Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отношение к делу и окружающей действительности.
На занятиях кружка для младших школьников “Мы познаем природу” преобладающим видом деятельности является практическая работа. Воспитанники приобщаются к научным способам познания мира, осуществляется наблюдение за природными явлениями, ставятся простейшие опыты.
Условия учреждения дополнительного образования детей и внеклассная работа позволяют привлечь воспитанников к развитию познавательных интересов, к участию в исследовательской деятельности.
Основной метод получения научных выводов - сравнение наблюдений, опытов и экспериментов. Для воспитанников начальной школы практикуется постановка несложных опытов, не включенных в программу общеобразовательной школы.
При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов) данные опытов вносятся в таблицы. При анализе проведенной работы воспитанники сравнивают результаты опытов и наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных.
Обработку результатов проводим после окончания опытов на основании записей.
После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, воспитанники возвращаются к поставленным задачам и смотрят, ответил ли исследователь на поставленные вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных опытов. Формулируя выводы, помним, что отрицательный результат - тоже результат, и он тоже отражается в выводах.
Данная работа описывает организацию и проведение опытов на занятиях кружка для младших школьников “Мы познаем природу” при изучении темы “Семенное размножение растений”.
Опыт 1. “Значение размера семян”.
Задание:
1. Сгруппировать семена в зависимости от размера.
2. Посеять семена разных размеров на одинаковую глубину.
3. Заполнить таблицу.
4. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от размера.
Название культуры | Дата посева | Размер семян | Число дней от посева до всходов | ||
Крупные | Средние | Мелкие | |||
Опыт 2. “Значение глубины посева семян”.
Задание:
1. Посеять семена одного размера на разную глубину.
2. Заполнить таблицу.
3. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от глубины посева.
Название культуры | Дата посева | Дата появления всходов при глубине | Число дней от посева до всходов | ||||
1 см | 2 см | 3 см | 4см | 5см | |||
Опыт 3. “Значение намачивания семян на их прорастание”.
Задание:
1. Разделить семена петунии на три группы.
2. Одну группу семян петунии оставить сухой.
3. Вторую группу семян петунии поместить в чашку Петри с простой водой.
4.Третью группу семян петунии поместить в чашку Петри с микроэлементами.
5. Посеять семена в грунт и результаты записать в таблицу.
6. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян и энергии прорастания от намачивания в чистой воде и в воде с микроэлемнтами.
Вариант культуры | Дата посева | Число проросших семян через указанное количество дней | Всхожесть в % | Энергия прорастания в % | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
Сухие семена | |||||||||||||
Семена, намоченные воде | |||||||||||||
Семена, намоченные с микроудобрениями |
Опыт 4. “Значение намачивания и подсушивания семян на их прорастание”.
Задание:
1. Разделить семена петунии на две группы.
2. Одну группу семян петунии оставить сухой.
3. Вторую группу семян петунии намочить в простой воде и подсушить.
4. Посеять семена в грунт и результаты записать в таблицу.
5. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от намачивания и подсушивания.
Вариант культуры | Дата посева | Число проросших семян через указанное количество дней | Всхожесть в % | Энергия прорастания в % | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
Сухие семена | |||||||||||||
Семена, намоченные воде и подсушенные |
Опыт 5. “Набухание семян при прорастании”.
Задание:
1. Десять-пятнадцать семян в банке залить водой примерно до половины их высоты
2. В другой банке столько же семян оставить сухими.
3. Обе банки закрыть пленкой.
4. Сравнить набухание семян.
Опыт 6. “Прорастание семян при скарификации”
Задание:
1. Семена горошка душистого разделить пополам.
2. Одну половину семян осторожно разрыхлить наждачной бумагой .
3. Вторую половину оставить необработанной.
4. Уложить семена в чашки Петри в марлю. Залить водой.
5. Результаты записать в таблицу.
7. Сравнить всхожесть семян и энергию прорастания обработанных и необработанных семян.
Вариант | Число посеянных семян | Число проросших семян через указанное количество дней | Всхожесть в % | Энергия прорастания в % | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||
Обработанные семена | |||||||||||||||
Необработанные семена, |
Опыт 7. “Протравливание семян ”.
Задание:
1. Семена астр в марлевых мешочках погрузить в воду.
2. Нагреть воду с семенами до 40, 50, 60, 70 градусов.
3. Выдержать в течение пяти минут.
4. Подсушить семена.
5. Посеять семена в грунт
6. Результаты записать в таблицу.
7. Определить оптимальную температуру воды для обеззараживания семян термическим способом.
Вариант нагрева воды | Число посеян-ных семян | Число проросших семян через указанное количество дней |
Всхо-жесть в % | Всего проросших семян | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
40 градусов | |||||||||||||
50 градусов | |||||||||||||
60 градусов | |||||||||||||
70 градусов |
Литература
- А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др. Биологический эксперимент в школе. Книга для учителя.- М., Просвещение, 1990.
- А.А.Чувикова, С.П.Потапов, Т.Г.Черных, А.А.Коваль; под ред. С.П.Потапова. Практикум по цветоводству. – М., Колос, 1984.