Все дети от рождения одинаковы, но в процессе их развития возникают и проявляются индивидуальные особенности. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди учащихся есть такие, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой. Если понять природу детских затруднений во взаимодействии с миром, людьми, с самим собой – ребенку можно будет помочь.
Для эффективной помощи можно опираться на несложную модель, которая поможет объяснить причины возникновения проблем и устранить их. Одну из таких моделей предлагает академик Международной Академии “Информатизация, связь, управление в технике, обществе”, доктор философии А.С.Валявский. Она сводится к следующему: информация поступает к человеку по трем каналам – визуальному, аудиальному, кинестетическому; затем она обрабатывается и выводится в виде речи, действий и прочих реакций. Неполадки в каждом из блоков (ввод – обработка - вывод информации) будут приводить к тем или иным проблемам. Работа мозга, связанная с приемом, переработкой и выдачей информации, контролируется “диспетчерской программой”. Она приписывает действиям определенные степени значимости и очередности, решает, что будет важным, а что второстепенным. Не стоит забывать, что для полноценного развития ребенка нужно гармоничное развитие как левого полушария (отвечающего за строгую логику, умение выводить следствие из причин, возможность аргументировано доказывать и т.д.), так и правого (отвечающего за целостное и эмоциональное восприятие окружающей действительности, образное мышление и эмоциональное поведение). Для полноценного развития ребенка необходима также связь в работе двух полушарий мозга.
Если разобраться, как именно ребенок видит, слышит, ощущает, как взаимодействуют каналы, как обрабатывается информация, поступившая по ним в мозг, можно получить практическое руководство для того, чтобы помочь ребенку.
В нашей школе в течение 3 лет действует “Школа Радости”, на занятиях которой используются игры по системе А.С.Валявского, В.В.Воскобовича и др. Нами разработана программа этико-психологического развития ребенка, которая предлагает использование игр, способных запустить механизм развития и оздоровления детского организма. При совместном приложении усилий взрослых (педагогов и родителей) и ребенка происходит физическое, интеллектуальное, психическое, социальное оздоровление, которое сопряжено с обучением, самопознанием, самосовершенствованием. Программа включает в себя игры, направленные на тренировку диспетчерской программы, кинестетического, визуального, аудиального каналов, тренировки левого и правого полушарий мозга и их взаимодействия. Цель данной программы - создание условий, способствующих успешной адаптации учащихся к школе и жизни в социуме.
Программа представляет собой чередование блоков по формированию навыков общения и психологического развития личности. Содержание курса носит диагностический и деятельностный характер. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми, преодолевают свои переживания, снимают эмоциональное напряжение и налаживают межличностный контакт с учителями и сверстниками. Участие в тренингах и коллективных играх позволяет учащимся научиться самостоятельности в принятии верного решения, формирует адекватные формы поведения, развивает чувство уверенности в себе. Использование оздоравливающих учебных игр позволяет превратить процесс обучения в процесс общения, а значит в этический процесс воспитания на образовательном материале, обеспечивает максимальное развитие учащихся за счет стимуляции каналов приема информации.
Чтобы определить, какие игры помогут детям успешнее справляться с трудностями, необходимо провести диагностику с использованием стандартного набора упражнений /Приложение №1,2/.
На первом занятии учащиеся знакомятся с программой курса, широкими возможностями оздоравливающих учебных игр. Это позволяет смотивировать детей на осознание своих проблем и на изменение ситуации.
Все занятия в нашей Школе Радости начинаются с приветствия и рефлексии. Это помогает осмыслить значение “волшебного” слова “Здравствуйте!”, снимает комплекс “зажатости”, помогает развивать чувство уверенности в себе, научает сопереживать окружающим людям.
В результате тренировки диспетчерской программы начинает развиваться самостоятельность учащихся, основанная на внутренних командах.
При использовании игр на развитие кинестетического канала повышается уверенность ребенка в себе, преодолеваются страхи, улучшается координация движений, равновесие и устойчивость, контроль над собственными движениями.
Игры для развития визуального канала тренируют глазомер, опознавание предметов по их контуру, способствуют коррекции зрения, помогают увеличивать охватываемое поле зрения, развивать синхронность движения рук.
Игры для тренировки аудиального канала помогают коррекции речи учащихся. Дети начинают говорить четко и уверенно, управлять своим голосом. В процессе выполнения заданий мы тренируем точный вывод информации, восприятие разнообразных звуков, в том числе тихих и очень громких.
Использование игр для тренировки левого полушария мозга развивает способности, контролируемые этим полушарием (логика, умение выводить следствие из причин, возможность что-либо аргументировано доказывать).
Игры для тренировки правого полушария мозга развивают целостное и эмоциональное восприятие окружающей действительности, образное мышление и эмоциональное поведение.
Комплекс игр для тренировки взаимодействия правого и левого полушария помогает расширять возможности восприятия ребенком мира с помощью каждого из каналов, налаживать их конструктивное взаимодействие.
Кроме того, на занятиях мы часто используем игры В.В.Воскобовича (по технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей “Сказочные лабиринты игры”).
Широко применяем изодеятельность, бумагопластику, работу с пластилином, природным материалом, кубиками, головоломками-паззлами. Используем мячи различного диаметра и формы, скакалки. К каждому занятию подбираем интересное музыкальное оформление. Для стимуляции биологически активных точек применяем некоторые приемы самомассажа, хождение босиком по различной поверхности, используя горох, бобы, мягкие еловые шишки.
