Калейдоскоп "Красота без доброты умирает невостребованной"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • способствовать творческой профессиональной и личностной самореализации студентов группы;
  • продолжать становление профессиональной позиции студентов при проведении работы по формированию таких общечеловеческих ценностей, как красота и доброта.

Задачи:

  • углубить представления студентов о красоте и добре;
  • развивать навыки педагогической рефлексии;
  • воспитывать мировоззренческие позиции.

Форма проведения: калейдоскоп.

Оборудование: мультимедийный проектор; плакаты с афоризмами; краски, бумага.

Подготовительная работа:

1. За 2-3 недели всем студентам группы предлагается, исходя из интересов, продумать свое участие в мероприятии:

  • подобрать материал по теме;
  • разучить стихи о красоте и добре;
  • разработать сценарий общего мероприятия.

2. Написать сочинение на тему “Мой лучший друг”

3. Оценить уровень доброты каждого студента.

4. Создать слайд-фильм “Эталон красоты в разные эпохи”

5. Создать компьютерную презентацию, имитирующую “Калейдоскоп”

Ход мероприятия

ВЕДУЩИЙ:

Откуда ты взялась такая?
Где ты росла, где ты цвела?
Твоим желаниям потакая,
Природа всё тебе дала…

Мы приветствуем всех собравшихся здесь! Сегодня вы присутствуете не на обычном часе общения. Мы услышим много разных мнений о красоте и доброте. Как не странно эти понятия тесно связаны друг с другом. Нам хотелось бы с вашей помощью выяснить – прав ли был С. Джонсон, сказав: “Красота без доброты умирает невостребованной”

А поможет нам в этом калейдоскоп. Вы все помните эту незамысловатую игрушку: трубка, три зеркальца и несколько разноцветных стекляшек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила! И мы, осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, старались сберечь этот неожиданно получившийся хрупкий узор, а нам так хотелось, чтобы удивившее нас порадовало и наших друзей.

Вырастая мы забываем и перестаем играть в детские игрушки, но мы не забываем тех минут, когда, восхищаясь, открывали для себя мир, представший перед нами во всем своем многообразии, как узоры калейдоскопа.

Сегодня через маленькое отверстие этой игрушки мы можем увидеть не только узоры, но и страницы интересных книг, побеседуем с великими людьми, посмотрим на самих себя со стороны и поделимся впечатлениями об увиденном.

Захочется сказать о красоте,
Но нет слов, а если и есть – другие,
Красивые и всё же не такие,
Похожие как будто, но не те…

ВЕДУЩИЙ: Скажите, друзья, а что, по-вашему, есть красота? (ответы студентов)

Давайте обратимся к словарю:

“Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение”. (Ожегов)

- А какого человека на ваш взгляд можно назвать красивым? (ответы студентов)

- Давайте проследим, как изменялись критерии и эталоны красоты в разные времена, у разных народов. (показ презентации “Эталон красоты в разные эпохи” с комментариями)

ВЕДУЩИЙ: Менялись времена, менялись люди, нравы, мода, до чего же правдива известная всем нам пословица: “на вкус и цвет товарищей нет”

Поделитесь своими впечатлениями от увиденного! (высказывания студентов)

ВЕДУЩИЙ: “Крутим калейдоскоп дальше! А это что? Ах, это стихи! А что может быть прекраснее поэзии?! У Сергея Островского есть замечательные стихи:

Женщины

Если вы так прекрасны и так обольстительны
Если ваши глаза сравнивают с небом и с морем,
Если белому мрамору хочется стать вашим телом,
Если Ромео любил Джульетту,
Если человечество начинало из-за вас войны,
Если столько раз на этой земле вам объяснялись в любви –

- Почему среди вас есть несчастные, есть одинокие?

- Часто говорят: не родись красивой, а родись счастливой. Выходит, что не с лица воду пить?. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка” и ответьте на вопрос: “В чем Заболоцкий увидел красоту девочки?”

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчугана, сверстникам ее
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость, так же как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит.
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом!
Есть лица –подобия жалких лачуг
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

- Чем привлекло автора лицо, сравниваемое им с маленькой хижиной?

Откинув бремя повседневности
В ночной целительной глуши,
Перебираю драгоценности,
Хранимые на дне души
Их у меня не так уж много,
Но больше и не надо мне,
При подведении итогов
Они не падают в цене.

- Ответьте, о каких драгоценностях говорит Людмила Татьянина?

ВЕДУЩИЙ: От поэтической картинки калейдоскоп переносит нас к разнообразным рисункам ваших сочинений. Вы написали очень много хороших слов о своих друзьях. Какие же качества вы цените больше всего в них? Это -

  • Доброта
  • Человечность
  • Доброжелательность
  • Терпеливость
  • Терпимость
  • Выдержка
  • Честность
  • Порядочность

- Подумайте, какие качества вы хотели бы развить в себе? А какие в окружающих? Запишите их в два столбика.

По статистике:

Хотят развить в себе

46% уверенность
30 % выдержка
30% целеустремленность
12% сила воли
5% доброжелательности

Хотят добавить окружающим

50% доброты
30 % честности
22% взаимопонимания
16% терпимость
12% щедрость

Мы видим, что люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности. Любовь и понимание силой не вырвать. Иногда их можно получить как подарок от людей добрых по натуре. Но поскольку природа не всегда щедра, лучше следовать одному из правил высокой психологической культуры: пожелай себе того, что желаешь другим. Вы чувствуете дефицит доброты в окружающих – значит нужно быть добрее самим.

- Кого вы считаете самым добрым в нашей группе? (знакомство студентов с положительными результатами диагностики на определение уровня доброты)

ВЕДУЩИЙ: Но калейдоскоп – это такая игрушка, которая никогда не перестанет удивлять. Сейчас мы оказались за круглым столом с великими людьми.

(обсуждение афоризмов)

1. Твори добро друзьям своим, чтоб они еще более любили тебя; твори его своим врагам, чтоб они сделались когда-нибудь твоими друзьями. (Клевоул)

2. Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого. (Демокрит)

3. Совершеннейший из людей тот, кто любит всех ближних своих и делает им добро без разбора, хороши ли они или дурны. (Магомет)

4. Когда ты сделал кому-нибудь добро, и это добро принесло плоды, зачем же ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело? (Марк Аврелий)

5. Тот, кто делает добро другому, делает больше добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость. (Сенека)

6. Добрый человек это тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, - тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи. (Древнееврейское изречение)

ВЕДУЩИЙ: Ну вот, друзья, настало время нам подвести итоги.

Вспомните все слова, связанные с добром и выразите их в цвете.

Проделайте то же со злыми словами. Сравните получившиеся рисунки. Почему вы выбрали именно такую палитру? Какой рисунок приятнее для восприятия?

Напишите на своих рисунках добрые пожелания и обменяйтесь ими.

Рефлексия. Студентам предлагается продолжить предложения:

Я не задумывался над вопросом ранее, но, заглянув в калейдоскоп, могу сказать, что…

Мне кажется, что в калейдоскопе главным является…

Передавая калейдоскоп своему другу, я твердо уверен в том, что…

Сегодня проблема, открывшаяся в калейдоскопе актуальна, потому что…

Калейдоскоп заставил меня задуматься над тем, что…