского языка и литературы
8 Работа временной творческой группы “Литературное краеведение” 2003 - 2010 Руководитель ШМО
9. Систематическое и плановое повышение квалификации учителей русского языка 2005 - 2010 ШМО учителей русского языка и литературы
10. Внедрение компьютера в учебный процесс, использование новых информационных технологий 2005 - 2010 учителя.
11. Проведение конкурсов сочинений, юных литераторов, чтецов и мелодекламаторов ежегодно ШМО учителей русского языка и литературы
12. Выпуск школьного литературного альманаха с первыми литературными опытами и исследованиями в области литературного краеведения 2005 - 2010 Руководитель ШМО
13. Вовлечение в работу по пропаганде русского языка одаренных учащихся. Участие в подготовке материалов странички школьников в газете “Чистопольские известия” 2005 - 2010 ШМО учителей русского языка и литературы, учителя
14. Обобщение опыта работы школы и отдельных учителей по пропаганде русского языка, использованию новых технологий, компьютера в преподавании русского языка и литературы (работа творческих групп, проведение конференций, использование активных форм и методов преподавания 2005 - 2010 Руководитель ШМО и проблемной творческой группы, зам директора по УР

В школе восемь классов с преподаванием на родном татарском языке.. Эти классы были открыты для практической реализации Закона РТ “О языках народов РТ”и для реализации конституционных прав личности в языковой среде.

Русский язык в школьной практике выступает во всех своих аспектах, а именно: в системном, функциональном, эстетическом, историческом. Русский язык выступает как основа всего гуманитарно-образовательного процесса в полиэтнической среде и как средство формирования речемыслительной деятельности, взаимодействия русской и татарской культур. Результаты сопоставительных исследований укрепляют интегрирующую функцию русского языка как языка науки и культуры. Изучение русского языка в сопоставительном плане с татарским языком способствует более эффективному владению как русским, так и родным языками. В процессе преподавания учителя русского языка ориентируются на гуманистическое мышление, интеллектуальный потенциал личности и индивидуализацию развивающего обучения, педагогику сотрудничества и толерантности (с учетом возрастного фактора и здоровья школьников). Русский язык способствует консолидации многоязычных народов РТ, взаимообогащению национальных языков и культур, их сближению и созданию в РТ атмосферы доверия и согласия. Владение русским языком означает приобщение к культуре русского народа, а через нее – к культурам народов мира.

. Дети успешно выступают на городских олимпиадах по русскому языку и литературе.

2003-04 10В русский язык 1
русский язык 1
11Г русская литература 2
2004-05 10в русский язык НШ 2
русский язык НШ 3
2005-06 11в русский язык НШ 3
11в русская литература НШ 2
10в русская литература НШ 3
2006-07 русский язык НШ 3
  русская литература НШ 2

В процессе преподавания русского языка и литературы учителями используются новые педагогические, в том числе и информационные технологии. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. В системе работы учителей наметилась тенденция использования различных видов программ: контрольных и тестирующих, моделирующих, игровых, информационно-справочных, мультимедийных. Учителя подбирают игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогают ученикам в процессе работы за компьютером, оценивают их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет им переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Использование электронных обучающих систем позволяет сократить непроизводительные затраты времени, повысить продуктивность учебной деятельности, усилить мотивацию обучения. Был проведен открытый урок на семинаре зам директоров по учебной работе на тему “Использование электронного варианта “Словаря великорусского языка” В.И. Даля” при подготовке к сочинению”.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы работает над повышением теоретического уровня и методического мастерства учителей: открытые уроки, внеклассные мероприятия, конкурсы чтецов и стенгазет привлекают внимание учителей и учащихся. На заседаниях заслушиваются доклады, к аттестации обобщается опыт работы учителей в виде презентаций. Ежегодно проводится Неделя русского языка и литературы.

План проведения Недели русского языка и литературы
Девиз: “Прошла война, прошла страда, но боль взвывает к людям.