Все задания связаны друг с другом, поэтому каждое из игровых упражнений обладает комплексным воздействием на все подсистемы организма.
Занятия сюжетно связаны друг с другом. Мы “путешествуем” по горам и рекам, лесам и долинам, “бываем” на полянках и горных плато, иногда “попадаем” в болото. И очень часто оказываемся в волшебной Стране Сказок, где играем роли сказочных героев, “превращаясь” в лягушат, гусят, снеговиков, поросят и т.д.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “ШКОЛЫ РАДОСТИ” для детей младшего школьного возраста “Приключения весёлых поросят”
Задачи:
- Развивать диспетчерскую программу, восприятие, процессы внимания, логическое и творческое мышление, воображение, речь, память, мелкую моторику рук.
- Развивать коммуникативную культуру: умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
- Развивать творческие способности и самостоятельность.
Оборудование:
- Развивающая игра В.В.Воскобовича “Прозрачный квадрат”.
- Спортивное оборудование: гимнастическая скамейка, мячи различной формы и размеров.
- Природный материал: шишки, бобы, горох.
- Игрушки: мягкие, шарики-“поросята”, бубен, ведёрки.
- Музыкальное сопровождение: CD-диски.
- Пластилин, цветные карандаши, бумага (по выбору учащихся).
Ход занятия
1. Рефлексия. Дети и педагоги встают в круг. После приветствия каждый подтверждает свою готовность заниматься. При этом ребенок держит в руках мягкую игрушку (поросёнка), которую передаёт стоящему рядом. Ведущий педагог нацеливает детей на занятие, “вводит в сказку”.
П: Ребята! Вы, конечно, обратили внимание на то, какая игрушка была у вас в руках. А в какой сказке есть такой персонаж? Поросята были веселые или грустные? Сегодня наше занятие так и называется: “Приключения весёлых поросят”. Начинаем сказку!
2. Упражнение “Протяжка гласных”. Развивает умение длительно заниматься каким-либо делом, не прерываясь, контролировать себя в процессе деятельности.
П.: Жили-были веселые поросята. Они так радовались жизни, что часто пели свою песенку: И-И-И. Первый поросенок пел низким голосом.
Давайте и мы споём такую песню, и постарайтесь после вдоха как можно дольше тянуть гласную И низким голосом. Доложите, пожалуйста, о своей готовности.
/ Каждый ребенок должен сказать: “Я готов!”, и только после этого выполняется упражнение/ Внимание! Приготовились! Начали!
Второй поросенок пел обычным голосом. /Дети пропевают И обычным голосом/.
А третий поросенок пел высоким, тоненьким голосочком. /Дети пропевают И высоким голосом/.
3. Упражнение “Мостик” (интерпретация упражнения А.С.Валявского “Идет бычок, качается”. Дети проходят по гимнастической скамейке с открытыми глазами (руки в стороны), с закрытыми глазами, и задом наперед с открытыми глазами.
П.: Поросята решили пойти на полянку, чтобы там вдоволь повеселиться и поиграть. Но на пути встретился ручеек, через который можно перейти по мостику.
4. Упражнение “Прыгунки”. Выполняется на мячах большого диаметра с “ручкой” и “рожками”.
П.: На полянке поросята стали весело скакать, устроили соревнование, кто быстрее проскачет на мячике вокруг пенечка.
5. Релаксация. Под музыку дети садятся на коврики в позе “Лотоса” и отдыхают.
6. Упражнение “Катись колбаской”. Игра для развития кинестетического канала. Дети катятся по коврам с правого бока, затем с левого бока, прижав руки к туловищу, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
П.: Поросята очень любят покувыркаться на травке. Они скатываются друг за другом с небольшого пригорочка.
7. Массаж биологически активных точек. Используются маленькие мячики с мягкими шипами, шишки для массажа ладоней, хождение босиком по гороху, бобам, шишкам.
8. Игра “Волк”. Развивает диспетчерскую программу, слуховое восприятие, внимание, умение быстро реагировать на изменение ситуации и ориентироваться в пространстве.
П.: Поросята так расшалились, что потревожили волка. Он вышел на полянку и сел на пенечек. Вы можете дразнить волка, напевая песенку “ Нам не страшен серый волк!” и приближаясь к нему. Но по команде “Волк!” он будет вас ловить, а вы должны убежать.
9. Игра “Меткий стрелок”. Развивает визуальный канал, координацию движений, помогает ориентироваться в пространстве, развивает эмпатию.
П.: Волк поймал нескольких поросят. Надо выручать друзей. Чтобы отвлечь волка, мы будем кидать шишки, а поросята смогут спастись. /Каждому ребенку выдаём по 3 шишки, которыми нужно попасть в ведерки с заданного расстояния/.
10. Конструирование. Способствует развитию мышления, воображения, зрительного восприятия, мелкой моторики, творческих способностей, самостоятельности.
П.: Молодцы, что освободили пойманных поросят. Но чтобы спастись от волка, нужно построить домик. /Дети самостоятельно (по одному или в группах) конструируют домики из “Прозрачных квадратов”, бумаги, пластилина или рисуют их. Из работ детей оформляется выставка./
11. Рефлексия. Подводится итог работы. Отслеживается эмоциональное состояние детей, их удовлетворенность проведенным занятием.