Цели урока:
- Создать условия для формирования у учащихся представлений об электрическом поле и его свойствах.
- Сформировать у учащихся представления об этапах и методах исследовательской деятельности.
Формируемые умения: формулировать гипотезы и проверять их, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование:
- Электроскоп; насос Комовского; шарик из фольги, подвешенный на штативе с помощью непроводящей нити; палочки из стекла и эбонита; кусочки шелка, меха, шерсти.
- Диск 1 С: Физика. Используются видеофрагменты, на которых демонстрируются силовые линии электрического поля, портреты М. Фарадея и Д. Максвелла и их биографии, компьютер, проектор, экран.
- Раздаточный материал – Словарь с изучаемыми терминами (см. приложение).
План урока.
№ | Элемент урока | Временной интервал |
1 | Организационный момент | 3 мин |
2 | Актуализация знаний | 5 мин |
3 | Изучение нового материала: | 24 мин: |
4 |
|
- 5 мин - 3 мин - 12 мин - 4 мин |
5 | Итоги урока. Рефлексия. | 6 мин |
6 | Домашнее задание | 2 мин. |
Ход урока
№ | Этап урока | Комментарий |
Организационный момент | ||
Актуализация знаний Осуществляется через работу по повторению основных терминов, необходимых на уроке: Вещество, Взаимодействие, Гипотеза, Исследование, Материя, Объективность, Поле, Реальность. |
В конце данной работы учащимся раздается распечатанный словарь, в котором нет формулировки понятий Электрическое поле и Электрическая сила. Заполняется по ходу урока. | |
Изучение нового материала Постановка проблемы. Демонстрация: Шарик, подвешенный на нити. Вопрос: Как заставить шарик двигаться? Вывод: Необходим “посредник для передачи механического взаимодействия. Примеры: буксировка одного автомобиля другим (посредник – трос), действие звука на барабанную перепонку (посредник – воздух). Условие: взаимодействие передается с конечной скоростью. Демонстрация: Отклонение стрелки электроскопа при приближении заряженной палочки, без соприкосновения. Вопрос: Как передается взаимодействие? Демонстрация: Взаимодействие листочков электроскопа в вакууме, созданном под колоколом насоса Комовского. Вывод: Воздух не может быть таким посредником. Выдвижение гипотезы Возможно, существует “нечто”, что осуществляет электрическое взаимодействие. Пояснение учителя: К такому же выводу пришли английские ученые Фарадей и Максвелл. Они утверждали, что вокруг заряженных тел существует особая материя, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником при взаимодействии является электрическое поле. Итак, мы сделали открытие. Теперь электрическое поле необходимо исследовать, т. е. изучить его свойства. Формулировка задач. Пути решения задач и их реализация. Вопрос: Какие свойства поля мы можем сформулировать. Как мы их можем проверить экспериментально. Учащиеся с помощью учителя формулируют следующие задачи. Задача 1: Каким образом можно обнаружить электрическое поле? Решение: Электрическое поле действует на электрический заряд, внесенный в это поле с силой – это - электрическая сила. Демонстрация: Взаимодействие заряженной гильзы и заряженной палочки, без соприкосновения. Задача 2: Можно ли электрическое поле каким-либо образом наглядно представить. Демонстрация: Видеофрагмент с диска “Силовые линии электрического поля” Задача 3: От чего зависит действие электрического поля? Решение: Проверить зависимость электрического взаимодействия от расстояния и величины заряда. Демонстрация: проверка данных зависимостей с помощью электрометра и заряженной палочки. Формулировка выводов В выводах учащиеся еще раз повторяют основные понятия данного урока, и записывают их в словарь. |
Выслушиваются ответы учащихся, если нет
предложения - Поднести заряженное тело, задать
наводящие вопросы. Ребята обязательно скажут, что через воздух! При необходимости, необходимо помочь учащимся. Демонстрируются портреты и читаются биографии.
На этом этапе учащимся чаще всего необходима помощь, при необходимости нужно задать наводящие вопросы.
При наличии необходимого оборудования в кабинете, можно продемонстрировать |
|
Итоги урока. Рефлексия. | В настоящее время существует много вопросников, с помощью которых можно организовать этот этап урока. | |
Домашнее задание § 28, вопросы после §, выучить термины из словаря. |
Использовался учебник “Физика – 8”, А. В. Перышкин, М. “Дрофа”, 2004 г. |