Давайте, люди, никогда об этом не забудем.” (А.Твардовский)

Дата Мероприятие классы
  Конкурс чтецов “Спасибо тебе, городок на Каме…” в литературном музее Б.Л.Пастернака. 5-11 классы
  Конкурс на лучшее сочинение “Война – жесточе нету слова” 5-11 классы
  Конкурс рисунков “Война глазами детей” (по произведениям о Великой Отечественной войне) 1-11 классы
  Конкурс творческих работ “Война коснулась всех” (рассказ о ветеране) в четырех номинациях “Живопись”, “Графика”, “Портрет”, “Рисуем вместе” (дети и родители) 5 – 8 классы
  Конкурс стенных газет 5-11 классы
  Открытые уроки:
  • урок-рассуждение по роману Л.Н.Толстого “Война и мир” - “Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие” (Л.Н.Толстой);
  • урок-диалог “Правда о войне” по повести В.Кондратьева “Сашка”;

Путешествие в созвездие глаголов

10 класс

11 класс

5 класс

  Внеклассные мероприятия:

“Стал Чистополь обителью для муз” (Осип Колычев) (о жизни и творчестве в эвакуации Б. Пастернака, М. Исаковского, В. Бокова и др.);

“Я родом не из детства – из войны” (Ю.Друнина);

“И не погаснет свеча нашей памяти” (вечер-встреча трех поколений)

7 класс

8 класс

9-11 классы

С 2001 по 2005 годы в школе работала творческая группа учителей литературы на тему “Использование эпистолярного жанра на уроках и во внеклассной работе”. В 2005 году творческая группа учителей завершила работу над темой и выбрала новую тему - “Литературное краеведение”.

В рамках программы школы “Одаренные дети” в школе ежегодно проводится “День науки”. Так, например, в 2005 году работало три предметных секции русского языка и литературы, на которых выступило 38 учащихся. Лучшие работы были награждены дипломами Первой и Второй степени. Выступления на секциях “Дня науки” являются итогом работы учащихся в течение всего учебного года в ученическом научном обществе “Поиск” под руководством компетентных учителей. Две лучшие исследовательские работы были представлены на первую городскую научно – практическую конференцию учащихся “Шаг в мир науки” в мае 2004 года на секцию русского языка и литературы; в апреле 2005 года на вторую городскую конференцию были представлены две работы по литературе; а в 2006 году на третьей городской на секции русского языка конференции ученица 10 класса Зайцева Ю. получила диплом второй степени.

Во исполнение указа Президента Республики Татарстан “Об учреждении празднования “Дня родного языка” 26 апреля” в период с 19 по 26 апреля проводится традиционная неделя “За чистоту родного языка!”, в рамках которой в прошлом году были проведены разнообразные мероприятия на родных языках обучающихся в школе детей – русском и татарском.

План проведения "Недели родного языка"
Дата Мероприятие Классы
19 апреля “Конкурс знатоков родного татарского языка” 7 классы
20 апреля цикл бесед под общей рубрикой “Экология слова”:

беседы и диспуты на тему “Два слова - мать и мат – несовместимы и взаимоуничтожаемы”;

беседы по теме “Благозвучие родного языка”;

“Штрафное очко – за непристойность”;

5 – 11 классы

5 и 6 классы

7 и 9 классах

11 классы

21 апреля круглый стол на тему “Язык мой – друг мой”. 8 и 11 классы
22 апреля конкурс сочинений и творческих работ на тему “Родной язык – цветок мой ласковый”. 5-11 классы
22 апреля конкурс чтецов на русском и татарском языках 5-11 классы
23 апреля творческая встреча с юными талантами под названием “Проба пера”, 7-11 классы
24 апреля - конкурс плакатов, стенных газет на тему “За чистоту родного языка” 8 – 11 классы
26 апреля “Грамотное поколение” 6,8 и 11 классы

Проведение “Недели родного языка” способствует воспитанию любви и бережному отношению к родному слову: к художественному, публицистическому, к слову печатному и звучащему. Все мероприятия воспитывают в детях патриотизм, национальное самосознание, любовь к родной культуре, к малой родине. Разнообразные формы проведенных мероприятий помогают развитию творческой активности и самостоятельности учащихся, учат их творчески мыслить, анализировать, сопоставлять, искать ответы на поставленные вопросы, задуматься над вопросами богатства языковой культуры русского и татарского языков и решать вопросы экологии родного языка. Она способствует более глубокому пониманию учащимися родного языка и взаимообогащению русской и татарской языковых культур.

Система работы по реализации программы “Русский язык в Республике Татарстан” дает положительную динамику в знаниях учащихся, хотя остаются нерешенные проблемы по повышению культуры речи, соблюдению норм литературного языка, искоренению жаргонизмов, вульгаризмов, непристойных выражений, воспитанию коммуникативной толерантности. Учителя русского языка и литературы стремятся к тому, чтобы русский язык способствовал консолидации многоязычных народов РТ, взаимообогащению национальных языков и культур, их сближению и созданию в Республике Татарстан атмосферы доверия и согласия.