Факультативное занятие по развитию тонкой моторики рук и речевой деятельности в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Развивать мелкую моторику рук и тонкокоординированные движения пальцев;
  2. Обогащать и расширять словарный запас учащихся путем называния названий, признаков и действий транспортных средств;
  3. Развивать речевую и познавательную активность учащихся;
  4. Совершенствовать грамматический и лексический строй речи;
  5. Формировать умение говорить перед всем классом, отвечать на вопросы.
  6. Развивать психические процессы – память, внимание, мышление.
  7. Развивать межполушарное взаимодействие.

Оборудование: 4 предметных картинки с изображением транспортных средств – 2 варианта, картинки с изображением автомобилей (автомобили-цистерны, пожарная машина, почтовая машина, карета “скорой помощи”, такси легковое и грузовое, милицейская машина, рефрижератор), картинки с изображением вертолета и лодочки, эмблемы с изображением разных видов транспорта – по количеству детей, трафареты транспорта из папиросной бумаги – по количеству детей, цветные карандаши, альбомы для штриховки, веревочки по количеству детей.

Ход занятия

I. Организационный момент. Упражнение “Сядет тот, кто назовет любое транспортное средство”. По мере называния дети тихо садятся на свои места.

II. Сообщение темы и целей занятия.

III. Блок развития речевой деятельности.

1. Упражнения на поиск соответствующего понятия

а) “Кто чем управляет”.

Дети отвечают по цепочке.

Автобусом управляет водитель, гоночной машиной – гонщик, грузовиком – шофер, поездом – машинист, вертолетом – вертолетчик, самолетом – летчик, кораблем – капитан, мотоциклом – мотоциклист, велосипедом – велосипедист, ракетой – космонавт, яхтой – яхтсмен.

б) “Угадай и назови”.

Как называются машины, которые:

  • убирают мусор (мусороуборочные);
  • перевозят грузы (грузовые);
  • перевозят людей (пассажирские);
  • приезжают к больным (“скорой помощи”);
  • приезжают на пожары (пожарные);

2. Упражнение на классификацию предметных картинок.

“Какая картинка лишняя?”.

Детям предъявляются картинки с изображением 4 транспортных средств:

  • 1 вариант – автобус, трамвай, самолет, автомобиль;
  • 2 вариант – катер, лодка, мотоцикл, пароход.

Дети находят лишнюю и объясняют свой ответ.

3. Работа с текстом.

Учитель-логопед читает текст, в процессе чтения которого дети отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, несколько раз произносят и запоминают труднопроизносимые слова: цистерна, рефрижератор, регулировщик, регулировать.

Мчатся по улице автомобили.

Обратите внимание: на многих автомобилях нарисованы яркие отличительные знаки. А иногда и весь автомобиль окрашен в яркий, заметный цвет. Для чего это надо?

Вот проехал автомобиль-цистерна. Он возит какую-то жидкость: чистую воду (голубая цистерна), молоко (светло-желтая цистерна), цемент (оранжевая цистерна)… Теперь узнаете эти машины? Несколько раз медленно повторим слово “цистерна”!

Промчался красный автомобиль – пожарная машина, у этой машины еще есть отличительные звуковые и световые сигналы. Какие?

Легко узнать почтовою машину, у нее на борту – диагональная синяя полоса.

Машина с красным крестом на борту – санитарная (карета “скорой помощи”). Как и у пожарной – у нее свои сигналы. Какие?

Легковые и грузовые такси тоже легко узнать: впереди горит яркий зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?

Милицейская машина – она очень заметная, на борту – горизонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои световые и звуковые сигналы. Какие?

Вот едет огромная машина-холодильник, она носит название рефрижератор. Постарайтесь четко произнести это название машины.

За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и пешеходов. Медленно и четко произнесите слова: милиционер-регулировщик, регулировать.

Чтение текста сопровождается демонстрацией картинок с изображением указанных автомобилей.

IV. Физкультминутка.

Дети выполняют движения, сопровождаемые словами:

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Подвижная игра “Земля, воздух, вода” на закрепление видов транспорта (наземный, воздушный, водный).

Детям раздаются эмблемы с изображением разных видов транспорта.

По сигналу “Земля” дети с эмблемами наземного транспорта поднимаются с мест и топают ногами.

По сигналу “Воздух” поднимаются и машут руками дети, на эмблемах которых изображен воздушный транспорт.

По сигналу “Вода” поднимаются и хлопают руками дети, на эмблемах которых изображен водный транспорт.

Игра проводится в быстром темпе 2 раза.

V. Блок развития тонкой моторики рук.

Массаж пальцев.

Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:

Жил на свете Аладдин,
У него был в лампе джинн.
Чтоб позвать наружу джинна,
Трем мы лампу Аладдина.

Гимнастика для пальцев с использованием карандашей.

Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:

Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).

“Ладонь – кулак”

Руки положить на стол:

а) ладони прижаты к столу;

б) одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);

в) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, то кулак.

“Колечко”

Большой палец правой руки поочередно соединяются в кольцо с каждым пальцем. Затем то же левой рукой. Затем одновременно обеими руками.

Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.

Пальчиковые упражнения.

Сегодня мы научимся выполнять новые упражнения.

1 упражнение “Вертолет”

а) показ картинки с изображением вертолета;

б) объяснение:

  • на счет 1 – сплести руки в корзинку;
  • на счет 2 – указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками – это хвост вертолета;
  • на счет 3 – большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

в) выполнение упражнения вместе с детьми;

г) самостоятельное выполнение упражнения детьми под стихотворение:

Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!

2 упражнение “Лодочка”.

а) показ картинки с изображением лодочки;

б) объяснение:

  • на счет 1 – ладонь руки – вверх, сложить пальцы лодочкой;
  • на счет 2 – плавно двигать кисть руки влево – вправо;

в) выполнение упражнения вместе с детьми;

г) самостоятельное выполнение упражнения детьми под стихотворение:

Долго лодочку качало.

Ветер стих и лодка встала.

Работа с предметами “Что спряталось в комочке?”

Детям предлагается разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги, обвести его и нанести штриховку на изображение.

Работа в альбоме для штриховки.

VI. Итог занятия. “Узелки на память”

Дети вспоминают, чему научились на занятии, и завязывают узелки (каждый узелок – определенный этап занятия) на своих веревочках.

Список используемой литературы.

  1. Л.Н. Арефьева “Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет”. М.: Творческий центр “Сфера”, 2005 год.
  2. А.Е. Белая, В.И. Мирясова “Пальчиковые икры для развития дошкольников”. М.: АСТ. Астрель, 2002 год.
  3. Л.П. Савина “Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников. М.: АСТ. Астрель, 2002 год.
  4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика”. М.: АСТ. Астрель, 2002 год.